«Мне не стыдно за прожитую жизнь»

В. Г. Светлаков

К 90-летию со дня рождения Б. Г. Изгагина

Борис Георгиевич Изганин10 февраля 2009 года Борис Георгиевич Изгагин отмечает 90-летие. В 1939 году после окончания техникума он пришел на завод им. И. В. Сталина (позднее имени Я. М. Свердлова, ныне называется АО «Пермские моторы»). Здесь Борис Георгиевич прошел путь от технолога сборочного цеха до директора, потом гендиректора завода (1973-1986). Удостоен звания Героя Социалистического Труда (1976), лауреата Государственной премии СССР (1984), почетного гражданина города Перми (1996). А также награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями.

Каждый из нас в жизни всегда опирается на людей, чьи имена неразрывны связаны со своим временем, стали легендой для современников и вступивших в жизнь поколений. К их числу, несомненно, относится имя Бориса Георгиевича Изгагина, талантливого хозяйственного и общественного деятеля, оставившего глубокий и яркий след в истории страны, края, города. Борис Георгиевич - это живая легенда для современников и моего поколения.

Б. Г. Изгагин родился 10 февраля 1919 года в городе Чусовом в многодетной семье (семеро детей) железнодорожника (отец - кондуктор, мать - домохозяйка). В апреле 1929 года от несчастного случая погиб отец. Все заботы легли на плечи 34-летней матери. Жили тяжело, но дружно, иначе было и нельзя; заготовляли дрова, сено для коровы. Суровые условия жизни закалили каждого члена семьи, привили чувство локтя и ответственности, приучили жить по принципу «один за всех и все за одного». Все, как говорили в старину, вышли в люди.

Закончив седьмой класс в чусовской железнодорожной школе № 8, в 1935 году Борис решил поступить в Свердловский электротехнический институт, но в последний момент поехал в Пермь, находящуюся в 132 км от Чусового, в авиационный техникум, который позднее был назван именем А. Д. Швецова. Учился с увлечением, постигая математику, физику, химию, проходил стажировку на знаменитом уже в то время авиационном заводе им. И. В. Сталина, прозванном в народе «сталинским». Жить было трудно (надо было каким-то образом помогать семье), и поэтому Борис Георгиевич с друзьями - студентами, в их числе был Б. В. Коноплев - будущий видный партийный и государственный деятель, ходили, как выражается Борис Георгиевич, на «шабашки» - главным образом на разгрузку пароходов.

После окончания техникума в 1939 году его направили на «сталинский»: 8 августа начался трудовой стаж Бориса Георгиевича на прямом производстве, на сборке авиадвигателей. Работников с техническим образованием в предвоенные годы было не так много, и молодые специалисты того времени были на виду: применение знаний, проявление энергии поощрялось товарищами по работе и начальством.

Работать хотелось, как говорится, «на всю катушку». Вся жизнь Бориса Георгиевича связана и неотделима от деятельности завода, и поэтому он рассказывает о заводе, а не о себе. На сборке он прошел путь от технолога до начальника цеха. В первые дни Великой Отечественной войны подал заявление об отправке на фронт - не отпустили.

В 1947 году завод направил 40 человек технических работников на учебу в Свердловский политехнический институт. Стал студентом-заочником и Борис Георгиевич. В 1953 году он защитил диплом по специальности инженер-механик.

В 1964 году в судьбе Б. Г. Изгагина произошел коренной перелом: его назначили руководителем второго производства, иными словами - ракетного. В 1973 году Б. Г. Изгагин стал директором авиазавода им. Я. М. Свердлова.

Предприятие шло не только в ногу со временем, но и опережая его. 70-е годы XX столетия важнейший технический период в истории завода, ознаменованный массовым внедрением нового оборудования, повышением квалификации всех работающих в коллективе. Это коренным образом сказалось на производительности труда и удешевлении техники. Среди 13 моторных заводов страны пермское предприятие всегда входило в число ведущих. Не случайно в 1984 году завод был награжден орденом Октябрьской революции.

Не меньшее внимание Б. Г. Изгагина занимало и решение так называемого «вопроса соцкультбыта». Ежегодно завод строил 30 тыс. кв. метров жилья. Каждый год трудящиеся предприятия получали бесплатно 600 квартир. Завод имел 42 детских садика, подсобное хозяйство (172 головы крупного рогатого скота, 2,5 тыс. свиней), широкую сеть общепита.

Особой заботой директора было и производство товаров народного потребления. Так, при Изгагине завод выпускал ежемесячно семь тысяч мотоблоков, сегодня только шесть тысяч, но за год.

В 1986 году Борис Георгиевич подал заявление министру авиационной промышленности П. А. Дементьеву об освобождении его от должности директора по собственному желанию, которое было удовлетворено. Борис Георгиевич не оставил завод, он проработал инженером в эксплуатационном отделе еще 18 лет. Общий непрерывный трудовой стаж Б. Г. Изгагина составил 65 лет - редко кто может превысить этот рекорд.

Производственная деятельность Б. Г. Изгагина была неотделима от его общественной работы во все периоды жизни.

Борис Георгиевич признается: «Я счастливый человек. Я доволен своей судьбой. Мне не стыдно за прожитую жизнь. Я работал в прекрасном коллективе, спаянном великой идеей справедливости и стремления работать на общество и страну. Считаю себя учеником Солдатова и Субботина, но больше Солдатова. Народ у нас прекрасный. И как бы не было ему тяжело сегодня, верю в его счастливую судьбу».

Услуги

Тарифы

Контакты

  • Rambler's Top100