Город мечты. Благоустройство послевоенного города 

Удивительно, но когда мы наблюдаем за игрой детей, время останавливается… Трое славных мальчишек 4–5 лет устроились в песочнице. У одного грузовик, второй принес из дома экскаватор и бульдозер, а у третьего есть лишь лопатка и грабли. Песок и вода в ведре. «Мам, мы строим город! Это будет большой город! Красивый! Ты
ведь любишь деревья, цветы!.. Вот это и будет город-сад!» Работа началась. Фантазия каждого и упорство не давали оставить начатое…

После окончания Великой Отечественной войны город Молотов медленно, но возвращался к мирной жизни. Строительство жилья, ремонт дорог, устройство водопровода и газификация домов – все это было настолько необходимо, что люди не жалели своих сил. Работая шесть дней в неделю, горожане выходили в воскресенье и в праздничные дни на благоустройство своих дворов и улиц. Сейчас сложно представить, но в 1945 г. из 368 км улиц города 280 км было немощеных. Деревянные дома, в лучшем случае полукаменные, пыль и лужи вместо тротуаров, колонки и сараи с дровами для отопления домов – вот городской пейзаж сороковых.

Участок Комсомольского проспекта, где будет построено здание Пермэнерго. Конец 1950-хВойна закончилась, и люди мечтали о новой, спокойной, красивой и комфортной жизни. На заседаниях в облисполкоме и горисполкоме большие начальники призывали к немедленному производству строительных материалов, которых так не хватало на городских стройках. Кирпич, известь, бутовый камень нужно было еще доставить – не хватало транспорта. Речной флот переживал новое рождение. Учебные заведения начали готовить электриков, строителей и дорожников. Крупные промышленные предприятия строили на свои средства дома для рабочих, детские сады и заводские поликлиники, ремонтировали бани, возводили клубы и стадионы, асфальтировали улицы и тротуары около своих заводов.

Дом пионеров, кондитерская фабрика, хлебозавод, трамвайное депо в Шпальном поселке, дезостанция, Станция скорой помощи, санатории «Подснежник», «Дворцовая Слудка», «Заря», туберкулезный диспансер, городская инфекционная больница, школы, детсады, детдома, стадионы «Динамо» и «Звезда» – вот перечень ближайших строительно-восстановительных работ. В годы войны было не до них.

«Мам, я дорогу делаю. Камнями выложить? А настоящий асфальт из чего делают? Дороги к вечеру проложим, можно за парки браться».

Комсомольский проспект. Здание Пермэнерго. 1960-е. Фото М.И. Кузнецова. АГП. Ф.1053. Оп.1. Д.57Асфальтирование улиц и тротуаров, благоустройство садов и скверов – мечта для того времени. Но именно это и лечило от боли утрат военного прошлого.

В течение двух лет были заасфальтированы центральные улицы города: Ленина, Карла Маркса (ныне – Сибирская), Куйбышева, Коммунистическая (Петропавловская), Комсомольский проспект. Завод имени Молотова асфальтировал улицы 1905 года, Смирновскую; ОСМУ-24, ОСМУ-8, винзавод – улицы Ленинского района; завод имени Сталина – улицы рабочего поселка и Комсомольский проспект, улицы Полины Осипенко и Матвеева (ныне – Революции); завод имени Дзержинского – улицу Ленина.

При этих работах использовали и новый метод – «холодное асфальтирование», когда асфальтная масса укладывалась в холодном виде, без предварительной варки ее в котлах, что снижало стоимость дорожных работ, не отражаясь на качестве и прочности покрытия. Впервые данный метод использовали при асфальтировании шоссе у завода имени Кирова. Гравий, щебень, песок и битум привозили из Краснокамска, а асфальтовую мастику с открытием навигации доставляли из Куйбышевской области. Котлы изготавливал Чусовской металлургический завод.

В городских садах и скверах выравнивали аллеи, устраивали газоны, высаживали деревья и кустарники, устанавливали садовые скамейки, деревянные и бетонные урны, щиты для рекламы, дорожные знаки и указатели перехода улиц.

Скверы и сады обносили красивой металлической решеткой и пополняли «диванами». Нужно отметить, что изготовление решеток полностью легло на предприятия, в частности – на «завод, где начальник Фудельман» (подобная формулировка касалась закрытых предприятий), который сделал 4384 погонных метра решетки и 227 «диванов». За эту работу директор был премирован золотыми часами, остальные рабочие – деньгами. Решетки и «диваны» были установлены в садах Разгуляйский (сквер им. Татищева), имени Декабристов, Решетникова, на площади имени Кирова. Завод имени Дзержинского изготовил решетки для Театрального сада и сада имени Гоголя; завод имени Сталина – для Комсомольского проспекта, а для бульвара Красной Армии (бульвар от ул. Швецова до ул. Белинского) отлил «завод, где директор Самков».

В саду имени Горького, помимо аттракционов, аллей, цветников, были обновлены летний театр, открытая эстрада, кинотеатр, ресторан с летней верандой и читальный зал.

С наступлением весны в дело благоустройства городского пространства включались рабочие треста «Горзеленхоз». Ежегодно они высаживали тысячи деревьев из лесных массивов; кустарников и цветов – из собственного питомника. Липы, желтая акация, шиповник и сирень украшали Комсомольский проспект, Комсомольский сквер (сквер напротив Театра оперы и балета), Театральный (сквер им. С. П. Дягилева) и Разгуляйский сады, бульвар Красной Армии, сквер при вокзале Пермь II. На клумбы города высаживали душистый табак, львиный зев, петуньи, флоксы. Семена цикламена, луковицы нарциссов и тюльпанов заказывали в Москве.

Цвет покраски трамваев, фасадов домов, месторасположение и вид торговых киосков, формы уличных фонарей – ничего не должно было быть упущено.

В Кагановичском районе (ныне – Индустриальный) был построен ипподром площадью в 20 га и трибунами, вмещающими до 1000 зрителей. Специально до него был положен асфальт по бывшему Казанскому тракту.

На Центральном колхозном рынке, располагавшемся в то время на месте Октябрьской площади, даже открыли эстрадный театр на 150 мест, действующий не только летом, но и в холодное время года.

«Нам, вообще-то, помощь нужна. Вечер скоро. Хорошо получается?»

Комсомольцы шефствовали над школьными садами, спортивными сооружениями и площадками. Они выставляли посты по охране зеленых насаждений, строили, ремонтировали, красили, чинили. Переходящее Красное знамя, фотография на общегородской Доске почета – вот награды, за которые соревновалась советская молодежь.

Субботники, месячники благоустройства поднимали всё городское население весной и осенью.

При той скорости, какой требовал план, при нехватке квалифицированных кадров не обходилось и без ошибок. На страницах «Звезды» публиковались заметки с критикой в адрес проводившихся работ: перед асфальтированием
улиц не всегда производился технический осмотр основания, не исследовалось в лабораториях качество асфальта; перед мощением улиц основание не уплотнялось, дренаж производился мелкий, а вместо щебня заполнялся булыжником. После того как установили чугунные решетки в Комсомольском сквере, появилась заметка об опасности острых, обращенных вверх элементов. Обратившиеся люди требовали переустановки решеток на площади имени Кирова и на улице Карла Маркса с соблюдением нивелира, без этого решетки напоминали покосившийся старый забор. Город озеленяли, но ухаживать за молодыми саженцами забывали. Не хватало урн и скамеек в скверах, садах, на бульварах.

К 30-й годовщине Октября председатель горисполкома В. П. Михайлин отмечал, что за несколько лет благоустройство города значительно улучшилось. «Молотовчане с удо-влетворением замечают, как все больше и больше улиц покрывается асфальтом, как постепенно город становится чище и наряднее. Без грохота и шума проезжают теперь автомашины по улицам Ленина, Газеты “Звезда”, Советской и Коммунистической… Любимыми местами отдыха стали Комсомольский сквер с Театральным садом; сады имени Горького, Гоголя, Решетникова, Декабристов; бульвар имени Красной Армии; красивые скверы Сталинского района; сады в Разгуляе, у станции Пермь I, у завода имени Дзержинского».

«Мам, к домам ведь еще воду и газ провести нужно, сливы сделать, канализацию. Но это долго. И трубы еще не придумали из чего делать. Может, завтра закончим?»

Централизованного водоснабжения город еще не знал. На смену водоразборным будкам приходили уличные колонки. В 1946 г. по городу их насчитывалось 32, в 1948-м – 64, далее число увеличивалось в разы с каждым годом. Забегая вперед, скажем, что в настоящее время на территории города действуют 228 колонок.

Дома отапливались печами. Не многие готовили на электроплитках, которых по причине дороговизны достать было тяжело. Газификация коснулась города лишь в 1960-е.

Создание сквозных магистралей, связывающих центр Молотова с Молотовским районом, станцией Пермь II, Казанским, Соликамским и Сибирским трактами; возведение гидроэлектростанции на Каме, строительство заводов в поселке Новый Плоский (ныне – район Гознака), портовых сооружений в районе деревни Заостровка, Сортировочной станции на Пролетарской (ныне – микрорайон Пролетарский) – вот планы следующих пятилеток.

«На сегодня всё! Завтра будет новый день – закончим!»

А. В. Мохова

Вакансии

  • Rambler's Top100