Гений русского балета
К 100-летию со дня рождения Г. С. Улановой
В моей коллекции среди множества автографов выдающихся деятелей балетного театра, посещавших Пермь и расписавшихся в энциклопедии «Русский балет», есть автограф, который мне особенно дорог. Этот автограф я получил не в Перми, и оставил его человек, которому устанавливались памятники при жизни. Один памятник – в нашей стране, как личности, дважды удостоенной звания Героя Социалистического Труда, другой – в Швеции. Первый памятник установлен в городе, где этот человек родился, – в Санкт-Петербурге, второй – у здания Музея балета в Стокгольме. Этой выдающейся личностью, которой при жизни возводили памятники, является Галина Сергеевна Уланова.
«Она – гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия…» – сказал об Улановой композитор Сергей Прокофьев.
Галина Сергеевна Уланова (1910–1998). Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны Галина Сергеевна выступала на пермской сцене. В Перми (в то время Молотове) находились в эвакуации Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой) и Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, солисткой которого она была.
Имя Галины Сергеевны Улановой было настолько известно в стране, что ее слово о жизни и работе театра в столь трагичные для всех дни ждали с нетерпением. В газете «Звезда» 12 апреля 1942 года появилась статья «Патриотический долг» за подписью Улановой, народной артистки РСФСР, лауреата Сталинской премии, орденоносца: «Этот сезон театр имени Кирова, волею правительства, начал в городе Молотове. Мы живем и работаем в городе, напоенном дыханием героического, вдохновенного труда, труда для фронта, во имя торжества человеческой свободы. Это окрашивает в особые, неповторимые тона и наше творчество.
Коллектив театра имени Кирова всегда отличался дисциплинированностью, трудолюбием. Но ничто не Мы все много и упорно трудимся. Все старые постановки пересматриваются глубоко и серьезно, приспосабливаются к сложным условиям местной сцены.
Серьезность нашей работы особенно сказалась в про грамме, приготовленной нами к 24-й годовщине Красной Армии. С еще большим увлечением мы готовимся к концерту 1 мая.
Создать высокохудожественные сценические произведения – наш патриотический долг. Мы все стремимся выполнить его как можно лучше».
В Молотове Ленинградский театр имени Кирова находился в эвакуации около трех лет и весной 1944 года, после снятия блокады Ленинграда, вернулся домой, на родную сцену. 30 мая 1944 года, перед отъездом театра, состоялось торжественное заседание партийного актива и интеллигенции города, посвященное возвращению театра, на котором молотовцы благодарили ленинградцев за высокое искусство, которое полюбилось уральцам, а Ленинград благодарил за приют и заботу, проявленную в столь трудное для всех время.
Среди членов президиума заседания на сцене театра находилась Галина Сергеевна Уланова. Секретарь обкома ВКП(б) Н. И. Гусаров подвел итоги пребывания театра им. С. М. Кирова в Молотове: 27 оперных и новых балетных постановок, свыше 1000 спектаклей, 14 концертов-спектаклей и около 3500 военно-шефских концертов, рабочие и интеллигенция города по 4–5 раз слушали и смотрели большинство произведений, колхозники дальних районов собирались по 500–700 человек и приезжали на спектакли театра, в Фонд обороны театр внес более 4 млн рублей…
Гусаров выразил благодарность отдельным артистам, первой упомянув Уланову. Слово было предоставлено и Галине Сергеевне: «Прошли дни, много дней обыденного и в то же время совсем нового, своеобразного творческого труда в городе Молотове. Коллектив нашего театра, приехав на Урал, начинал спектакли в необычной для актеров обстановке. Трудно было привыкнуть к небольшой сцене. Скорее хотелось понять, как воспринимают зрители наши спектакли. Люди, стекавшиеся вечером в театр после напряженного трудового дня, привыкли к нам. С каждым днем росло взаимопонимание, и мы скоро гордились тем, что зрители приходят в театр не только отдохнуть, нет! Они приходят получить нечто большее – прикоснуться своим благородным сердцем к удивительным источникам искусства.
«Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан» – вот спектакли, в которых я танцевала здесь, принимая участие также в некоторых концертах. В новом городе хотелось показать со всей полнотой искусство танца, с любовью донести до зрителя создаваемые на сцене образы.
Вся наша жизнь принадлежит искусству. Много и серьезно работал весь коллектив театра. Не снижая уровня спектаклей, вкладывая всю творческую энергию, все вдохновение, готовил их для новых зрителей, и зрители глубоко оценили, полюбили и поняли наше творчество.
Мне кажется, что пребывание в Молотове Ленинградского театра имени С. М. Кирова оставит большой след, заметно скажется в культурной жизни города. Уезжая, мы благодарим наших зрителей – молотовцев – за ту любовь, которую они высказали нам, которой поддерживали нас и каждый раз вдохновляли на дальнейшее высокое и радостное служение искусству».
Галина Сергеевна упомянула не все свои выступления в Перми. Для истории приведем репертуар по дням, исполненный Улановой, который удалось составить по газетным статьям, программкам и афишам Ленинградского театра времен эвакуации:
Одетта-Одиллия/«Лебединое озеро», 17 октября 1941 года, первое выступление в Молотове;
Мария/«Бахчисарайский фонтан», 8 декабря 1941 года;
Пуатье/«Пламя Парижа», 25 января 1942 года;
хореографическая сюита «XXIV годовщина Красной Армии»/ 23 февраля 1942 года;
Жизель/«Жизель», 25 октября 1943 года;
Красная Шапочка/«Спящая красавица», 1 ноября 1943 года.
Такому небольшому количеству выступлений Улановой в Перми есть объяснение. Галина Сергеевна в нашем городе была наездами, поскольку выступала еще и с труппой Большого театра, который находился в эвакуации в городе Куйбышеве (ныне Самара), в труппу которого была переведена в 1944 году по решению руководства страны.
В коллекции Пермской художественной галереи есть портрет Галины Улановой, выполненный в 1942 году живописцем Виктором Михайловичем Орешниковым, также жившим в Перми в эвакуации.
Мне удалось встретиться с Галиной Сергеевной Улановой на одном из балетных конкурсов в Москве, тогда же и получить автограф, о котором упоминалось в начале статьи. Когда я сказал Улановой, что я из Перми и меня интересует все, что связано с балетным театром, особенно с его пермским периодом, Галина Сергеевна сказала, что она с большой благодарностью относится к Перми, помнит о времени эвакуации. Также она рассказала, что Пермь связана с жизнью ее родных…
Петр Николаевич Уланов (1890–1932). Дядя Галины Сергеевны Улановой (родной брат отца). Петр Николаевич Уланов окончил Санкт-Петербургское театральное училище в 1909 году и был определен в балетную труппу Мариинского театра кордебалетным танцовщиком с окладом 600 рублей. В 1910 году Петр Николаевич получал 840 рублей, а в 1911 году был переведен в корифеи с окладом 1000 рублей. В этом же году работал в антрепризе Дягилева. Считался даровитым танцовщиком.
В Перми он выступал на гастролях в 1924–1925 годах, в 1924 году – на сцене городского театра: 19 июня участвовал в балете «Тщетная предосторожность» и разнохарактерном дивертисменте со своим коронным «Комическим матросским танцем»; 20 июня участвовал в балете «Конек-Горбунок» и балетном дивертисменте; 21 июня участвовал в балете «Лебединое озеро» и дивертисменте.
18 и 19 июня 1925 года на сцене городского театра состоялись «Два вечера Ленинградского академического балета»; 21 июня на сцене Красного (Загородного) сада было представлено «Прощальное выступление…», где выступал Петр Николаевич Уланов.
В последние годы жизни Петр Николаевич страдал болезнью сердца. Умер на сцене во время представления балета «Конек-Горбунок», в антракте после первого действия, «пробуя» при закрытом занавесе кнут Иванушки-дурачка. На протяжении своей 20-летней артистической деятельности выступил в 34 балетах. Из последних наиболее удачных его выступлений необходимо отметить выступление в «Красном маке», где он исполнил роль Кочегара, и в «Эсмеральде» – роль Квазимодо.
Сергей Николаевич Уланов (1881–1950). Заслуженный артист РСФСР Сергей Николаевич Уланов – отец великой балерины Улановой. По окончании Санкт-Петербургского театрального училища, в 1899 году Сергей Николаевич был определен в балетную труппу Мариинского театра кордебалетным танцовщиком на жалованье 600 рублей. С 1919 года служил режиссером балетной труппы.
Сергей Николаевич, как Петр Николаевич Уланов, гастролировал в Перми в 1925 году в составе Ленинградского академического балета. В годы Великой Отечественной войны, с 1941 по 1943 год, отец великой балерины находился с театром им. С. М. Кирова в эвакуации в городе Молотове; работал режиссером, ведущим спектаклей театра и отчетно-показательных концертов Ленинградского хореографического училища.
Мария Федоровна Уланова (урожд. Романова) (1886–1954). Мать Галины Сергеевны – Мария Федоровна Романова – заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Мария Федоровна окончила Петербургское театральное училище в 1903 году, в 1910–1924 годах – артистка Мариинского театра (солистка с 1912 г.). Партии 1917–1924 годов: Повелительница нереид, Царица вод («Конек-Горбунок»), феи Сирени, Бриллиантов («Спящая красавица»), вальс № 11 («Шопениана»), Клеманс («Раймонда»); па-де-труа («Лебединое озеро»), Рамзея («Дочь фараона») и другие.
С 1917 года Мария Федоровна служила педагогом в хореографическом училище, одновременно вела класс усовершенствования в театре им. С. М. Кирова. Среди ее учениц – дочь Галина Уланова, Татьяна Вечеслова и другие. На сцене Ленинградского хореографического училища поставила ряд массовых и сольных концертных номеров.
В годы войны находилась в эвакуации с Ленинградским хореографическим училищем и театром им. С. М. Кирова в городе Молотове.
____________
Галина Сергеевна Уланова похоронена в Москве, остальные члены семьи – в Санкт-Петербурге, родители покоятся в одной могиле на Охтинском кладбище.
Бронзовый бюст Джульетты-Улановой скульптора М. А. Аникушина установлен в аллее парка Победы в Санкт-Петербурге. Скульптурой Улановой, созданной Е. А. Янсон-Манизер, любуются в Стокгольме. В Перми, считающей себя третьим балетным городом России, имя Галины Сергеевны Улановой обязательно должно появиться на мемориальной доске в числе других выдающихся деятелей мировой культуры, работавших на Урале в эвакуации. Установить памятную доску в Перми можно на здании гостиницы «Центральная», где артисты жили, или на здании оперного театра, где они работали.