Атланты держат небо

 

О.А. Мельчакова

Чем больше я изучаю жизнь и творчество фотографа-летописца М.И. Кузнецова, тем больше мне хотелось бы рассказать о людях его окружения. Жизнь одарила Матвея Иосифовича прекрасными и талантливыми друзьями. Со многими он дружил на протяжении десятков лет творческой жизни, а, чья-то жизнь промелькнула, как короткая комета, но не потухла, а осталась в памяти потомков.

Улыбка художника-корреспондента

Когда мы с дочерью М.И. Кузнецова, Изой Матвеевной, листали фотоальбомы, она всегда выделяла: «Это Коля Аввакумов – корреспондент «Комсомольской правды», что и говорить – газета союзного значения имела вес в провинциальном городе. Да и сам Матвеей Иосифович в основном фотографировал свой курс Пермского художественного техникума – первого набора - 1920-24 годов, а вот Колю среди младшекурсников выделил. Сохранились фотографи, где Аввакумов в учебном классе с мольбертами, с преподавателем В.А. Оболенским. Есть его портреты. Какая лучезарная улыбка!

Николай Михайлович Аввакумов родился 24 августа (6 сентября по н. с.) 1908 года в городе Асбестовые рудники Пермской губернии в семье первой учительницы города Ф. И. Аввакумовой (ныне г.Асбест Свердловской области). В Асбесте окончил школу, ФЗУ1.

В 1925 - 1928 годы учился в Пермском художественном техникуме, четырёхгодичный курс закончил за три года. Всего три года Коля Аввакумов жил в Перми, но какие это были годы! Искусство выносится за пределы стен учебных заведений и общежитий. Учащиеся украшают улицы города Перми советскими плакатами, украшают здания и площади. Борются с буржуазными пережитками, поют революционные песни и читают стихи пролетарских поэтов:

«Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы — наши кисти.
Площади — наши палитры»2.

Наверняка в 1928 году Николай Аввакумов вместе с Матвеем Кузнецовым и сокурсниками слушал приезжавшего в Пермь Владимира Маяковского. Участники встреч с Маяковским в Перми не раз отмечали цветные записные книжечки поэта, с такими и запечатлел художник поэта в портрете для газеты «Комсомольская правда» в 1938 году. Может быть, при работе над портретом Салтыкова Щедрина Николай вспоминал, как весело смелись друзья в студенчестве над комическими фигурами буржуазного мира, которых они расставляли на улицах города и даже затаскивали на крыши домов3, а создавая портрет М. Горького, называл его по происхождению отца «пермяком соленые уши».

 

С 1929 по 1930 годы Н.М. Аввакумов работал художником в редакции свердловской пионерской газеты «Всходы коммуны». Необходимо отметить, что газетная печать в 1920-30-е, да и 1940-е годы была низкого качества. Фотографии в газете получались темными, плохо просматривались лица, позднее фотографии стали ретушировать белилами и черной тушью, а графические рисунки выглядели четко. Поэтому работа в газете художника-графика была чрезвычайно важна. С марта 1929 года Н.М. Аввакумов стал членом Свердловского филиала АХРа (АХРР - ассоциация художников революционной России). Современник Аввакумова журналист Ю.А. Левин вспоминал: «Мне довелось в Свердловске встретиться с рядом ветеранов уральской журналистики, которые очень хорошо помнят белоголового юношу Колю Аввакумова. Они говорят, что рисовал он превосходно, все умел. В газете появлялись плакаты, карикатуры, портреты, иллюстрации к очеркам. Кто-то мне рассказал, что Аввакумова заметил А. В. Луначарский и посоветовал ему поехать на Магнитку. Художник внял совету наркома и полтора года провел на стройке, создав там художественную летопись Магнитостроя»4.


На строительстве Магнитогорского комбината Н. Аввакумов был секретарём ячейки ВЛКСМ заводоуправления Магнитостроя, вел изокружок, а затем работал в качестве штатного художника-зарисовщика. Являлся Депутатом Магнитогорского Совета Первого Созыва5. Вместе с автором переносимся и мы на стройплощадкубудущего промышленного гиганта. Николай Аввакумов автор многочисленных портретов строителей Магнитки. Как тут не вспомнить задорную песню А. Пахмутовой и Н. Добронравова:

«Словно в песне, у Магнитной горы
Снова вспыхнули былые костры…
И пришли на свет костра
Молодые мастера
Из далёкой довоенной поры.

В сердце я навек сохраню
Искреннюю преданность вам –
Братья по судьбе,
Братья по огню,
Братья по горячим делам.

Годы жизни – годы бед и побед…
Над Магниткой нашей юности свет.
Свет далёких тех костров,
Свет негаснущих стихов, –
Дорогая память прожитых лет»6.

 

           

 

В 1932 - 1941 годы Аввакумов - художник-корреспондент газеты «Комсомольская правда». Со слов Левина: «После Магнитогорска о молодом художнике заговорили во весь голос. Его пригласили на работу в «Комсомольскую правду». Находясь в «Комсомолке», Николай Аввакумов объездил всю страну. И везде рисовал, рисовал, рисовал... »7. В 1932 году поступил в Московский полиграфический институт, где его преподавателями стали С.В. Герасимов, К.Н. Истомин, М.С. Родионов.

Работа для печати стала истинным призванием Аввакумова, демонстрировавшего в своей репортажной графике мастерское умение сочетать выразительную темпераментность с точностью рисунка. Искусствовед Софья Пророкова отмечала: «Это особый дар – чувство газеты. Аввакумов приобрел его, постоянно соприкасаясь с жизнью. В командировках он обычно делал уже готовые рисунки, мысленно представляя себе, как они будут выглядеть среди очерков и статей»8.

Н.М. Аввакумов великолепный рисовальщик времен первых советских пятилеток, художник, создавший документальную летопись жизни своей эпохи.

Им созданы портреты самых знаменитых людей того времени: Ленина, Горького, Свердлова, Кирова, Сталина и других. С рисунка Николая Аввакумова «Суворов в Альпах», 1941 г. Москва, в 1950 году была издана почтовая марка
«150 лет со дня смерти великого русского полководца». Рисунок хранится в
Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

С 25 декабря 1941 года Бауманским районным военкоматом Николай Аввакумов призван в РККа. По некоторым данным – ушел добровольцем9. Был художником-корреспондентом газеты «Фронтовик» в составе 3-й ударной армии. С первых фронтовых дней работал до изнеможения.

Из дневника Н.М. Аввакумова10:

1942
1-7 января.

Впервые встречал Новый год вне семьи. Частичная экипировка. Исполнил новый заголовок для нашей газеты.

8 января.
Вышли в командировку. За 6 часов прошли более 25 километров. Дорога рыхлая, очень устали. Ночевали в караульном попечении. Мертвец. Доктор. Караул. Шофера. Гитара. Утро - пение под гитару.

9 января.
Опять такой же переход. Сильный мороз, лес закуржавел. Яблони как в цвету. Мы мокрые от ходьбы. Хочется пить. Ели снег.

10 января.
Вышли к передовым линиям, догонять наши части. Сожженная деревня. Через несколько километров вошли в лес. Дорога узкая и рыхлая, как песок, сплошь забита обозами и артиллерией. Создаются "пробки", разъехаться очень трудно. Штаб полка. Миномётный обстрел. Раненые. Артбатарея. Первая зарисовка. Обратный путь в темноте. Чертовская усталость, еле передвигаем ноги. Политотдел - мертвецкий сон.

Журналист Ю.А. Левин вспоминал: «И вот фронт. Снова художник рисует. Но теперь его глаз видит иные картины — бои, атаки, пожарища. А люди те же, что и на Магнитке, только одежда на них иная, а в руках боевое оружие

Да и сам художник преобразился. На его ладной фигуре отменно сидит гимнастерка, а ремень с портупеями придают старшему лейтенанту Аввакумову вид строевого офицера. Честно говоря, когда я впервые его встретил, так и подумал — строевик !

Аввакумов был привязан к редакции. «Фронтовик» — газета ежедневная. Художнику надо было прикладывать свои руки к каждому номеру. И вся беда заключалась в том, что у нас тогда еще не было цинкографии. Клише мы изготовляли из линолеума. Делал это Николай Аввакумов. Он рисовал, он же и вырезал. Художник сначала делал рисунок на ватмане, затем все повторял на линолеуме и, вооружившись нужным инструментом, создавал линогравюру. Потом он укреплял гравюру на деревянной колодке, сам тщательно заверстывал ее в наборную полосу и приправлял в печатной машине. Так работал Аввакумов. Он был не только художником, но и опытным полиграфистом»11.

О трудностях в работе можно судить из письма Н. Аввакумова к жене от 24 марта 1943 года: «Отсутствие цинкографии для меня целое несчастие. Оригиналы приходится делать такого же размера, какими они появляются в газете. Чаще всего, для ускорения дела, рисую прямо на линолеуме. Моя любимая литографская техника давно мною забита. Ну, не досадно ли... Утешаюсь только тем, что моя работа нужна и приносит пользу. Вот примеры:
Я рисовал одного из лучших наших снайперов. Рисунок подвигался медленно, т.к. перед этим я, не разгибаясь, и без сна проработал около суток. Мне было очень трудно и его я помучил изрядно. Под конец он даже заявил: "Легче 10 немцев убить, чем так без дела стоять". На другой день он опять зашёл к нам, и, увидев что я его портрет вырезаю на линолеуме, был поражен тому, как много времени и внимания уделяется его персоне. Долго он наблюдал за моей работой, а потом наклонился и с казахским акцентом сказал: "Человек бьет, человек поднимает. Когда в бой пойду не забуду эта штука"»12

Идут бои за Великие Луки — художник вместе с войсками, фронт перебросился к Пустошке — Аввакумов идет вслед за наступающими, взята Идрица — он на улицах горящего города.

 

О трудной работе художника-репортера рассказывают строки очевидца: «Однажды, когда шли бои за Идрицу, он отправился на передний край. Ему надо было найти механика-водителя Сергея Волошина и нарисовать его портрет. Танкист Волошин отличился в боях, и о нем политотдел армии подготовил листовку.

Аввакумов, прибыв в дивизию, узнал, что танк Волошина вышел на исходный рубеж и приготовился к атаке. Художника попросили подождать до следующего утра.

— А вы проведите меня на исходный рубеж? — обратился он к штабному офицеру.

— Туда нельзя, там воюют, а не рисуют, — сухо ответил офицер.

— Я буду делать то и другое, а если потребуется — и воевать.

Офицер сдался. Художника повели на самый передний край. Лежа, под свист пуль и вой снарядов он рисовал поле боя. А потом и Волошина нашел, прямо в танк к нему забрался. Герой был ранен, по его руке текла кровь.

Аввакумов помог танкисту вылезти из машины и добраться до медсанбата. Там он и сделал портрет Сергея Волошина. Листовка о Волошине вышла в срок»13.

Сам художник отметил это событие другими словами: «Портрет танкиста с изображением его подвига мы дали крупно на первой странице нашей газеты. Рисунок занимал почти половину первой страницы и получилось что-то похожее на плакат-листовку. Танкист наклеил газету на танк и повёл его в бой, ознаменовав этот день новым подвигом»14.

Из дневниковых записей15:

«Июнь 1944 года.


19 июня.
Прибыли в полк самоходной артиллерии. Моросит дождь. Через несколько часов полк уходит на выжидательные позиции. Знакомимся с экипажем батарей.

В 18.00 начали передвижение. Дождь усилился. Остановка - разрушен мост. Саперы строят новый. Ждем три часа. Окончательно вымокли. Приезжаем на место в мелкий сосновый лесок. Легли спать на земле. Даже брезент не согревает. Утром все мокрые. Работать пока невозможно и поэтому настроение неважное.

20 июня.
День пасмурный, но дождь перестал. Начали работать. Дмитриевский пишет по памяти остановку переправы. Я рисую. Итог дня: два портрета и несколько набросков. У Дмитриевского - акварель и несколько набросков. Вечером артналет. Сидим в щели. Спать легли под танк, как-то спокойнее».

В условиях фронтовой жизни Аввакумов пишет домой о работе и быте, о планах на будущее: «Апрель 1942 года
Работа моя идет хорошо. Доволен. Кроме газетных рисунков собираю материал для капитальных вещей, в частности для альбомов "Великая Отечественная воина", которые будут издаваться Комитетом по делам искусств.
Народ в нашем коллективе славный и простой. Ко мне относятся прекрасно. Живу я с писателем Юнгой и поэтом Санниковым, последний знает очень много народных старинных песен. Вечерами, когда усталость берет своё, мы устраиваем маленькие концерты, вокальный репертуар которых весьма обширен.

7 мая 1942 года. ...Идёт уже второй год нашей разлуки. Страна по-прежнему переживает трудные, суровые дни. Но моя вера в победу не иссякла, а, наоборот, укрепилась. Будь терпелива. Всё будет хорошо, в этом нет нужды убеждать тебя, только нужно время, чтобы разбить и уничтожить, искалечившего нашу жизнь, заклятого врага. Будь сильна духом, работай, воспитывай наших малышей, береги себя и время пролетит быстрее, незаметнее16.

Н.М. Аввакумов мечтает о выставках своих работ. В конце дневниковых записей есть приписка его жены: «Дневник заканчивается списком тем для будущих работ. При встрече ещё во время войны с Б. Пророковым Николай Михайловичрассказал ему о том, что он хотел бы сделать большую серию автолитографий на темы войны. Некоторые сюжеты он пояснил подробнее».

Апрель 1944 года.
Как жаль, что Боря приехал в Москву в мое отсутствие. Получил я от него хорошее письмо. В нём он был очень щедр на комплименты по поводу моих работ. Думаю, что доброе сердце моего друга помешало ему быть объективным. Но, тем не менее, мне было приятно читать эти строки. Оказывается, как мало человеку нужно! Он предлагает организовать совместную выставку. Это чудесно!!! Я ему ответил, чтобы он немедленно давал согласие. Когда определится время открытия выставки, нужно будет заранее вызвать меня для приведения в порядок своих работ. И чем скорее выставка будет организована, тем лучше»17.

Очень нежные чувства проявляет Н. Аввакумов к своим детям: «7 мая 1942 года
Родной сынок! Спасибо тебе за хорошее письмо. Ты обещаешь мне окончить на отлично первый класс. Вот будешь молодцом!Я и мои товарищи командиры уверены, что ты сдержишь свое слово. Только имей в виду, что для этого тебе нужно больше читать и слушаться советов мамы, бабушки Фаины и своей учительницы Валентины Петровны.
Я работаю много и обещаю тебе работать ещё лучше.

21 октября 1942 года
Любимые мои, Игорёк и Мишутка!
Если бы вы только знали, как я скучаю без вас. С момента нашей разлуки прошло уже 16 месяцев /480 дней!/ а это много, очень много. За это время вы сильно выросли и изменились. Ты, Игорёк, уже самостоятельно пишешь мне письма, ходишь в школу и получаешь отличные отметки. Это хорошо. А ты, Мишутка, научился разговаривать и свистеть, увлекаешься "сверкательными" камнями. Вместе с Игорем вырезаешь и клеишь самолеты, танки, вагонетки и прочие диковинки. Это тоже очень хорошо.
Короче говоря, вы настоящие молодцы-удальцы. Я рад и горжусь, что у меня такие хорошие сыновья.

29 августа 1943 года
Здравствуй, дорогой Мишутка! Если бы ты только знал, как твоему папе хочется увидеть тебя и прижать к своей, груди. Когда мы расставались, ты был ещё маленький, маленький, а теперь, как рассказывают тетя Эмма и тетя Шура, очень вырос, разговариваешь басом, много рисуешь и лепишь из пластилина и даже учишься играть на скрипке. Мне очень приятно, что у меня сын такой молодец!»18.

Работал художник в любых условиях — в землянке, на лесной поляне, в траншее, на командном пункте, в медсанбате. Героев боев он готов был рисовать без передышки, делал графические портреты лётчиков, танкистов: «Лётчик Г. С. Новиков», «Наводчик сержант Н. Л. Федотов»; выпускал боевые листки и стенгазеты. В это время Н. Аввакумов выполнил одни из лучших агитационных плакатов направленных на подъём патриотического духа, как воинов Красной армии, так и бойцов трудового фронта в тылу: «Больше металла – больше оружия!» 1941, «Завоеваний Октября не отдадим!» 1941, «По вражьей земле. Вперед к Победе!» 1944, «Будь Героем Отечественной войны! Уничтожай танки врага!», «Освободи нас!» 1944, «Смерть немецко-фашистским захватчикам!» 1945, «Да здравствует наш учитель, наш отец, наш вождь товарищ Сталин!» 1945.

 

Аввакумов создал один из самых эмоциональных и трагических образов в советском плакате военных лет. Невозможно забыть плакат художника «Освободи нас!» – страстно призывающий к освобождению советских людей, угнанных в немецкое рабство. Сильные руки в кандалах поднимают над колючей проволокой девочку, её протянутая к солдатам рука, молящий взгляд, – это немой призыв – «Освободи нас». Плакат был высоко оценен коллегами-художниками. Д. А. Шмаринов говорил: «Мне очень нравится плакат «Освободи нас» – девочка, поднятая на руках... Художник-рисовальщик проверяется на том, как он рисует руки. Как раз плакат «Освободи нас» изображает множество рук, безукоризненно нарисованных двумя отношениями черного и белого. Очень сильный плакат!»19.

Гневно отзывается художник о завоевателях: «Апрель 1944 года.


За это короткое время мы уже побывали в Могилеве, Бобруйске и завтра едем в Минск. Впечатлений масса. Наступление наших войск сильное и стремительное. По дорогам груды разбитой немецкой техники и ежедневно идут тысячные партии пленных немцев. У когда-то заносчивых "завоевателей" Европы вид побитой собаки. 13 июля 1944 года.
Эта поездка по своим впечатлениям исключительно интересна. События, самые разнообразные, сменяются одно другим. Мне ещё не приходилось видеть такого огромного количества убитых немцев, буквально тысячи»20. Конечно и немцев он изображает в своих рисунках.

 

 

 

С 1944 по 1945 год Н. М. Аввакумов член Студии военных художников им. М. Б. Грекова. По её заданию выезжал на фронт, был в Бобруйске, Будапеште, Бухаресте, Вене, Вильно, Минске, Могилёве, Великих Луках и других.

Великие Луки называют малым Сталинградом. Дважды город сдавался и дважды освобождался. Вблизи города совершил подвиг Александр Матросов. После освобождения города были обнаружены несколько концлагерей. Всю горечь тяжелой борьбы свою землю Арсений Тарковский выразил в стихотворении «Земля»:

«К тебе, истомившись, потянутся руки
С такой наболевшей любовью обнять,
Я снова пойду за Великие Луки,
Чтоб снова мне крестные муки принять.

И грязь на дорогах твоих несладима,
И тощая глина твоя солона.
Слезами солдатскими будешь xранима
И вдовьей смертельною скорбью сильна
»21.

Николай Аввакумов за творческие успехи и вклад в победу, Приказом по 3 ударной армии № 029\н от 11 января 1943 года, награждён медалью «За боевые заслуги», затем за участие в боевых операциях при взятии Великих Лук и Невеля, Приказом № 0113\н по 3-й ударной армии от 29 апреля 1944 года, награждён орденом «Красной Звезды». На фронте он вступил в партию. На фотографии с медалью на груди Николай как всегда с лучезарной улыбкой!

Аввакумов неоднократно говорил о переутомлении: «10 ноября 1943 года
Могу без преувеличения сказать, что так работать мне ещё не приходилось. Переутомление было настолько велико, что довольно часто шла кровь из носа, в ушах стоял звон, и глаза слезились от усталости. А работать все равно нужно. Вынужден был перестать курить и этим сильно поддержал себя. Было трудно, но результаты налицо, я поправился и сейчас чувствую себя значительно лучше. Вот только глаза беспокоят меня очень сильно. Как бы не искалечить их в конец»22.

Н.М. Аввакумов после изнурительной болезни умер в Москве 8 декабря 1945 года. Похоронен на Донском кладбище. Ю.А. Левин отметил: «Может быть, это эхо войны? Возможно. Но за год до трагедии он, словно предчувствуя недоброе, работал без сна и отдыха. Аввакумов спешил. Он боялся что-то прозевать, пытался быть там, где нужен был его карандаш. Художник походил на разведчика, он постоянно искал. Трудяга — вот какое слово лучше всего характеризует Аввакумова. Если уж он не рисовал, то брался за какое-либо другое дело. Копал, строгал, пилил... Жили мы в редакции обычно вчетвером — Николай Аввакумов, писатель Леонид Елисеев, фотокорреспондент Владимир Гребнев и я. Если нашим домом была землянка, то уж благоустройством ее занимался только Николай. Он и доски для нар тесал. И полочки какие-то пристраивал, и ниши сооружал. Мастеровой человек! Ну а в свободную минуту пел. Гитара у него была неразлучной спутницей. И голос приятный. А песен сколько знал! Бывало, запоет Николай — вся редакция соберется...»23.

 

Аввакумов оставил большое наследство. За всю свою жизнь художник создал более 5 тысяч рисунков, плакатов, зарисовок.

Работы Н. М. Аввакумова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ), Государственном литературном музее в Москве, Музее истории Великой Отечественной войны, Пермской государственной художественной галерее, научной библиотеке Томского государственного университета, Магнитогорском краеведческом музее, Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Самарском областном историко-краеведческом музее, Государственных музеях Белоруссии и Молдавии, Мемориальных музеях А. В. Суворова и А. М. Горького24.

9 мая 1958 года, в День Победы, Студией военных художников им. М. Б. Грекова на могиле был открыт скульптурный портрет Н. М. Аввакумова работы Е. В. Вучетича, с которым он дружил при жизни.

В родном городе Асбесте именем Н.М. Аввакумова названа улица, с 1976 года открыт музей, с 1988 года его имя присвоено Дому пионеров (ныне Центр детского творчества), в котором проводятся конкурсы детского рисунка, посвященные имени художника, устраиваются выставки его работ.Имя Н.М. Аввакумова выбито золотыми буквами на мемориальной доске художников — участников Великой Отечественной войны в фойе Московского дома художников на улице Кузнецкий мост25.

Имя Николая Михайловича Аввакумова дорого и пермякам. Он родился в Пермской губернии, учился в г. Перми. В МБУ «Архив города Перми» в фондах М.И. Кузнецова и В.В. Семянникова хранятся документы о художнике.

 

 

 

2 Маяковский В.В. Приказ по армии искусства// https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-prikaz-po-armii-iskusstva/

3 АГП Ф 1053 Оп. 2 Д. 34, Оп. 3 Д. 1. Л. 85, 90.

4 Левин .А. Восславившие подвиг. Екатеринбург, 2005// http://militera.lib.ru/prose/russian/levin_ua3/22.html

5 Никифоров Б. Николай Михайлович Аввакумов (1908- 1945)

10 Из дневника Н.М. Аввакумова. Из семейного архива Аввакумовых. Москва.// https://hitrovka.livejournal.com/448483.html

11 Левин .А. Восславившие подвиг. Екатеринбург, 2005// http://militera.lib.ru/prose/russian/levin_ua3/22.html

12 Письма Г.Д. Аввакумовой. Из семейного архива Аввакумовых. Москва.// https://hitrovka.livejournal.com/448483.html

13 Левин .А. Восславившие подвиг. Екатеринбург, 2005// http://militera.lib.ru/prose/russian/levin_ua3/22.html

14 Письма Г.Д. Аввакумовой. Из семейного архива Аввакумовых. Москва.// https://hitrovka.livejournal.com/448483.html

15 Из дневника Н.М. Аввакумова. Из семейного архива Аввакумовых. Москва.// https://hitrovka.livejournal.com/448483.html

16 Письма Г.Д. Аввакумовой. Из семейного архива Аввакумовых. Москва.// https://hitrovka.livejournal.com/448483.html

17 Письма Г.Д. Аввакумовой. Из семейного архива Аввакумовых. Москва.// https://hitrovka.livejournal.com/448483.html

18 Письма Г.Д. Аввакумовой. Из семейного архива Аввакумовых. Москва.// https://hitrovka.livejournal.com/448483.html

20 Письма Г.Д. Аввакумовой. Из семейного архива Аввакумовых. Москва.// https://hitrovka.livejournal.com/448483.html

21 Арковский А. Земля// https://rustih.ru/arsenij-tarkovskij-zemlya/

22 Письма Г.Д. Аввакумовой. Из семейного архива Аввакумовых. Москва.// https://hitrovka.livejournal.com/448483.html

23 Левин .А. Восславившие подвиг. Екатеринбург, 2005// http://militera.lib.ru/prose/russian/levin_ua3/22.html

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв