Куклин дом

История Пермского театра кукол началась в 1937 г., когда областной комитет по делам искусств организовал труппу на основе небольшой кукольной группы при Пермской филармонии. Первой постановкой нового театра стала сказка «По щучьему велению», которая тогда ставилась в Москве. Вначале у труппы не было своего помещения, и она вела кочевую жизнь, перемещаясь на гастролях на грузовиках, пароходах, лошадях. В 1943 г. труппа впервые в СССР поставила кукольную оперу «Муха-цокотуха» М. Красева, посвященную эвакуированным из Москвы детям 1.

В Перми у театра кукол – самое старинное здание. И у этого здания самая сложная судьба. В 1871 г. оно было построено по проекту архитектора Рудольфа Карвовского как пересыльная тюрьма для узников, направляемых в Сибирь. Тюрьма существовала здесь и в первые десятилетия советской власти, получив название «исправительный дом». Здесь были помещение с камерами для заключенных, баня, хлебопекарня, различные мастерские, прачечная, огород, цеха, больница и т. д. Здесь содержались и представители партий, и революционеры, и раскулаченные, и враги народа. В 1959 г. это здание, в народе именуемое Пересыльным замком, было передано труппе театра кукол. До этого артисты 22 года, с 1937-го, обходились без собственной площадки. Решение передать Пересыльный замок театру существенно изменило жизнь обоих к лучшему. Перестройка здания проводилась при содействии С. В. Образцова ленинградскими архитекторами и обошлась в 2 млн рублей. А первым значительным кукольным спектаклем в новом здании стала комедия для взрослых «Чертова мельница» 2.

Изначально кукольники вынуждены были делить это помещение с ТЮЗом, но позднее они остались его единственными хозяевами.

Пермский театр кукол под руководством В. Д. Офрихтера значительно поднял уровень своей творческой работы, коллектив театра получил дипломы за участие в смотрах польской, чешской, венгерской драматургии и на советской сцене: в этот период ставятся такие спектакли, как «Сэмбо», «Клоп», «Кукольный город», «Капризка», а также кукольные оперы «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр», пантомима «Красная птица», опера-буфф «Прекрасная Елена».

В 1980-х гг. под руководством И. В. Игнатьева театр посетил с гастролями фестивали Урала, Нечерноземья, Москву, Узбекистан, Украину; а также Японию (гастроли и XV Всемирный конгресс УНИМА в 1988 г.) и США (1995 г.).
Тогда же был поставлен спектакль «Машенька и медведь», созданный И. и А. Игнатьевыми и до сих пор с успехом идущий на сцене театра.

В 1995 г. руководителем театра стал И. Н. Тернавский. Театр ставит такие произведения, как «Необыкновенные приключения на дорогах», «Волшебник Изумрудного города», «Маугли», «Обыкновенный кукольный концерт», «Коло-
бок», «Король Лир».

В 1999 г. со спектаклем «Ты кто?» по мотивам рассказов А. Платонова театр стал лауреатом фестиваля «Волшебная кулиса», а в 2000 г. получил специальный приз Департамента культуры и искусства администрации Пермской области «За мастерство» на VIII Всероссийском фестивале моноспектаклей. Драма «Маугли» завоевала областную премию «За лучшее достижение в сфере культуры и искусства».

В 2003 г. в Пермском театре кукол прошел IX Фестиваль театров кукол «Большой Урал – Приволжье».

Сегодня Пермский театр кукол переживает новый интенсивный виток своей истории. В 2016 г. спектакль «Толстая тетрадь» в постановке режиссера Александра Янушкевича и художника Татьяны Нерсисян был отмечен двумя премиями «Золотая маска». В репертуаре театра есть спектакли как для детей, так и для взрослых, а в фойе регулярно проводятся выставки.

Рядом со зданием разбит небольшой сквер с симпатичным гранитным памятником «второкласснику и второгоднику» Ивану Семенову – герою популярных рассказов пермского писателя Льва Давыдычева 3.

Об одном из новых спектаклей говорит режиссер-постановщик Светлана Пашиева.

“ЦВЕТНЫЕ ИСТОРИИ” – спектакль для самых маленьких в театре кукол.

Когда ваш ребенок еще нетвердо стоит на земле, но уже с невероятной скоростью познает мир, самое время брать своего маленького исследователя под мышку (в слинг / коляску / или пусть топает своими ножками) и идти в театр. На этом этапе развития малыша театр станет для вас надежным помощником. Пока ребенок увлечен представлением: учится отличать квадратное от круглого, зеленое от желтого, теплое от холодного, “да” от “нет”, стремится все увидеть-услышать-потрогать – вы в это время отдыхаете.

“Цветные истории” – это 40-минутный спектакль в двух частях. Первая – собственно представление, вторая – интерактивное общение артистов со зрителями. Никакого назидания, только игра и доступные физические опыты. Главные герои – девочка Ася и мальчик Сережа – разворачивают на глазах у зрителей калейдоскоп цветных историй о временах года. Актеры говорят мало, в основном обходясь средствами мимики и жестов, общаясь посредством разных предметов, цветов, форм и текстур.

Четыре сезона – четыре части представления. В каждом времени года Ася и Сережа изучают какую-то одну геометрическую фигуру (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) и составляют из шаблонов соответствующей формы разные тематические картины (Снеговика, Поляну с травкой, Бабочку и Улетающих птиц).

Цифра “4” приобретает в спектакле дополнительное значение. Здесь четыре не только сезона и сюжетных линии, но и стадии жизни маленького зрителя. Спектакль адресован детям от 0 до 4 лет, каждый следующий год несет ребенку новые навыки и знания. К примеру, до года происходит развитие новых познавательных функций, поэтому на данном этапе нужно стимулировать аудиовизуальное восприятие маленького человека. В спектакле эта задача решается с помощью предметов четкой формы, контрастных фигур и цветов, простых музыкальных и словесных стимулов» 4.

Маленькие зрители и их мамы знакомились со спектаклем еще на репетиционных просмотрах 5.

Елена Болотова:

«Вчера была на сдаче “Цветных историй”. Без детей, но с коллегой по цеху. И нам было интересно! Мне кажется, самое важное, когда и взрослые и дети искренне увлечены процессом на сцене. Я впервые столкнулась с постановкой для такого маленького возраста, даже не знала, что они существуют. А спектакль выстроен очень грамотно, уютно, ярко, образно, и в нем множество тактильных элементов. Это все, безусловно, завлекло ребят, которые пришли на предпоказ. А взрослым было интересно фантазировать с актерами и наблюдать за сценическими перевоплощениями фигур. Очень приятно было смотреть на существование героев спектакля. Актеры легко располагают к себе, и веришь, что им самим еще немного страшно, но уже очень здорово быть в этой цветной игре. Большое спасибо за вечер, мне было уютно и хорошо в вашем зале и атмосфере. Успехов вам в этом чудесном спектакле!»

Ирина Малкова:

«Побывали мы с дочкой (1 год 10 мес.) на предпоказе замечательного спектакля “Цветные истории”. Нам очень понравилось, причем обеим! Я почувствовала себя ребенком, увлеклась цветными образами и картинками. И смеялась вместе с детьми, настолько актеры играют заразительно! А на второй “интерактивной” части мне самой было интересно потрогать-прилепить бусинки, яблочки, цветочки. Дочка за всеми действиями на сцене наблюдала не отрываясь, хотя она та еще егоза. На сцену во второй части стеснялась идти, пошли вместе. А потом настолько увлеклась цветным ковриком с божьей коровкой, цветками, радугой, что не хотела уходить. Мы замечательно провели время, спасибо вам большое! И еще хочется добавить, что спектакль очень уютный. Подушки, небольшой зал создают ощущения домашнего театра. И это очень здорово!»

Марина Ефимова:

«Нам с сыном (ему почти 4) посчастливилось побывать на предпремьерном показе “Цветных историй”. Это чудесный спектакль для детей и их родителей. Очарованы были дети всех возрастов – и подвижные годовалые, и “умудренные опытом” шестилетки. Прекрасная игра актеров, замечательная постановка, уютная домашняя атмосфера – все это позволяет родителям открыть ребенку чудесный мир театра. И хотя большинство маленьких детей не слишком усидчивы, все происходящее на сцене так увлекает их, что они весь спектакль завороженно наблюдают за происходящим, активно участвуют в спектакле, когда их об этом просят, а после – долго и с восторгом делятся впечатлениями (ну, те из них, кто говорить умеет). Это тот самый формат, который позволяет подготовить ребенка к более сложным и большим спектаклям. Это тот самый спектакль, на который захочется прийти еще раз. Спасибо!»

Материал предоставлен пресс-службой театра

_______________

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермский_театр_кукол
2. http://fb.ru/article/247730/permskiy-teatr-kukol-istoriya-repertuar-truppa-otzyivyi

3.  Пресс-служба театра.

4. http://kuklindom.perm.ru/performances/current/cvetnye_istorii._premera-103

5. http://perm.zoon.ru/cultural_places/permskij_teatr_kukol/reviews/

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв