От первого детского сада
до дошкольного колледжа

Несколько лет назад один из краеведов г. Екатеринбурга прислал мне фотографию пермяков, имена которых ему были неизвестны. Фотография рубежа XIX–XX веков, безусловно, не может не привлечь внимание: на ней изображена группа лиц, играющих в карты и курящих. В основном – женщины. Сто лет назад курение среди женщин, прямо скажем, было довольно редким явлением. Эмансипе – женщина, демонстративно подчеркивающая равные с мужчиной права, ведущая себя излишне свободно в жизни и быту – в Перми! При этом на фотографии, как оказалось, – известные женщины. Вот так пермячки!

В центре сидит Олимпиада Максимовна Варфоломеева – организатор дошкольного воспитания в Пермской губернии. Речь пойдет о ней.

В наши дни большинство детей перед школой посещают детские сады, летом отдыхают в оздоровительных лагерях, на школьных площадках. Но когда-то это было в новинку. Первые детские сады и площадки отдыха появились чуть более 100 лет назад. И для многих новыми и неожиданными являлись сами понятия: дошкольное воспитание и детский сад. Так, председатель земской управы не мог уяснить: «Как зимой дети будут заниматься в садах?», подразумевая сад ботанический.

О. М. Варфоломеева родилась в 1865 году в Соликамске в семье канцелярского служителя. О себе Олимпиада Максимовна писала: «В семье родителей я была семнадцатым ребенком. Отец мой не имел средств для моего образования, но моя личная цель была стать народной учительницей. Братья мои самоучки, так же народные учителя помогли мне окончить 8 классов (старшие классы 5–8-й – О. М.) Пермской женской гимназии со специальностью русского языка и словесности».

После окончания гимназии она была назначена в Чердынское женское училище, которое окончила сама, а затем его возглавила.

С началом педагогической деятельности началась и общественная работа молодой учительницы: организация литературных утренников, кружков самообразования, бесед с родителями.

После замужества общественная работа не прекратилась: «Работы было много. Устраивали туманные картины (просмотр слайдов, диафильмов. – О. М.) с пением и чтением… Снова принялась за организацию кружков самообразования. Устраивали спектакли, литературные чтения, концерты и детские елки… Мне пришлось заняться просвещением этого темного люда…».

У О. М. Варфоломеевой было четверо детей, которых в 1908 году она повезла с целью оздоровления в Крым. Позднее в биографии она писала: «Здесь впервые я познакомилась с детскими площадками и дошкольной работой, …встретила впервые частный детский сад и это новое учреждение глубоко заинтересовало меня по своей воспитательной постановке… Туда я поместила пятилетнего сына, а сама поступила в этот садик бесплатно, чтобы только ближе ознакомиться с дошкольной работой, которая захватила все мое существо, и я твердо решила пересадить площадки и детские сады в родную Пермскую губернию».

Вновь мы видим намеченную цель и упорное стремление к ее осуществлению. О. М. Варфоломеева выступает с докладом об общественном воспитании детей на родительском собрании в Мариинской женской гимназии, публикует сообщения в газете. Об этих событиях Олимпиада Максимовна вспоминала: «Весь 1911 год при всяком удобном случае агитировала я за это дело. Но туго прививались новые мысли».

Весной 1912 года было создано общество «Светлая юность» под председательством О. М. Варфоломеевой. Основной задачей общества стало воспитание нравственности среди молодежи (и тогда случалось, что девушки рожали детей в гимназическом возрасте, подростки посещали питейные заведения с черного входа и т. д.) и воспитание детей с раннего возраста.

10 июня 1912 года общество «Светлая юность» открыло первую на Урале и в Перми детскую площадку. Она располагалась в усадьбе губернского земства, в саду, где сейчас размещается педагогический университет. Дети были объединены в три группы: 4–7, 7–12 и 12–16 лет. Игры и занятия распределялись по возрасту. Уделялось большое внимание подвижным играм; школьники писали рефераты, доклады, рисовали с натуры, собирали коллекции для школ. Праздники проводились широко и торжественно – с оркестром, лозунгами. За лето было зарегистрировано 6340 посещений площадки.

После удачно организованной площадки общество «Светлая юность» решило организовать детский сад. В газетах были помещены статьи: «Детский сад – преддверие школы», «Детский сад учит ребенка жить радостно», «Детский сад развивает и воспитывает». О. М. Варфоломеева рассказывала о начале работы: «Имея слишком малый опыт и не имея средств, трудно было начинать большое дело. Но городское и заводское население откликнулось быстро на новое общественное воспитание детей, как показала работа на площадке, что дало организаторам уверенность. Пришлось употребить все старания, чтобы первый детский сад в г. Перми поставить на должную высоту».

К счастью организаторов, было найдено просторное, светлое, заново отремонтированное здание «в 6 комнат, с центральным отоплением, которое арендовали с оплатой 100 рублей в месяц, не имея в кассе ни гроша. Благодаря только содействию членов общества «Светлая юность» удалось недорого построить специальную дубовую детскую мебель по детскому возрасту, а также все остальное оборудование, приобрести рояль, сначала в аренду, а потом и купить старенький за 100 рублей».

Но самым трудным оказалось «достать» руководительницу – специалиста по детскому воспитанию. О. М. Варфоломеева послала запросы в столицу, затем в Киев, Ригу, Юрьев. И совершенно случайно пригласили учительницу Л. С. Пачгину, ставшую большим помощником О. М. Варфоломеевой, которая отмечала: «Каждый шаг создавал затруднения, как не специалистам, но благодаря такту и находчивости воспитателей работа шла гладко».

Первый детский сад в Перми открылся 1 октября 1912 года. Здесь большое внимание уделялось ручному труду, проводились занятия с песком, глиной, обязательными являлись музыкальные занятия, изучались иностранные языки.

В 1913 году общество «Светлая юность» послало О. М. Варфоломееву на съезд по семейному воспитанию в Петербург, где, по ее словам, она обогатилась большим опытом: «Побыв на съезде месяц, я многому научилась в Петрограде (так в документе, хотя Петербург переименован в Петроград в 1914 году. – О. М.): прослушала часть лекций и докладов по дошкольному воспитанию, познакомилась с выставкой детских работ, посетила Фребелевские курсы и частные курсы Миславской. Такое обилие новых и ценных знаний дало мне широкий размах в начатом деле».

Летом детский сад не работал и была организована выставка: оформлены комнаты учебных пособий, детских работ и рисунков, комната образцовой обстановки детского сада. Выставка привлекла много посетителей – 3500 человек, что оказалось удачной агитацией за дошкольное воспитаниe.

Возникла необходимость в подготовке кадров по дошкольному воспитанию. Практиканткам, учащимся педагогических классов женских гимназий и епархиального училища, давались инструкции, но этого было недостаточно. Только когда в Перми открылся университет (1916), удалось организовать дошкольные курсы. О. М. Варфоломеева вспоминала: «Собрав все привезенные из Петрограда программы, я обратилась к профессуре помочь с организацией Фребелевских курсов. Они чутко отнеслись к нашей просьбе и горячо принялись за дело. 11 июня 1917 года организационным составом педагогов было принято постановление об открытии одногодичных курсов».

В состав лекторов вошли профессора: по анатомии и физиологии – Б. Ф. Вериго, по химии – Д. В. Алексеев, по естествознанию – А. Г. Генкель, по дошкольным дисциплинам – Н. Е. Румянцев, по психологии – А. И. Сырцов, по гигиене умственного труда – В. В. Рохманов и другие.

По особому ходатайству, губернским земством ассигновано курсам 5000 руб., уездным земством – 5000 руб., городской управой – 5000 руб. Поступило 150 заявлений от слушательниц. Торжественное открытие первых Фребелевских курсов состоялось 24 сентября 1917 года.

В 1918 году был открыт второй курс, а в 1919 году встал вопрос об открытии третьего курса. Фактически, была создана база для открытия дошкольного института (речь идет не о вузе, а о среднем специальном учебном заведении, «учительском институте», т. е. педагогическом училище (колледже). – О. М.), которое произошло 1 апреля 1919 года.

В очень не простое время происходили все эти события. О. М. Варфоломеевой пришлось бросить все и, как большинству представителей пермской интеллигенции, с белыми войсками уехать в Сибирь. Вернувшись, бороться за возвращение прежнего собственного жилья, занятого новыми хозяевами. Хотя последствия того, что «бегала с Колчаком» (по выражению чекистов), отразились на ее судьбе.

После установления Советской власти согласно новому уставу дошкольного института ответственным лицом являлся директор. Директором был избран профессор, специалист дошкольного воспитания Н. Е. Румянцев. О. М. Варфоломеевой удалось получить скромную должность секретаря. Только в 1933 году областной исследовательский институт рассмотрел документы по организации дошкольного образования и воспитания и определил, что Олимпиада Максимовна Варфоломеева является основоположницей дошкольного дела в Уральской области, после чего в возрасте 68 лет она получила пенсию. Эта мужественная женщина прожила долгую жизнь – 95 лет.

А на фотографии, с которой начался наш рассказ, изображена еще одна замечательная женщина – рядом с О. М. Варфоломеевой, слева от нее, сидит Олимпиада Ивановна Скворцова, одна из первых женщин-врачей Перми, организатор первой фельдшерско-акушерской школы.

Вот такие они, пермячки, – талантливые, целеустремленные, но малоизвестные, внесшие огромный вклад в развитие нашего края.

О.А. Мельчакова

Вакансии

  • Rambler's Top100