И ПРЕДКИ, И СОВРЕМЕННИКИ

К 80-летию Л. В. Мишлановой

Далекие предки из XIX века и современники – замечательные люди Прикамья – главные герои в творчестве Лидии Витальевны Мишлановой. Журналист по призванию, краевед-исследователь по интересам, гуманист по убеждениям, она знает цену историческому факту, умеет увлекательно рассказать о прошлом, выявить главное в человеческой личности.

«Все взрослые сначала были детьми», – так начиналась первая книга молодой журналистки Лидии Тихомировой (Мишлановой), изданная Пермским книжным издатель- ством полвека назад в серии «Юноше, обдумывающему житье». Страниц в этой книжечке под названием «Товарищ подросток, не будь дитём» было тоже 50 и стоила она 6 копеек. Зато какой тираж – 15 тысяч экземпляров! – как у настоящей писательницы. И сколько интересных мыслей вокруг фразы из Маяковского!

Детство самой Лидии пришлось на войну. И было оно «военное, обыкновенное» – голодное, когда лакомством считался кусочек черного, непропеченного, остистого хлеба из того пайка, что получали по карточкам, выстояв длинную-предлинную очередь. Радость приходила с фронтовыми письмами отца: он жив и верит, что обязательно после разгрома врага приедет домой. Отец был главным врачом районной больницы, в войну – фронтовым хирургом, мама работала медсестрой.

Самым счастливым днем детства было, конечно, возвращение отца после Победы. Сохранив удивительную свежесть чувств и остроту памяти, в 2010 году, к 65-летию Победы, Лидия Мишланова напишет книгу «Детство. Военное, обыкновенное», посвятив ее своим внукам (издана благодаря помощи уполномоченного по правам человека по Пермскому краю Т. И. Марголиной). Множество подробностей, событий школьного и семейного масштаба, запомнившихся любознательной девочке, позволили ей в зрелые годы воссоздать типичные картины тылового бы- та из жизни маленького райцентра Ульяновской области.

В Пермь Лидия приехала в 1959 году по приглашению старшей сестры Веры, мужа которой назначили военпредом на Мотовилихинский завод. В тот год она окончила уже четвертый курс Московского заочного полиграфического института, и надо было устраиваться по специальности. Вскоре она стала литературным сотрудником областной комсомольской газеты «Молодая гвардия».

Ее жизненный опыт, почерпнутый в сельской глубинке, в ту пору был невелик, как и журналистская практика не- штатного корреспондента. Интересы областной молодежной газеты потребовали овладевать профессией немедленно и самостоятельно. И это оказалось ей под силу. Ведь рядом были талантливые молодые журналисты – будущие писатели, газетные и книжные редакторы: Борис Брюшинин, Альмира Сычева (Зебзеева), Геннадий Солодников, Дмитрий Ризов... Само время «оттепели» 1960-х годов, творческая атмосфера редакции вызывали душевный подъем, желание быстрее найти свое место в жизни.

Город деревянных домов, черных воробьев и медленных трамваев, какой показалась ей сначала Пермь, преображался на глазах: реконструировался Комсомольский проспект, застраивались пятиэтажными «хрущевками» Городские Горки и Балатово. Поражали воображение масштабы промышленного строительства. По редакционным заданиям она побывала на стройплощадке будущего европейского гиганта – завода «Камкабель», спускалась в калийную шахту, ездила к камским сплавщикам…

Вскоре ей поручили отдел учащейся молодежи. У начинающей журналистки развивалось творческое отношение к делу, углублялся интерес к внутреннему миру молодых современников. В редакции поощрялись инициатива, новые приемы в подаче материала, стремление проявить себя в литературных жанрах. Газетная «скоропись», когда корреспонденции, бывает, «с колес», «досылом» отправля- ются в типографию в уже сверстанный номер, не испортила ее чистого литературного языка, напротив, слово стало более послушным ей, точным и ярким.

«Молодогвардейские» и «звездинские» «университеты», пройденные в первое журналистское десятилетие, естественно привели ее в книжное издательство, где она впервые стала работать по специальности, указанной в дипломе, – редактор массовой литературы. Отмечу работу Лидии Мишлановой над двумя книгами, отредактированными в те годы: Владимира Михайлюка «Сражение за мечту» и Леонида Шатрова, выступившего как составитель, «Памятники истории и культуры Пермской области». Первая вскоре была удостоена диплома Всероссийского конкурса книг о молодежи (1972). Вторая потребовала от нее такой огромной редакторской работы, что, по моему мнению, Лидию Витальевну вполне можно было бы назвать одним из соавторов этой книги.

Думается, что интерес к краеведческой теме в области культуры и искусства пробудился у нее именно в ту пору. Возможно, ее творческие устремления можно связать также с именем Б. Н. Назаровского, деловые контакты с которым продолжались несколько лет. Круг ее общения с людьми творческих профессий – героями ее будущих очерков – был очень широк, обогащая впечатлениями и наблюдениями.

Житейские и прочие обстоятельства снова вернули ее в журналистику. Впрочем, где бы Лидия Мишланова ни работала, она всегда продолжала публиковаться и в «Звезде», и в «Вечерней Перми», была желанной гостьей на телевидении и радио. Печатала свои очерки циклами. К примеру, «Пермские боги» – об известных медиках; «Пермские жены» – о женщинах, наших землячках, чьи судьбы были связаны с жизнью выдающихся писателей и ученых. Этот цикл вошел в книжку «Пермские жены» 1998 года издания. Посвященный 200-летию Пермской губернии, он был удостоен первой премии областного журналистского конкурса.

Между выходом в свет первой и второй книг Лидии Витальевны прошло ровно 30 лет и три года. Они вместили постоянный творческий труд, семейную жизнь, воспитание сына и дочери, заботу о старшем поколении, горькую утрату дорогих ее сердцу людей.

В памятном 1991-м она стала пенсионером, но правом на заслуженный отдых распорядилась по-своему: поступила на работу в областной архив. Это дело увлекло ее, обогатило как журналиста, расширив круг героев, дало возможность ярче показывать историческое время, в котором жили персонажи ее очерков.

В декабре 2001 года пермский губернатор вручил ей грамоту и нагрудный знак заслуженного работника культуры. В ответном слове Лидия Витальевна, говоря о проблемах пишущих людей, попросила администрацию помочь молодому, талантливому литератору Алексею Иванову приобрести компьютер и издать первую книгу. Губернатор тут же дал задание начальнику управления культуры: «Разберитесь!» Я присутствовал при этом, поскольку был среди приглашенных для поздравления от Союза журналистов.

Особенным стал для Лидии Витальевны 2006 год. Благодаря финансовой поддержке управления культуры (О. П. Ильиных) и фонда «Жемчужина Урала» (Л. А. Лисовенко) была издана ее большая книга о людях науки и культуры Пермского края – «Самостоянье». Более тридцати очерков на примере людских судеб впечатляюще показывают, как богато Прикамье талантами и как реальная, непридуманная жизнь порой бывает ярче, богаче иных писательских фэнтези. Все очерки интересны, но один из них – «Мастер Маргарита», о талантливой художнице-графике Маргарите Тарасовой, – все же выделяется. Пожалуй, никому еще не удавалось создать такой объемный, «прорисованный» в деталях и подробностях ее литературный портрет. Думается, что он, как и живописный портрет художницы кисти Е. Н. Широкова, тоже высокоценная вещь для истории художественной культуры Перми ХХ века. В последние годы Лидия Витальевна увлеклась историей своей семьи, несколько поколений которой, в основном сельские священнослужители, укоренились в российской провинции, в Среднем Поволжье. В итоге – книга «Чьи мы?». Свободно владея материалом – архивными документами, письмами и преданиями, – она создала содержательную семейную хронику, насыщенную историческими ассоциациями и параллелями. Ведь судьбы ее предков переплетались с жизнью известных людей России – историка Ключевского, медиков Бурденко, Сойнова и Вишневского.

Умело совмещая историческое время и время жизни своих предков, она сумела выявить их главные личностные черты, воссоздать образ жизни. С любовью и признательностью пишет она об отце, враче В. В. Тихомирове, основателе медицинской династии, который свою профессиональную деятельность начинал в холерных бараках Юзовки (нынешний Донецк) еще в Гражданскую, будучи студентом медицинского факультета Харьковского университета.

Это была одиннадцатая книга автора. Получив ее из типографии, она сказала друзьям: «Ну всё – последняя». А на презентации ее просили писать дальше – о потомках, рассказать о себе, своих детях, в частности – о профессоре медакадемии Виталии Мишланове, и внучке Ирише, тоже враче, подарившей ей в те дни праправнука.

И, наверное, она будет писать, нашлись бы только заинтересованные спонсоры, ведь пенсионное «скудоденежье» (словцо из обихода семинаристов и сельских священников) вряд ли позволит ей самой переиздать дополненную книгу или издать новую…

В. М. Ширинкин

Вакансии

  • Rambler's Top100