Отражение религиозной жизни в 1918-1919 годах по материалам пермских светских газет

О. А. Мельчакова

Религиозная жизнь была неотъемлемой частью жизни российского народа в любой исторический период. Менялась власть, менялось отношение к власти, к жизни, к религии. Обратимся к светским газетам 1918-1919 годов. Как в них отражены эти перемены? Издают свои газеты большевики, меньшевики, эсеры, кадеты. «Народная свобода», «Свободная Пермь», «Народная воля» - все за свободу, все за народ. Еще существуют формальные свободы. Несмотря на то, что Советы объявили о праве на  власть, еще работает городская управа. Первый номер газеты городской управы «Свободная Пермь» размещает объявление о смерти старейшего священника  Пермской епархии - протоиерея И.А. Никитина. Во втором номере  публикуется послание патриарха Всероссийского Тихона. Им отмечается, что церковь переживает тяжелые времена: «Всюду злоба, ненависть, братоубийственная брань. Забыты и поруганы заповеди Христовы о любви к ближним. Происходят избиения ни в чем не повинных людей, без суда, с беспощадной жестокостью... Отменяются таинства крещения, венчания... Храмы подвергаются или разрушению, или ограблению и кощунственному оскорблению... Опомнитесь, безумцы...».

27 января 1918 г. выехали из Перми в Москву члены Всероссийского церковного Собора, от Пермской епархии - преосвященный епископ Пермский Андроник, ректор духовной семинарии архимандрит Мефодий, инспектор семинарии Н.И. Знамировский, епархиальный миссионер, проповедник А.Г. Куляшев, бывший член окружного суда И.С. Стахиев и священник Слудской церкви Сергей Кудрявцев. В сообщении отмечалось, что А.Г. Куляшев избран Собором членом высшего церковного Всероссийского Совета, нового центрального церковно-административного учреждения, состоящего из 15 лиц, под председательством патриарха. Временное управление Пермской епархией передано викарному епископу Соликамскому Феофану, который 2 февраля приезжает из Соликамска в Пермь.

1 февраля 1918 г. «Свободная Пермь» опубликовала статью «Нападения большевиков на церковь». Из статьи видно, что учредители газеты не  воспринимают России без религиозных основ. В статье отмечается: «28 января местная советская газета опубликовала декрет огромной важности не столько главным образом для России, сколько для самих большевиков. Декрет этот о свободе совести, церковных и религиозных обществах. В то время, как в Петрограде и во всей России начинается пробуждение религиозного чувства и сознания, в то время, как в Петрограде состоялся 21 января крестный ход, в котором участвовало около 300 000 богомольцев, в это самое время большевики своим декретом ломают церковную жизнь, положение церкви, ее вековые устои, религиозное сознание многих миллионов граждан. Конечно, этот декрет будет пустым местом в русской действительности, но для самих большевиков он сыграет роль начала конца их диктатуры». 1 и 2 февраля были опубликованы  объявления с призывом участвовать в крестном ходе: «В воскресенье, 4 февраля, по постановлению собрания приходских советов должен состояться крестный ход по городу Перми из всех церквей Перми и Мотовилихи, имеющий своей целью успокоение православных христианских душ, смущенных последними событиями». Такие сообщения и такие события в городе не радовали большевиков.

В ближайшем времени большевики стали действовать более жестко, в марте 1918 г. была разогнана городская управа и была закрыта городская газета. Газета «Свободная Пермь» возобновила свою деятельность с 3 января 1919 г. при власти А.В. Колчака. Безусловно, в газете значительное внимание уделяется обращениям верховного правителя к народу, публикациям о сборе средств в пользу Народной Армии, показывается безмятежная, как бы довоенная жизнь с благотворительными балами, кинематографом, лекциями о свободе любви. Не остается без внимания религиозная жизнь. Во время богослужений был проведен денежный сбор в пользу сибирских войск, пострадавших при взятии Перми и обороняющих ее. Рассказывается о вандализме большевиков: «Отступление большевиков от Кушвы к Перми сопровождалось диким разрушением духовных и культурных ценностей. В Чусовой они разгромили железнодорожный физический кабинет, в Бисерском училище в домовой церкви сожгли все учебники. Сохранились лишь учебники по закону Божию, так как хранились в другом месте».

И хотя Временное правительство выступило за отделение церкви от государства, при адмирале А.В. Колчаке православная церковь высказала  мнение о своем правовом положении: «Как великая историческая сила, создавшая Российское государство, как исповедуемая громадным большинством населения, православная русская церковь должна занимать среди других исповеданий первенствующее в государстве место. В силу чего глава государства, министры и их товарищи должны быть православными... В делах своей внутренней жизни, законодательства, управления и суда церковь пользуется полной независимостью от государства...».

Описано плачевное состояние Пермской духовной семинарии: «Из духовно-учебных заведений Перми в отношении личного состава пострадала больше всего духовная семинария. Ректор ее - архимандрит Матвей убит летом, когда в качестве члена Соборной следственной комиссии уезжал в Москву. Инспектор Н.И. Знамировский вынужден был бежать и теперь находится в Екатеринбурге. Преподаватели А.К. Рыбаков и Н.И. Колосов после пребывания в местной тюрьме были посланы на окопные работы на Сылву, от которых освободились по случаю большевистского праздника. Остальные должны были поступить на другие места, чтобы не умереть от голода. Все имущество, движимое и недвижимое, было реквизировано». 11 февраля в Стефановской часовне священник Василий Морозов провел вечер скорби, на котором отмечалось, что в семинарском саду расстреливали, в церкви епархиального училища совершались вакханалии, в церкви духовного училища курили, сидели в шапках. С молитвой на устах и с крестом в руках был расстрелян протоиерей Александр Поносов, на окопных работах убит молодой священник- художник С. Колчин. Неоднократно публиковались сообщения об отпевании офицеров и рядовых Народной Армии на площади (из-за большого количества) Воскресенской церкви.

Газета «Сибирские стрелки», издаваемая штабом 1-го Сибирского армейского корпуса, также публикует сообщения о частых отпеваниях в Воскресенской церкви. Например, 13 апреля на Воскресенской площади состоялось отпевание павших за воссоздание Родины бойцов: 8 офицеров и 68 стрелков. Сопровождал героев военный оркестр. Народу было много. Перед отпеванием слово произнес священник Шишов. В последующем времени у большевиков было несколько проектов перестроения Воскресенской церкви, но, видимо, побоялись оставить место скорби героев «белого» движения, церковь была взорвана. К сожалению, не одно место в городе можно назвать местом скорби. 19 апреля 1919 г.  на острове против завода Мотовилихи, по указанию лиц, знавших о расстрелах граждан большевиками, были произведены раскопки. Найдено 18 трупов. Большинство из них изуродовано. Один из них, судя по длинным волосам, священник. О жестокой расправе колчаковских войск со сторонниками Советской власти писали большевики. Нет правых в гражданской войне, но есть огромные потери, беды, боль.

Печально известно отношение большевиков к церкви. Но хотелось бы отметить их довольно мягкое отношение к религии в первые годы разрушения старого мира. Может быть, они сознательно использовали приемы заигрывания. А, может быть, и кто-то из большевиков не представлял себе жизни без связи с религией? Из речи М.И. Калинина: «Бывает, что представители местной власти непочтительно относятся к церкви, молодые коммунисты с шапками на головах являются в церковь. Они оскорбляют не церковь, а верующих». И очень иронично выглядит список праздничных дней, опубликованный 28 августа в газете «Красный Урал»: «Праздничными днями считаются: 1 января - Новый год, 22 января - день 9 января 1905 г., 12 марта - день свержения самодержавия, 18 марта - день Парижской коммуны, 1 мая - день интернационала, 7 ноября - день пролетарской революции, 25 и 26 декабря - Рождество Христово, два дня пасхи - суббота и понедельник, воскресенье в числе воскресных, Духов день (Пятидесятница как воскресный день), Благовещение, Преображение, Успение и Крещение». Причем половина праздников указана по новому календарю, половина - по старому. Что ж, праздники лучше, чем вражда.

Газеты различных партийных направлений - богатый материал для исследователей, они помогают глубже понять жизнь и людей того, давно ушедшего времени. К сожалению, мало газет тех лет сохранилось, и это не позволяет сделать полный анализ отражения в местной газете вопросов религии.

 

Выступление на заседании «круглого стола» церковно-археологического общества Пермской епархии. Сентябрь 2005 года.

^Наверх

Услуги

Тарифы

Контакты

  • Rambler's Top100














.