ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ СМЫШЛЯЕВ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИМЕНИ

Д.Д. Смышляев. Фото из фондов ПКМД.Д. Смышляев – один из самых замечательных и самых известных в настоящее время деятелей Перми XIX века. Можно смело назвать его одним из немногих получивших широкую известность еще при жизни. Уже тогда были признаны его заслуги в самых разных областях: общественной, культурной и краеведческой работе, на земской службе и даже в международной деятельности – в укреплении позиций Русской православной церкви в Иерусалиме.

Несомненно, значительную роль в его судьбе сыграло происхождение. Дмитрий Дмитриевич родился в 1828 году в семье пермского купца, предпринимателя, основателя Всехсвятской церкви Дмитрия Емельяновича Смышляева. «Мануфактур-советник» Д.Е. Смышляев поднялся из самых низов, свое состояние создал собственными руками, стал основателем канатной фабрики и свечного завода, успешно торговал. Был авторитетным и влиятельным человеком, два раза избирался городским головой. Обладал независимым характером, прославился, например, дружескими отношениями с опальным М. М. Сперанским. Имел дома прекрасную личную библиотеку.

Предполагалось, что сын пойдет по его стопам, занимаясь коммерцией. В связи с этим Дмитрий Дмитриевич был отцовской волей лишен обучения в университете, о котором долго мечтал, и всю жизнь занимался самообразованием. Но после смерти отца он сам распорядился своей судьбой, свернул дела и занялся, совершенно неожиданно для всех и вполне профессионально, изданием краеведческой литературы, а также переустройством культурной и общественной жизни в Перми. Так, в середине XIX века, в годы очередной российской оттепели, во времена «благодетельной гласности», благодаря Д.Д. Смышляеву и сплотившемуся вокруг него кружку единомышленников имя Перми замелькало вдруг на страницах столичных журналов и газет: обсуждались проходившие в городе литературно-музыкальные вечера и благотворительные спектакли, открытие первого женского училища, выход в свет знаменитого «Пермского сборника», ставшего образцом для издателей во многих губерниях. Разумеется, в самой Перми кружок воодушевленных успехом интеллигентов-либералов был в центре еще большего внимания. И все это на фоне напряженных отношений Дмитрия Дмитриевича с губернатором, с влиятельным в Перми директором гимназии Грацинским и др.

Оттепель конца 1850-х – начала 1860-х годов скоро закончилась, радикальная часть либерально-демократического кружка привлекла к себе внимание властей, и деятельность его была пресечена. Но Смышляеву многое удалось сделать. Женское училище со временем стало гимназией, работали открытые на собранные средства библиотеки. Рассеянные по губернии авторы-краеведы, объединенные «Пермскими сборниками», собирали материалы для новых публикаций.

Дмитрий Дмитриевич увез за границу больную жену, затем, похоронив ее, скитался по святым местам в Палестине. Жил в Петербурге, работал над библиографическим указателем «Источники и пособия для изучения Пермского края», закладывая основы пермской краеведческой библиографии – информационной базы для всех дальнейших исследований истории края. Принял, между прочим, самое непосредственное участие в обсуждении проекта Пермско-Уральской железной дороги. Дорога была необходима для экономики России, проект обсуждался на министерском уровне с подробным отражением в печати, имя Смышляева по-прежнему было на слуху.

В 1870 году в Пермской губернии учредили земство, и первым председателем губернской земской управы стал Д.Д. Смышляев. Избрание его на этот пост было встречено в Перми с большим воодушевлением, если не сказать с восторгом. От земских реформ в России вообще ждали многого, да они и оправдали себя. Но эйфория в пермском обществе быстро прошла. Предстояла большая, напряженная работа, бюрократическая машина в стране с трудом поворачивалась лицом к народу. Десятилетие с 1870 по 1879 год было, пожалуй, самым нелегким в жизни Дмитрия Дмитриевича. И поскольку практически все его начинания и деяния всегда оказывались на редкость результативными и значимыми, достижения Пермского земства быстро получили известность в стране. Открытие больниц, школ, библиотек, первый родильный покой, санитарная комиссия, оспенный институт, ветеринарная школа, налаживание земской статистики, борьба за реформирование сельского хозяйства и организация экономического общества, издание «Сборников Пермского земства» и открытие земской типографии – все это требовало огромных усилий и реальной поддержки, а ее-то как раз и не хватало. Настоящим бедствием стал Сибирский тракт, деньги на «поправление» которого точно проваливались в черную дыру. Молодое поколение земских деятелей принялось использовать трибуну для самоутверждения в борьбе с «консервативным» начальством.

Литература того времени, посвященная земской деятельности Смышляева, очень разнообразна по настрою: от полного восторга до полного неприятия. Его называли творческим человеком, «недюжинной личностью», величали в стихах «первой земщины бойцом», – и считали воплощением всего административного зла в губернии. К 10-летнему юбилею Пермского земства в журнале «Слово» появилась хлесткая статья – «Земская смышляевщина». Известный журналист Вас. Ив. Немирович-Данченко в очерках «По Каме и Уралу» увековечил Смышляева как средоточие всех пермских бед. Положение стало невыносимым, и Дмитрий Дмитриевич оставил пост до окончания третьего срока. Как это часто бывает, весь масштаб его деятельности был оценен вскоре после отставки, и со временем земские заслуги заняли достойное место в биографии Д.Д. Смышляева. Интересно отметить уникальный факт: он стал прототипом героя романа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Именинник». Председатель губернской управы Павел Сажин (Пермь в романе названа городом Моховым) проходит вслед за Смышляевым весь тернистый путь от восторженной любви до поругания и забвения, но, в отличие от Дмитрия Дмитриевича, заканчивает жизнь плохо – самоубийством.

Нельзя назвать легкими и последующие годы жизни Д.Д. Смышляева. В течение четырех лет он работал в Палестине, занимаясь строительством русского подворья, расширением границ русской миссии в Иерусалиме. Выбор его кандидатуры на эту должность, сделанный великим князем Сергеем Александровичем, куратором Императорского православного Палестинского общества, был на редкость удачен. Имя Смышляева навеки вписано в историю этого общества. Но эта работа, по-видимому, окончательно подорвала здоровье Дмитрия Дмитриевича.

Вернувшись в Пермь, он был секретарем Губернского статистического общества и занимался тем, к чему больше всего лежала душа, – издательской деятельностью. Редактировал «Адрес-календари Пермской губернии», задумал и начал издавать сборники «Пермский край». Занимался библиотечным делом и библиографией, много писал. Незадолго до смерти вышел в свет его «Сборник статей о Пермской губернии».

Все эти годы Дмитрий Дмитриевич был, по существу, краеведческим, информационным и научным центром в Перми – являлся членом десятков российских научных обществ, был учителем и наставником для молодых краеведов и исследователей, вел обширную переписку.

Деятельность Дмитрия Дмитриевича по достоинству была оценена после его смерти. Появились многочисленные некрологи, воспоминания, отзывы. Первым биографом Д.Д. Смышляева можно считать пермского историка, краеведа и летописца А.А. Дмитриева: ему принадлежит серьезный очерк о жизни и деятельности Смышляева и первый библиографический список его трудов. Он же подготовил к изданию и последнюю книгу, над которой работал Смышляев, – третий том сборника «Пермский край».

Архив Д.Д. Смышляева по завещанию был передан его племяннице Н.П. Солодовниковой (Одуевской). Ей принадлежит большой биографический очерк о Смышляеве, публикация ряда юбилейных статей и некоторых рукописных работ из его архива. К сожалению, после 1917 года следы Н.П. Одуевской теряются, вместе с ней был утерян и архив.

Д.Д. Смышляев – едва ли не единственный из всех пермских деятелей XIX века, чье имя вскоре после смерти было увековечено на карте города. В 1898 году открылось Пермское библиотечное общество его имени, учредившее две Смышляевские библиотеки: в центре Перми и в Мотовилихе. Библиотеки активно работали вплоть до установления советской власти, затем были переименованы. Все это время «Пермские губернские ведомости» регулярно освещали работу Смышляевского библиотечного общества и библиотек, публиковали отчеты. Таким образом, имя его по-прежнему находилось в информационном поле, оставалось частью общественной и культурной жизни города.

В советское время, в связи с общей реорганизацией краеведческой деятельности, ее направленности, тематики и пр., «дореволюционным» краеведам уделялось немного внимания. Личность Д.Д. Смышляева также не привлекала к себе исследователей: палестинский период в его биографии этому никак не способствовал. Не слишком популярны в эти годы были и земства.

И все-таки имя Смышляева не было забыто. Изданные им «Пермские сборники», отмеченные по выходе яркой положительной рецензией критика-демократа Н.А. Добролюбова, вошли в золотой фонд дореволюционной краеведческой литературы. Историю их создания изучали и анализировали ученые-книговеды В.А. Павлов, Ю.М. Курочкин, Н.Ф. Аверина. Неоднократно писала о библиографической работе Д.Д. Смышляева, С.З. Гомельская. Пермский историк Я.Б. Рабинович подробно изучал деятельность революционно-демократического кружка в Перми в середине XIX века и в связи с этим просветительские мероприятия пермских либералов во главе с Д.Д. Смышляевым. О пермских литературно-музыкальных вечерах писали Е.В. Майбурова, Ф.А. Литвина, Г.Н. Вульфсон, Л.С. Кашихин и др.

В конце 1980-х годов началось возрождение российского краеведения и возвращение незаслуженно забытых имен. Даже на этом фоне долгожданного всплеска краеведческой активности процесс возвращения имени Д.Д. Смышляева смело можно назвать триумфальным.

В 1990 году в Пермской областной библиотеке им. А.М. Горького состоялись первые Смышляевские краеведческие чтения. У основания их стоял новый директор библиотеки А. Ф. Старовойтов, реформатор по натуре. Он легко подхватил идею, открыл в библиотеке отдел краеведения и буквально поднял Смышляева на флаг: его имя вскоре вновь стало привычным не только в пермской, но и в столичной печати. Смышляевские чтения пользовались большим успехом и авторитетом, опыт работы краеведческого отдела Пермской библиотеки широко пропагандировался. Появился свой круг авторов, постепенно расширялась тематика. В дополнение к сборникам «Страницы прошлого», включавшим материалы конференций, библиотека начала издавать «Вестник Смышляевских чтений». Был подготовлен и вышел в свет уникальный биобиблиографический справочник «Краеведы и краеведческие организации Перми», где впервые опубликован большой очерк по истории пермского краеведения от его зарождения до настоящего времени. В Горьковской библиотеке в торжественной обстановке был установлен бюст Д.Д. Смышляева (скульптор Н. Хромов). И, наконец, 31 октября 1995 года открыта мемориальная доска на здании Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина, бывшем доме Смышляева.

Пушкинская библиотека с честью подхватила эстафету. Имя «Дом Смышляева» появилось в ее логотипе и естественным образом присутствовало на всех афишах и объявлениях о происходивших в библиотеке событиях. Вскоре, без преувеличения, на всю страну прогремели знаменитые «Литературные среды в Доме Смышляева» – проводимый в библиотеке цикл встреч с современными российскими поэтами и писателями, организованный фондом «Юрятин», действующим при Пермском классическом университете.

По инициативе Пушкинской библиотеки краеведом В.А. Дылдиным была подготовлена и издана «Хроника Дома Смышляева». В 2009 г. библиотека начала издавать «Смышляевский сборник», где публикуются материалы по истории и культуре Перми. Первый выпуск сборника почти полностью занят библиографическим указателем «Дмитрий Дмитриевич Смышляев (1828–1893)». Библиотекой была проделана огромная работа, хотя указатель, конечно, еще не полон – предстоит длительное выявление литературы в источниках, отсутствующих в Перми. «Смышляевский сборник» издается ежегодно, и уже занял достойное место в краеведческой литературе.

Смышляевский дом был в центре внимания во время состоявшейся в Перми в 2008 году международной церковно-научной конференции «От Перми до Иерусалима. Путь и подвиг Д.Д. Смышляева».

Российская православная церковь внесла весомый вклад в увековечение имени Д.Д. Смышляева. Была восстановлена усыпальница Смышляевых во Всехсвятской церкви, основанной Дмитрием Емельяновичем. Издана составленная протоиереем А.Н. Марченко летопись церкви. Переиздана книга Д.Д. Смышляева «Синай и Палестина».

Пермский городской архив подготовил к изданию справочник «Пермские градоначальники», куда вошла и пространная статья о Д.Е. Смышляеве.

Дмитрий Дмитриевич Смышляев, уроженец Перми, в течение всей своей жизни работал на благо родного города.

И сегодня, спустя 120 лет после смерти, его доброе имя и его наследие продолжают служить развитию нашей культуры, для которой так и не настали пока лучшие времена.

Т.И. Быстрых

Вакансии

  • Rambler's Top100