Крупнейший музей Прикамья

К 120-летию Пермского краевого музея

Пермский краевой музей основан 15 ноября 1890 года согласно решению Пермской комиссии Уральского общества любителей естествознания. До 1920-х годов назывался Пермским научно-промышленным музеем, позднее получил название Пермский областной краеведческий музей, с 2007 года переименован в Пермский краевой музей.

Пермский краевой музей – крупнейший музей Прикамья, его фонды насчитывают 600 тысяч единиц хранения и включают более 50 коллекций регионального, российского и мирового значения.

Большой ценностью археологической коллекции является собрание произведений пермского звериного стиля – изделий бронзолитейного искусства населения Прикамья периода раннего железного века и Средневековья. Бронзовые амулеты, шаманские изображения, пряжки и поясные накладки составляют неотъемлемую часть культуры населения Прикамья. Сложные многофигурные композиции, свидетельствуют о мифологических представлениях древнего населения края и о тесных контактах с соседними территориями. С конца XX века фонды отдела археологии пополняются материалами с памятников периода нового времени – русских городов и заводов: керамической и стеклянной посудой, украшениями, орудиями труда городского населения Урала, а также фотографиями и чертежами городских усадеб и промышленных сооружений XVII–XIX веков.

Естественно-исторические коллекции (энтомология, ботаника, зоология, геология, палеонтология) располагают обширными минералогическими, палеонтологическими, флористическими и фаунистическими сборами. Международную известность имеет палеоботаническая коллекция Г. Т. Мауэра, собранная им в юго-восточных районах Пермской области. Уникальна энтомологическая коллекция, основу которой заложил А. Е. Теплоухов – главный лесничий Пермского нераздельного имения Строгановых. Гербарий местной флоры конца XIX – начала XX века, собранный известным ботаником П. И. Сюзевым и ученымилесоводами Александром Ефимовичем и Федором Александровичем Теплоуховыми, включает большинство видов растений, обнаруженных в Предуралье.

Фонд редкой книги включает рукописные и старопечатные книги XVI–XIX веков, книги гражданской печати VIII–XX веков, газетный фонд и коллекцию карт и планов XIX–XX веков. К уникальным рукописям относятся копии соликамских писцовых книг М. Кайсарова (1696), «Скитский патерик» (XVII в.), «Псалтыри» (1640–1650-е гг.), «Измарагд» (XVII в.), «Степенная книга» (XVIII в.), «Летопись келейная» Д. Ростовского (XVIII в.), тетради из архива крестьян Строгановых и Демидовых (конец XVIII – начало XIX в.), который состоит из списков литературно-художественных, исторических сочинений, лечебников и других книг, а также старообрядческие сборники. Жемчужиной коллекции является Евангелие, изданное неизвестной (анонимной) типографией в Москве в 1553 году, то есть за десять лет до «Апостола» Ивана Федорова, который считается первой русской печатной книгой.

Коллекция тканей включает полные костюмы крестьянского и городского населения Прикамья конца XVII – XX века, редкое собрание головных уборов народов, населяющих территорию Прикамья, кушаки и пояса, образцы национальной вышивки, ткачества и набойки. Уникален комплекс по истории старообрядческого населения Прикамья, сформировавшийся в ходе экспедиций музея 1980–1990-х годов.

Коллекция дерева располагает конструктивными элементами жилища, резными деревянными украшениями, расписными прялками, деталями крестьянского интерьера с росписью, орудиями сельского хозяйства и крестьянских промыслов, а также утварь и посуду, мебель.

В коллекцию изобразительного искусства входят работы крепостных и неизвестных живописцев конца XVIII – первой половины XIX века, живопись и графика пермских художников XX века, плакаты 1920–1940-х годов, афиши конца XIX – XX века. Раритетом, имеющим общенациональное значение, является епископский посох XV века, украшенный резьбой по кости со сценами деяний христианского просветителя народов Прикамья Стефана Пермского. Среди экспонатов коллекций декоративно-прикладного искусства видное место занимают образцы уральского фаянса – продукции прикамских фаянсовых фабрик конца XIX – начала XX века, резные изделия из мягкого гипсового камня 1900–1980-х годов, отражающие историю промысла по его обработке в селе Красный Ясыл Пермской области, а также ювелирные изделия Пермского ювелирно-гранильного завода 1970–1990-х годов.

Коллекции изделий из металла имеют в своем составе предметы уральской медной посуды XVIII – первой половины XIX века, промышленное литье и элементы городского архитектурного декора XIX–XX веков (чугунное литье мастеров Каслинского, Кусинского, Пожевского, Добрянского заводов). Большой интерес представляют материалы, отражающие развитие науки и техники: подлинные телеграфные аппараты системы Юза, Морзе второй половины XIX – первой четверти XX века, коллекции пишущих машинок, механических музыкальных инструментов, оптических приборов, часов, продукции предприятий Пермской области 1950–1980-х годов и др. «Славяновский стакан», представленный в коллекции, являет собой уникальный образец сварки из 8 черных и цветных металлов. Предмет был изготовлен по методу изобретателя электросварки Н. Г. Славянова. Этот экспонат в 1893 году демонстрировался на Всемирной электротехнической выставке в Чикаго.

Фотодокументальный фонд (личные фонды, фотонегативы и диапозитивы, фоно- и кинодокументы) содержит богатейшие материалы по истории края, этнографии и культуре, датируемые концом XVII века – 1990-ми годами. Уникальна коллекция рукописных свитков конца XVII – начала XVIII века: купчие, докладные, кабальные записи, завещания, написанные крестьянами Чердынского и Соликамского уездов Пермской губернии.

Значительное место занимают личные архивы: Демидовых (конец XVIII – XIX в.), ученых-лесоводов А. Е. и Ф. А. Теплоуховых (середина XIX – начало XX в.), художника А. Н. Зеленина (конец XIX века – 1920-е гг.), писателя Б. В. Ширшова (1900–1950-е гг.), архитектора Ф. М. Тольцинера (1940–1990-е гг.), конструктора авиамоторов А. Д. Швецова (1900–1950-е гг.) и другие. Большой интерес представляет коллекция стеклянных негативов конца XIX – начала XX века, включающая материалы по уральской архитектуре и горнозаводской промышленности, а также по этнографии коренного населения Прикамья – коми-пермяков.

Коллекции нумизматики (монеты, мемориальные медали и жетоны, фалеристика, бонистика, филателия, филумения) охватывают 25 веков всемирной истории: подборки редких античных, русских и советских монет, русские дореволюционные и советские ордена и медали. Большую ценность представляет коллекция марок земской почты всех уездов Пермской губернии.

В состав музея входят такие крупные подразделения, широко известные пермякам и гостям города, как Мемориальный дом-музей изобретателя метода электросварки Н. Г. Славянова, Музей-диорама в Мотовилихе с уникальным панорамным изображением, посвященным событиям первой русской революции в Прикамье, Дом Бориса Пастернака во Всеволодо-Вильве. Филиалами музея являются: Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» – ансамбль из памятников деревянного зодчества конца XVII – первой половины XX века (своеобразная визитная карточка края); Мемориальный дом-музей поэта-футуриста В. В. Каменского в Троице, краеведческие музеи Осы и Чайковского.

Пермский краевой музей располагается в 35 помещениях и зданиях по городу и области, среди которых есть памятники архитектуры федерального значения. В 2006 году основное здание музея, Архиерейский дом, было передано Русской Православной Церкви. К настоящему моменту краевой музей переехал в Дом Мешкова: здание было отреставрировано в 2009 году, теперь в нем создана и работает полноценная историческая экспозиция «Дом Мешкова. Пространство пермской истории с древнейших времен до конца XX века».

Дом, принадлежавший в конце XIX – начале XX века купцу и общественному деятелю Н. В. Мешкову (1851–1933), является памятником градостроительства и архитектуры краевого значения. Здание на берегу Камы было построено для Н. В. Мешкова в конце 1880-х годов архитектором А. Б. Турчевичем на месте сгоревшего в 1842 году особняка наследников уральского заводовладельца П. С. Яковлева. Возведенный в духе позднего русского классицизма с характерным мансардным этажом и портиком с фронтом, трехэтажный дом Мешкова стал очень заметным в архитектурном отношении зданием Перми. Слева к дому примыкали садик и каменная беседка-ротонда, разрушенная после 1917 года. В усадьбе находились и другие постройки, в том числе сохранившийся до наших дней двухэтажный флигель, в котором жила семья Г. М. Чудинова, доверенного лица Н. В. Мешкова в Перми.

В особняке располагались не только жилые помещения, но и пермская контора фирмы Н. В. Мешкова (занимала верхний этаж дома), а также ряд различных организаций, в том числе Контроль Уральской железной дороги (с 1889 года), поземельно-устроительный отряд горных заводов на Урале и др. В период организации и начала деятельности Пермского университета в доме находилась канцелярия этого учебного заведения. В 1901 году в помещении дома Мешкова открылась первая в городе художественная выставка, где были представлены работы известного художника А. К. Денисова- Уральского. В советское время в здании размещались штаб 3-й армии Восточного фронта (1918), медицинский факультет Пермского университета. На протяжении многих лет хозяином здания являлось управление Камского речного паро-
ходства.

За 119 лет музей посетили более 19 миллионов пермяков и гостей города. Музей является научно-методическим центром для 36 муниципальных и более 200 ведомственных и общественных музеев края. Известен в российской музейной среде своими достижениями: является лауреатом конкурса «Окно в Россию» в номинации газеты «Культура» – «Музей года» (2001), победителем в номинации «Реклама – двигатель музейного прогресса» на Всероссийском фестивале музеев «Интермузей-2002». Пермский краевой музей трижды становился победителем Всероссийского конкурса благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». Восемь раз творческие коллективы музея становились лауреатами краевой премии в сфере культуры и искусства.

Развивая и укрепляя традиции научной, экспозиционно-выставочной, культурно-образовательной и научно-методической деятельности, Пермский краевой музей занимает в культурном пространстве города, региона и России значительное место.

Е. Н. Меркушева

^Наверх

Вакансии

  • Rambler's Top100