«ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ» НА КАМЕ

Так уж совпало, что в год начала Первой мировой войны на огромных просторах Камы и Волги завершилась война речных конкурентов. Пароходчик и предприниматель Николай Мешков вышел победителем в острой конкурентной борьбе со старейшим Камским пароходством братьев Каменских.

В навигацию 1915 года уже обрели невиданный ранее размах обороты перевозок объединенного товарищества «Братья Каменские и Н. Мешков». Впрочем, это только внешне, для простых пассажиров, все выглядело мирно и полюбовно. На самом деле на капиталистическом рынке произошло поглощение аутсайдера другим, более успешным конкурентом. И все же главное – Каменские удержались на плаву.

Наличие пароходства для любого города – признак высокого развития и цивилизации. С 1860-х годов Кама и Волга являлись оживленными магистралями, и пароходство братьев Каменских занимало одно из первых мест по грузоподъемности судов и пассажироперевозкам.

Работа на речном транспорте, особенно в первые годы развития пароходств, сопоставима по рискованности даже с морским плаванием. О том, сколь сложным и опасным было покорение речных пространств на несовершенных еще судах, свидетельствуют документы, акты о различных происшествиях, случавшихся во время навигации.

Авторами большинства донесений, актов, дошедших до нас, являются, как правило, командиры пароходов, представители известных речных фамилий: Петр Коновалов, Василий Демидов, Дмитрий Богданов, Иван Кожевников, ставшие настоящими «речными волками». Их портреты представлены ныне в музее Пермского речного училища.

ЧП (чрезвычайные происшествия), происходившие на реке, можно подразделить на несколько групп.

Из-за погодных условий, оказывается, в те годы совсем не просто было вписаться большим пароходам в арочные проемы железнодорожного моста через Каму. Командирам пароходов тогда докладывали показатели уровня реки по отношению к высоте моста. Пройдет ли пароход под мостом, если поднимается сильный ветер? Нужно было рассчитывать все быстро, на месте. Например, 10 мая 1914 года команде парохода «Александр» из-за непогоды пришлось маневрировать, выжидать, в какой пролет «вписаться», сначала в 5-й… потом в 4-й… в итоге проскочил только в 3-й. При этом сбили клотиком 1 фонарь, привешенный к сигнальному щиту.

«Несчастий с людьми не было, – читаем мы в рапорте. – Запасу от трубы до моста оказалось 8 вершков…» (около 35 см. – В. Г.).

В том же 1914-м, предвоенном году, 14 августа пароход «Александр», шедший срочным пассажирским рейсом из Перми до Н. Новгорода, крепко «поцеловался» с плотом, на котором не было ни огней, ни людей. Неизвестно, кому принадлежал этот «Летучий голландец». Петр Иванович Коновалов так описывает ту историю: «…Ночь была очень темная, шел проливной дождь, вследствие чего остров с горой совершенно сливался, на воде тоже ничего не было видно. В это время переклитчик (надзорный матрос. – Ред.) на носу парохода закричал, что впереди плот…»

Столкновения судов на Каме происходили нередко. Из всей подборки актов, составленных на сей счет, выделим документ, написанный П. И. Коноваловым, командиром парохода «Александр». В тот день – 28 августа 1914 года – чудом удалось избежать столкновения, но благодаря чему? В акте подробнейшим образом описываются опасные маневры буксирного парохода «Копнино» г-на Башкирова, а заканчивается рапорт так: за столь «явное озорство» г-ну инспектору судоходства надо привлечь к законной ответственности командира «Копнино». И далее следует внушительный список свидетелей «озорства».

Так пытались наладить речную дисциплину в те годы. В сентябре 1916 года «отличился» уже пароход «Александр», который «с полного хода левым боком сшиб пристань Р. Слобода, сломал мостки и поломал левый борт дебаркадера». Тем самым нанес ущерб в размере 700 рублей.

К самым тяжелым случаям относятся аварии, повлекшие человеческие жертвы. Таковых, к счастью, немного.

Дмитрий Александрович Богданов, начинавший агентом пароходного общества «Кавказ и Меркурий» (первые конкуренты Каменских!), составил подробнейший акт о трагедии, случившейся 10 мая 1892 года «по поводу раздавленного пароходом «Алексей» человека». Пароход работал в аренде у пермского купца 1-й гильдии И. И. Любимова. Документ сопровождают комментарии командира парохода, с рисунками, выполненными Д. Богдановым.

Другой случай смертоубийства произошел на Каме у Тихих Гор 23 августа 1890 года. В непогоду затонула рыбацкая лодка с двумя людьми. Из акта следует, что к поискам утонувших подключились речники с нескольких пароходов (речная солидарность!). В результате, одного рыбака удалось спасти; позднее из воды было поднято тело второго, им оказался 15-летний подросток.

Самая распространенная группа речных ЧП – это конфликты с пассажирами. В рапортах, актах командиров зафиксированы случаи, когда с борта незамедлительно высаживали «субъектов» за то, что они пили и безобразничали, мешая другим пассажирам. Был также случай, когда в июне 1916 года на пароходе «Александр» товарищества «Ф. и Г. Каменские и Н. Мешков» неизвестной женщиной, вышедшей на пристани Оса, был оставлен «младенец женского пола». К ребенку была привязана только записка: «не крещен»…

Корабли, как и люди, имеют свои биографии. Теплоход «Данилиха» Т-ва братьев Каменских был одним из самых крупных в России по грузоподъемности. В 1930-е годы судно обрело палубные надстройки и ходило несколько лет под именем «Каракалпакия». По сведениям коллекционера Т. Некрасова, оно погибло в годы Великой Отечественной войны. Но есть сведения, что судно было восстановлено и жило еще до 1950-х годов.

Автор выражает признательность членам Пермского клуба коллекционеров за предоставленные материалы и консультации.

В. Ф. Гладышев

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв