Личный фонд. Камшилова Екатерина Викторовна (1904-1986 гг.), художник-график, живописец, член Союза художников СССР

Фонд № 1140. Крайние даты документов: 1853–2007

Описи фонда

Историческая справка

Камшилова Екатерина Викторовна (1904-1986) художник-график, живописец, член Союза художников СССР

Екатерина Викторовна Камшилова родилась 2 сентября 1904 года в городе Ирбите Пермской губернии (ныне Свердловской области) в семье учителя Виктора Павловича Камшилова.
В 1912 году семья Камшиловых переезжает в г. Пермь из-за необходимости обучать детей в гимназии. Глава семейства устраивается на службу в Казенную палату.
В 1923 году Е.В. Камшилова поступает в Пермский художественный техникум, в котором проучилась до 1926 года. Здесь она на всю жизнь приобрела верных друзей, таких как М.И. Кузнецов, В.М. Орешников, В.А. Оболенский, П.И. Кузьмичев, Т.И. Волкова, Д.Л. Зайдман и др. Студенческая жизнь в техникуме была насыщена творчеством. Будущие художники, «будхуды» как они себя называли, ставили инсценировки, пели, читали стихи, дискутировали на различные темы, активно принимали участие в выступлениях революционных деятелей, писателей. Известны воспоминания Екатерины Викторовны о выступлении В. Каменского: «Помню огромный зал, замазанные краской табуреты, огромные палитры для клеевой краски. Стол, покрытый красным кумачом. Ведро воды, ковш. Порхая, влетел Каменский и с ходу начал читать: «Сарынь на кичку! Ядреный лапоть пошел шататься по берегам» Из ковша пил воду. Все было в порядке вещей».
В техникуме Екатерина Викторовна знакомится со своим будущим мужем – Львом Зиновьевым, с которым в 1926 году, после окончания техникума, уезжает в Ленинград. Там она продолжила свое образование в Ленинградской академии художеств на факультете графики, которую закончила в 1930 году с дипломом «инженера-графика». С благодарностью Екатерина Викторовна вспоминала своих педагогов, и в особенности Матвея Гениховича Манизера, Павла Семеновича Наумова, Константина Эдуардовича Линдблата, Дмитрия Исидоровича Митрохина и др.
Получив диплом, Екатерина Викторовна остается в Ленинграде вместе со своим мужем. Она устраивается на работу в офортную и литографскую мастерскую Е.С. Кругликовой при Ленинградском отделении Союза художников. Долгие десять лет, вплоть до войны, мастерская, где работала Екатерина Викторовна, оформляла к революционным праздникам фасады бывшего Строгановского дворца на Невском.
Еще до начала Великой Отечественной войны Екатерина Викторовна приняла участие в двух представительных ленинградских выставках – женщин-художниц Ленинграда и выставки Горкома ИЗО.
А 22 июня 1941 года должна была открыться выставка, но Екатерина Викторовна вынуждена была эвакуироваться вместе с пятилетней дочкой в Пермь. В Ленинграде погибло все имущество, в том числе работы Екатерины Викторовны. На этом несчастья Екатерины Викторовны не закончились – в начале 1942 года пришло сообщение о гибели мужа, защищавшего Ленинград, на ее попечении остались дочь, мать, племянник, отец которого также погиб на фронте.
В одном из каталогов выставок, вступительную статью к которому написала А. Будрина, приведены воспоминания Екатерины Викторовны: «С осени 1941 года организовалась мастерская агитплаката, где художники Перми, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, с Украины, работали над агитокнами. Н.Н. Серебренников, узнав, что я имею графическое образование, предложил мне работать над литографским плакатом. Помещение, где стояла давно списанная машина, не отапливалось. Зимой замерзала вода. Кое-как починили машину. Печатником был солдат, умевший работать на типографской машине, понемногу он осваивал литографию. Сначала были еще литографские краски и олифа, но скоро и они кончились. Пришлось печатать типографскими красками, которые моментально «засаливали» камень. Тираж в 200-300 экземпляров доставался нам очень тяжело, через каждые 10 экземпляров приходилось камень чистить заново. Мне пришлось работать с известными художниками, такими как Б.В. Иогансон, В.М. Оршеников, Ф.И. Дорошевич, В.Г. Одинцов, умеющими рисовать, писать, но не знавшими техники литографии. Тем было совестнее показывать им не всегда качественные оттиски с их работ».
Во время работы в агитмастерской Екатерина Викторовна печатала и свои плакаты, открытки, листовки, календари, портреты героев Великой Отечественной войны и тыла, выполняла агитационно-оформительские работы в парках отдыха, вокзалах, возле заводских проходных. Одним из первых ее плакатов стал плакат, написанный в 1941 году - «Мы смерть врагу несем своим полетом – даешь моторы самолетам». Екатерина Викторовна была, чуть ли ни единственным в то время художником - литографом.
В 1942 году Екатерина Викторовна принята в члены Союза художников СССР, а в 1946 году – награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В середине 40-х годов Екатерина Викторовна приняла участие в нескольких выставках: «Урал – кузница оружия» (1944 г.) и в выставке художественных произведений к конференции АН СССР по изучению производительных сил Молотовской области в 1945 году, на которой была выставлена одна из ее работ – многофигурная графическая композиция «Паровозоремонтный завод».
В послевоенные годы Екатерина Викторовна продолжает работать в агитмастерской. В 1949 году она приходит работать в Пермское книжное издательство, где работает техническим и художественным редактором. Она иллюстрирует много книг, в том числе книги Л.И. Давыдычева, А.А. Матросова, А.Н. Спешилова, Е.Ф. Трутневой и многих других. Но больше всего, она любила иллюстрировать книги Евгении Федоровны Трутневой: «Коробок», «У золотого колоса», «Летний день», «Наш дом», «Что в лесу?».
Однако творчество талантливой художницы не ограничивалось только «конвейерной» работой в издательстве. Она любила рисовать портреты, причем для натуры чаще всего она приглашала знакомых, друзей, родственников, а также детей и просто незнакомых людей, которых она встречала на различных мероприятиях. В 1954 году Екатерина Викторовна сделала удачный литографический портрет уральского писателя П.П. Бажова, который не раз выставлялся на различных выставках. За долгую творческую жизнь Екатерина Викторовна написала немало автопортретов, портретов дочери, матери. Еще одной страстью художницы являлась живопись. Очень много она ездила по рекам и деревням Пермской области, в Подмосковье, Рыбинское водохранилище. Часто ходила в Черняевский лес, в котором особенно любила рисовать одни и те же березы в разные времена года. А так же рисовала натюрморты – цветы, фрукты, овощи.
Екатерина Викторовна была настолько активным и трудолюбивым человеком, что в 1950-е гг. являлась депутатом районного совета Свердловского района, работала в комиссиях по народному образованию, быту и благоустройству города. Много полезного она сделала для Пермской организации Союза художников РСФСР. В 1960-е гг. она трижды избирается в состав правления, много занимается организацией и устройством выставок в городе и области.
Для того, что бы понять каков человек на самом деле недостаточно изучить лишь его творческую и общественную деятельность. Очень много могут рассказать люди, которые окружали этого человека. И все они говорят, что Екатерина Викторовна была человеком с необычайно щедрой и доброй душой. Ее любили все.
Умерла Екатерина Викторовна Камшилова после тяжелой болезни 6 ноября 1986 года.
Произведения Е.В. Камшиловой (живописные и графические) хранятся в Пермской (более 100) и Чусовской картинных галереях, Пермском и Соликамском краеведческом музеях.
Классическим произведением Е.В. Камшиловой является литографированный портрет писателя П.П. Бажова, выполненный художницей в 1954 году. Известны также такие ее работы как «Портрет гречанки», серия картин 1956 года «Пейзажи Перми» («Драмтеатр», «Комсомольский проспект», «улица Г. Звезда», «улица Карла Маркса»), серия литографических произведений 1943-1944 гг. «Пермский паровозоремонтный завод в дни Великой Отечественной войны».

ИСТОРИЯ ФОНДА
Документы личного фонда Камшиловой Екатерины Викторовны поступили в 2008 году от дочери Зиновьевой Татьяны Львовны. Документы переданы безвозмездно.
Фонд включает в себя документальные материалы, характеризующие творческую деятельность Е.В. Камшиловой, документы биографического характера, документы о Е.В. Камшиловой, фотографии. Упорядочение документов личного фонда проведено в 2009-2010 гг., составлена архивная опись. Дела систематизированы по тематико-хронологическому принципу, опись построена по следующей схеме:
- документы о творческой деятельности Е.В. Камшиловой;
- переписка;
- личные (биографические) документы Е.В. Камшиловой;
- документы, собранные Е.В. Камшиловой;
- документы о Е.В. Камшиловой;
- фотографии;
- документы родственников Е.В. Камшиловой.
Фонд представляет историческую, культурную ценность и значимость, а также интерес для исследователей истории г. Перми.
Документы каждой единицы хранения подшиты, листы пронумерованы, в конце дел составлены заверительные надписи.
К описи составлены: титульный лист, предисловие, оглавление.

Аннотация

Особенности формирования дел.
Документы о творческой деятельности сформированы по тематическому принципу и представлены документами, характеризующими деятельность Е.В. Камшиловой: каталоги выставок, наброски, автопортрет, рисунки.
В раздел переписки включены письма Е.В. Камшиловой от друзей-художников, которые систематизированы по хронологии.
Биографические документы представлены грамотами, членским билетом, пригласительными билетами и т.д., которые сформированы в разные дела.
Документы, собранные Е.В. Камшиловой представлены материалами о ее друзьях - художниках: статьи, каталоги, фотографии. Данные документы сформированы по тематическому принципу.
Документы о Екатерине Викторовне представлены статьями о ней, фотографиями, а также стихами, посвященными Е.В. Камшиловой.
Фотографии Е.В. Камшиловой также сформированы по тематическому принципу: отдельно портреты, групповые фотографии. Кроме фотографий в опись включены копии фотографий, сделанных с семейного альбома, передаваемого из поколения в поколение.

Услуги

Тарифы

Контакты

')