Из истории образования городских районов

2016 год богат на юбилеи районов города Перми. Восемьдесят лет назад, 6 августа 1936 года, постановлением президиума городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 13 было образовано три района Перми. Весь город был поделен на Кагановичский (в будущем – Дзержинский), Ленинский и Сталинский (в будущем – Свердловский) районы.

Год назад Орджоникидзевский район отпраздновалсвое 75-летие (образован 16.03.1940 г.) 14, а через два года грядет 80-летие Мотовилихинского района (образован 03.10.1938 г.). Правда, о последнем надо заметить, что формирование района ведет начало от закладки Мотовилихинского завода, то есть с 1735 года. Заводской поселок, вобравший все ближайшие деревни, до 1938 года именовался и развивался совершенно особо, побывав и поселком, и городом, и районом.

До революции 1917 года город делился на три части: «старая деревня» – от реки Егошихи до современной улицы Н. Островского, «собственно город» – от ул. Н. Островскогодо Комсомольского проспекта, и «новая деревня» – от Комсомольского проспекта до реки Данилихи. В 1922–1923 годах велись работы по определению городской черты, осуществлялась топографическая съемкапригородов. В 1925 году город расширился настолько, чтоего территория простиралась от деревни Большая Ива додач Нижней Курьи. Мост, построенный через Егошихинский лог, соединил Пермь с Мотовилихой. В 1928–1929 годах под руководством академика В. Н. Семенова были впервые разработаны градостроительные принципы Большой Перми, которые предполагалось осуществить на территории от реки Мулянки до Балмошной. Предполагалось создать и города-спутники: Балмошная, Чусовая и город на правом берегу, соединенном с центром14 Указ Президиума Верховного Совета СССР «О расширении городскойчерты города Молотова и об образовании в городе Молотове Орджони-кидзевского района» от 16 марта 1940 г.15 Указ Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Свердловскойобласти РСФСР на Пермскую и Свердловскую области» от 3 октября 1938 г.16 До 3 октября 1938 г. Мотовилиха была самостоятельным городом Молотово, который в 1938-м получил название Молотовский район г. Перми (с 8 марта 1940-го по 2 октября 1957 г. – города Молотов), а в 1957 г. – Мотовилихинский район. См. в данном сборнике очерк Е. Г. Ашихмина «Посе-лок Мотовилихинский завод. Город Молотово. Мотовилихинский район».17 Терехин А. С. Архитектура Перми. Пермь, 1973. С. 10.18 Там же. С. 14–15.железнодорожным мостом. Позже, в 1931 году, Пермский горисполком заключил с Ленинградским институтом про-ектирования договор на проект районной планировки. Досконально изучив территорию города, группа специали-стов во главе с профессором Л. А. Ильиным пришла квыводу, что дальнейшее размещение промышленных предприятий на левом берегу реки Камы повлечет труд-ности в водоснабжении и ухудшение транспортных свя-зей. Ленинградцы выдвинули предложение об образова-нии четырех промышленных городов-спутников: Гайва,Закамск (Ласьвинская), Нижняя Курья и Краснокамск 19.Ставился вопрос о создании заповедных и заказных зон во-круг города, которые и по сей день служат зонами отдыха горожан.

В 1932 году были утверждены проекты городов-спутни-ков: Закамска (Нижняя Курья) и Соцгородка Горки, соединяющего Пермь с Мотовилихой.К середине 1930-х годов город вытянулся вдоль реки Камы на 60 километров, население превышало 300 тысяч человек. Закончилось строительство Камского водопровода(1937); все дома были электрифицированы; на окраинахбольшого города установлено уличное освещение; вошлав действие автоматическая телефонная станция; была создана радиотрансляционная сеть. В 1935 году город предполагалось разделить на четыре района/райсовета: Ленинский, Краснооктябрьский, Новопермский и Комсомольский 20. Ленинский район должен был включать главные областные и городские организации, Шпагинские железнодорожные мастерские, станцию Пермь I, пристани, спирто-водочный завод. В Краснооктябрьский должны были войти станция Пермь II, завод «Красный Октябрь». Территории заводов № 19 и «Красный строитель» отходили Комсомольскому району, а удаленные от центра городские поселения (в настоящее времямикрорайон Парковый) должны были образовать Новопермский район. Через год планы осуществили – правда, с небольшими изменениями: предполагаемые территории Новопермского и Краснооктябрьского районов объединили в Кагановичский район, а Комсомольский переимено-вали в Сталинский.Почему районы получили такие названия? Естествен-но, что центральный район города был назван в честь Владимира Ильича Ленина. Главному предприятию будущего Кагановичского района – Пермской железной дороге – 11 марта 1936 года присвоили имя наркома путей сообще-ния Лазаря Моисеевича Кагановича, а основное предприя-тие южной части города – моторостроительный завод № 19 – носило имя Иосифа Виссарионовича Сталина 21. Газета «Звезда» от 27 мая 1936 года сообщила пермякам об образовании трех районов. Вслед за этим начались пленумы по выборам руководства новых территориально-ад-министративных единиц. Партсобрания призывали к обмену партийных документов, а горожане начали готовитьсяк переписи населения. Окончательную точку в новом районировании поставило решение Пермского горсовета и Свердловского облисполкома от 6 августа 1936 года.

Что же из себя представляли районы того времени?

На территории Ленинского района находились областной и городской комитеты партии и комсомола, советские, профсоюзные и хозяйственные организации областного и городского уровней, управления железнодорожными водным транспортом, трамвайно-троллейбусное управление, паровозоремонтный завод, предприятия легкой ипищевой промышленности (в том числе фабрика «Пермодежда»), центральный универмаг, сельскохозяйственный, фармацевтический, медицинский институты, три техникума, четыре училища, областная библиотека им. А. М. Горького, драматический и оперный театры, филармония, художественная галерея и еще множество объектов народного хозяйства, культуры, здравоохранения, образования.

Кагановичский район являлся транспортными воротами Перми. Здесь располагались: Пермское отделение железной дороги, станция Пермь II, речной порт, судомеханический завод, лесокомбинат «Красный Октябрь», машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, одна из первых в стране фабрика мороженого, Пермский государственный университет.

Сталинский район прославился заводом № 19 имени И. В. Сталина. На территории района размещались управление МВД, областные управления лесного хозяйства исельского хозяйства, педагогический институт, вечерний машиностроительный институт, коммунально-строительный и авиационный техникумы, научно-исследовательский институт вакцин и сывороток (бакинститут), типография издательства «Звезда» и т. д.

Время шло, город разрастался, и настала необходимость в образовании новых городских районов – Орджоникидзевского и Кировского. 18 января 2016 года свой юбилей отметил Кировский район. Ровно 75 лет назад, в 1941 году, в городскую черту вошли: рабочий поселок Закамск, являвшийся ранее пригородом города Краснокамска, и поселки, объединяемые Закамским поселковым Советом 24. Проект города-спутника Закамска был разработан Х. Мейером еще в 1932 году, даже начали выпускать почтовые конверты с эмблемой города Закамска.

Из задуманного удалось воплотить немногое, поскольку Великая Отечественная война нарушила мирные планы. На территории всех шести районов города Молотова (это имя тогда носила Пермь) вскоре были размещены эвакуированные предприятия. Население города увеличилось в два раза. Рабочих и их семьи нужно было где-то размещать. Город прирастал новыми поселками, в основном из бараков. И даже после окончания войны многие из приезжих остались жить в городе на Каме. На базе крупных реэвакуированных заводов были образованы предприятия, действующие и сегодня. Кагановичский район в 1957 году был переименован в Дзержинский. Из него 31 марта 1972 года выделился Индустриальный. Сталинский район в 1961 году получил имя Якова Михайловича Свердлова.

В настоящий момент все семь районов – это крупные административные единицы промышленного, научного и культурного города-миллионника. На 1 января 2015 года площадь Дзержинского района составила 65,2 кв. км(с населением 163 859 чел.), Индустриального – 63,4 кв. км(167 137 чел.), Кировского – 156 кв. км (130 190 чел.), Ленинского – 47,5 кв. км (53 712 чел.), Мотовилихинского – 170 кв. км (190 065 чел.), Орджоникидзевского – 178,5 кв. км(114 358 чел.), Свердловского – 122,34 кв. км (217 148 чел.). Каждый район имеет свои географические, экономические и социокультурные особенности, заложенные с мо-мента образования, но все они развиваются и стремятся создать для своих жителей комфортные условия обитания.

А. В. Мохова

Услуги

Тарифы

Контакты

  • Rambler's Top100