Афганский синдром

В. И. Логачев

События, связанные с 10-летним присутствием советских войск на территории Афганистана (25.12.1979 - 15.02.1989), - одни из наиболее трагических и вместе с тем героических страниц в новейшей отечественной истории. Это первый случай в послевоенные годы, когда крупный контингент советских войск в течение длительного времени принимал непосредственное участие в боевых действиях за рубежом своей страны.

Как ни странно, советско-афганское военное сотрудничество уходит в далекое прошлое. В ходе третьей англо-афганской войны в 1919 году наша страна выразила готовность в случае необходимости оказать Афганистану любую, в том числе и военную помощь. По просьбе афганского правительства эта помощь была оказана в 1920 году. Советская Россия организовала поставку отечественного вооружения, производство отдельных видов военной продукции в Афганистане, развернула обучение афганских военнослужащих в военно-учебных заведениях на территории нашей страны.

На основе долгосрочных соглашений в 60-70-х годах XX века Советским Союзом оказывалась помощь Афганистану в укреплении военно-воздушных сил и создании противовоздушной обороны страны, направлялись для работы советники, специалисты, переводчики. Эта помощь была высоко оценена афганским правительством.

В 1970-е годы в Афганистане разразился политический кризис и, как следствие, при активном участии армии в июле 1973 года произошел государственный переворот. Монархия была свергнута. Взамен ей пришел республиканский строй во главе с президентом М. Даудом. Среди политических сил страны развернулась острая борьба за выбор пути дальнейшего развития страны.

27 апреля 1978 года армия вновь совершает государственный переворот, получивший название Апрельской революции. К власти пришла народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) во главе с Н.М. Тараки. Страна была объявлена демократической республикой, руководство Афганистана обнародовало программу по преодолению отсталости и ликвидации феодальных пережитков1.

В то же время НДПА и правительство допускали серьезные ошибки, которые негативно влияли на развитие обстановки в стране. Так, при проведении в целом прогрессивных реформ не учитывались многовековые традиции, роль и значение ислама в жизни народа. Поэтому ошибки новых властей вызвали скрытое, а затем и открытое сопротивление населения.

15 марта 1979 года в Герате вспыхнул крупный антиправительственный мятеж. Он сопровождался погромами государственных и партийных учреждений, убийствами членов НДПА. К сожалению, мятеж активно поддержали многие офицеры и солдаты Гератского гарнизона. Применяя авиацию, танки, артиллерию, руководство страны с большим трудом подавило восстание 2.

В течение лета 1979 года антиправительственные выступления проходили уже в большинстве сельских районов страны, которые в дальнейшем переросли в гражданскую войну.

Внутриполитическая обстановка в стране осложнялась активным вмешательством зарубежных государств и организаций во внутренние дела Афганистана. Страны НАТО, мусульманские государства и Китай финансировали силы оппозиции, осуществляли поставку им оружия, боеприпасов и других материальных средств. На территории Пакистана и Ирана создавались учебные центры, в которых проходили военную подготовку боевики отрядов оппозиции.

Всестороннюю помощь правительству ДРА и НДПА оказывали Советский Союз и другие социалистические страны. Рассматривая поддержку оппозиции третьими странами как их участие в войне против Афганистана, руководство страны обратилось к Советскому Союзу с просьбой об оказании прямой военной помощи.

В июне 1979 года в Баграм прибыла эскадрилья транспортных самолетов АН-12 с парашютно-десантным батальоном для усиления охраны аэродрома.

Обстановка в Афганистане продолжала ухудшаться. В сентябре 1979 г. председатель Совета министров Х. Амин, отстранив от власти Н. М. Тараки (через месяц Тараки был убит в тюрьме), сосредоточил в своих руках все ключевые посты государства. Это повлекло за собой усиление террора, роста недовольства среди населения и активизацию оппозиционного движения. К концу 1979 года в Афганистане нависла угроза падения левого режима. По оценке советского руководства это могло привести к росту влияния стран Запада у южных границ Советского Союза.

В условиях обострения афганского кризиса Политбюро ЦК КПСС 12 декабря 1979 года приняло решение ввести советские войска в Афганистан «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможности антиафганских акций со стороны сопредельных государств»3. Это решение было принято несмотря на то, что военное руководство неоднократно заявляло о нецелесообразности вооруженного вмешательства. Официальными обоснованиями правомочности принятого решения являлись статья 4 «Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве», заключенного между СССР и ДРА 5 декабря 1978 года, и 11 официальных обращений правительства Афганистана об оказании военной помощи.

10 декабря 1979 года министр обороны СССР, маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов отдал распоряжение Генеральному штабу о создании группировки войск численностью до 75 тысяч человек. Для проведения мобилизационных мероприятий формируется оперативная группа Министерства обороны СССР под руководством первого заместителя начальника Генерального штаба, генерала армии С.Ф. Ахромеева. 14 декабря 1979 года группа прибыла в Термез.

В течение двух недель в ТуркВО и САВО было развернуто до полных штатов около 100 соединений, частей и учреждений. Из запаса было призвано более 50 тысяч военнообязанных, из народного хозяйства направлено около 8 тысяч автомобилей и другой техники4. Подобных по масштабам и ограниченным срокам мобилизационных мероприятий в ТуркВО и САВО в послевоенный период не производилось.

Согласно директиве министра обороны СССР от 24 декабря 1979 года советские войска на территории Афганистана должны были располагаться гарнизонами и взять под охрану важные объекты. При этом их участие в военных действиях не предусматривалось 5.

25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА. В 7 часов утра в районе Термеза был наведен понтонный мост, через который первыми переправились разведчики, а потом 108-я мотострелковая дивизия. В это же время военно-транспортная авиация начала переброску по воздуху на аэродромы Кабула и Баграма основных сил 103-ей гвардейской воздушно-десантной дивизии. 27 декабря 1979 года 103-я воздушно-десантная дивизия взяла под свой контроль здание ЦК НДПА, министерства обороны, МВД, министерства связи и другие важные объекты столицы Афганистана. В этот же день во время штурма президентского дворца погиб президент Афганистана Х. Амин. Во время штурма погибли пять спецназовцев ГРУ и пять бойцов из «Зенита» и «Грома». Одновременно со штурмом дворца группы спецназа КГБ совместно с батальоном 345-го парашютно-десантного полка захватили генеральный штаб, узел связи, здание службы безопасности ДРА и МВД. В связи с подрывом городского узла коммуникаций части кабульского гарнизона не были подняты по тревоге. Поэтому с минимальными силами и потерями удалось свергнуть режим Амина 6.

28 апреля 1980 года был подписан Указ о награждении 370 участников этой операции. В. Колеснин, Э. Козлов и несколько спецназовцев, погибших в бою, были удостоены звания Героя Советского Союза, 7 человек - ордена Ленина, 20 человек - ордена Красного Знамени, около 60 - ордена Красной Звезды и почти 300 бойцов и командиров - медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Перейдя государственную границу, советские войска совершили марш по маршрутам Термез - Кабул - Газни - Кушка - Герат - Кандегар, тем самым охватили кольцом наиболее важные административные центры страны.

Таким образом, до 1 января 1980 года в ДРА были введены 50 тысяч военнослужащих, в том числе одна воздушно-десантная и две мотострелковые дивизии. Ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен к середине января.

Ввод советских войск, физическое устранение Х. Амина, замена его Б. Кармалем «более умеренного толка», произведенные по решению и при участии советской стороны, лишь на некоторое время стабилизировали ситуацию в Афганистане. Оппозиция усилила пропагандистскую деятельность, активно используя лозунг джихада.

Нарастание кризиса в Афганистане происходило на фоне «холодной войны» между СССР и США. За период 1979-1988 гг. США израсходовали на помощь оппозиции около 3 млрд. долларов 7.

В ходе принятых мер группировка советских войск в Афганистане в 1985 году достигла 108,8 тысяч человек8. Советским и правительственным войскам Афганистана противостояла мощная группировка афганской вооруженной оппозиции, представлявшая интересы 7 пропакистанских и 8 проиранских партий. Ее общая численность составляла от 47 до 173 тысяч человек.

Пребывание советских войск в ДРА можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап (декабрь 1979 - февраль 1980 гг.) - ввод основного состава ОКСВ, размещение по гарнизонам, общее устройство.

Второй этап (март 1980 - июнь 1985 гг.) - участие в боевых действиях против вооруженной оппозиции совместно с правительственными войсками; оказание помощи в укреплении вооруженных сил ДРА.

Третий этап (май 1985 - декабрь 1986 гг.) - переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций афганских войск.

Четвертый этап (январь 1987 - февраль 1989 гг.) - участие в проведении политики национального примирения. Поддержка боевых действий афганских частей и подразделений. Планирование и проведение вывода советских войск с территории Афганистана на территорию Советского Союза.

Женевские соглашения по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана вступили в силу 15 мая 1988 года. В ходе переговоров была достигнута четырехсторонняя договоренность о сроках и графике вывода советских войск из Афганистана в течение 9 месяцев. 15 февраля 1989 года последнее советское подразделение покинуло территорию Афганистана.

Каковы же некоторые итоги войны в Афганистане? Военную службу в этой стране прошли 620 тысяч офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат Вооруженных сил СССР, в том числе 5834 представителей Пермского края. Кроме того, на должностях рабочих и служащих в частях Советской Армии находилась 21 тысяча человек.

Безвозвратные людские потери наших войск составили 13833 человека, в том числе 140 человек из Пермского края. 417 военнослужащих попали в плен (в том числе 2 человека из Пермского края), из них 119 человек были освобождены.

Санитарные потери в ходе боевых действий в Афганистане составили 469685 человек: 53753 человека (11,44%) получили ранения, контузии и травмы; 415932 человек (88,56%) получили заболевания. В Пермском крае получили инвалидность 179 человек.

Потери в технике и вооружении составили: 118 самолетов, 333 вертолета, 147 танков, 1314 БМП и БТР, 433 орудия и миномета, 11369 автомашин различных марок 9.

Второй съезд народных депутатов СССР (декабрь 1989 года) осудил политическое решение о вводе советских войск в Афганистан, признав его с юридической точки зрения противоправным, а с нравственной - аморальным.

Касаясь военных аспектов, можно сказать однозначно: личный состав советских войск в Афганистане с чувством высокой ответственности выполнил свой воинский долг.

____________

1 Война в Афганистане. - М., 1991. - С. 32-39.

2 Громов Б. Ограниченный контингент. - М.,1994. - С. 22.

3 Война в Афганистане. - М., 1991. - С. 214.

4 Военно-исторический архив. - 2005. - № 10. - С. 121.

5 Война в Афганистане. - М., 1991. - С. 214.

6 Колесник В. Побеждают не числом // Независимое военное обозрение. - 2000. - № 48. - С.

7 Военно-исторический архив. - 2005. - № 10. - С. 124.

8 Барынькин В. Ввод войск в Афганистан. - М., 1999. - С.65. Борщов А. Опыт применения ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан. - М., 2001. - С. 10.

9 Гриф секретности снят: Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. - М., 1993. - С. 402-406.

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв