Парфенов Владимир Александрович

(р. 1937)

Председатель горисполкома с сентября 1986-го по май 1990 года

Парфенов В.А. Объединенный архив Пермского отделения Свердловской ж.д. Ф.1. Оп.79. Д. 233.Владимир Александрович Парфенов родился 25 мая 1937 года. Его отцу, Александру Дорофеевичу, машинисту паровоза, стахановцу, ставшему начальником дороги в Сибири, после войны было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

После окончания в 1959 г. Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта Владимир Парфенов работал дежурным по путям, дежурным по станции Верещагино, ревизором движения Балезинского участка, начальником станции Бахаревка, начальником станции Пермь-Сортировочная, заместителем начальника Пермского отделения дороги. С 1979 г. – на партийной работе, был заведующим отделом транспорта и связиПермского обкома партии. В 1986 г. В. А. Парфенов стал председателем горисполкома города Перми. В 80-е годы было проведено благоустройство улиц К. Маркса, Комсомольскогопроспекта, благоустройство памятников. В 1988 году введена в эксплуатацию насосная станция Окуловская. Начато освоение Камской долины.

На Центральном колхозном рынке проводились городские торговые ярмарки с участием предприятий торговли, общественного питания, колхозов и совхозов области. По решению горисполкома от 4 июня 1987 г. началась реконструкция рынка. Только в 1987 г. в городе было зарегистрировано 97 кооперативов. Однако в магазинах по-прежнему были пустые полки и очереди. Существовала система талонов на ряд продуктов.

11 декабря 1989 г. в газете «Вечерняя Пермь» была опубликована концепция экономического и социального развития города Перми на принципах самофинансирования и самоуправления.

3 января 1990 г. в газете «Вечерняя Пермь» опубликовано большое интервью с председателем горисполкома Парфеновым: «Корень проблем – наш бюджет и принципы формирования взаимоотношений с предприятиями, нехватка ресурсов. У нас большой дефицит в бюджете. Надо менять, взрывать существующую систему отчислений от прибылей. Заработанное мы отдаем наверх и ждем, как милостыню, что нам от этого подадут. Отчисления должны быть снизу вверх: сначала городу, области, а оставшиеся – в бюджет республики.

В условиях перехода к самофинансированию только такое распределение справедливо.

Наша плановая система не позволяет нам управлять процессом строительства, которое ведется промышленными предприятиями. И, тем не менее, многое удалось. В 1986 г. план по вводу жилья составлял 368 тысяч квадратных метров, а введено 410 тысяч. В 1987 году по плану – 423 тысячи квадратных метров, выполнение – 431 тысяча квадратных метров. В 1988 году при плане 444 тысячи квадратных метров выполнено 505 тысяч квадратных метров. В 1989 году планировали 439 тысяч квадратных метров, ожидаем ввода 500 тысяч квадратных метров. За три года удельный вес капитальных вложений, направленных на развитие социальной сферы, увеличился с 28% до 35% от общего объема капитальных вложений.

Можно назвать объекты социальной сферы, которые возводятся с привлечением средств промышленного строительства: новый молочный комбинат, холодильник, кондитерская фабрика, цех по производству сухих завтраков, маргариновый завод, здание АТС–52, общежитие завода им. Дзержинского, торговый центр в микрорайоне Садовый.

Некомплексная застройка города имеет место. Но за последние 2–3 года положение начинает меняться. Весь микрорайон Парковый стал престижным благодаря развитию социальной сферы. Сейчас такая же программа будет форсироваться на Садовом. И будем строить в отдаленных районах, никуда от этого не деться…».

Далее в интервью Парфенов говорил о прорехах в городском бюджете, о справедливых претензиях по поводу запланированного снижения объема капвложений по отраслям здравоохранения, бытового обслуживания, связи, соцобеспечения, о том, что средства приходится из чего-то выкраивать, потому что необходимо развивать коммунальное хозяйство города. «Сдавая по 500 тысяч квадратных метров жилья, нельзя оставлять людей без воды и тепла. Надо смотреть вперед. Горисполком основной задачей и поставил получить в 1991 году прирост мощностей по воде, теплу, канализации».

9 апреля 1990 г. собралась сессия городского Совета народных депутатов нового созыва, избранных впервые на альтернативной основе. При подготовке к выборам председателя горисполкома были представлены несколько кандидатов, в том числе Парфенов.

Среди депутатов шли разговоры, что только Парфенов с его резким целеустремленным характером сможет обеспечить руководство городским хозяйством в такое смутное время. Многие вспоминали, как Парфенов почти каждый день приезжал на Центральный рынок и добился сдвига в работах по реконструкции ЦКР, этого долгостроя города. Другие депутаты возражали, что резкий, колючий характер Парфенова несовместим с демократией.

В конце концов, все кандидаты, кроме Парфенова, сняли свои кандидатуры.

Парфенов выступил перед депутатами и представил солидный пакет предложений по улучшению дел во всех отраслях городского хозяйства. При обсуждении многие выступления были жесткими. На Парфенова возложили ответственность за состояние городского хозяйства за все годы застоя. Немало было выступлений и в поддержку его кандидатуры.

По итогам тайного голосования за кандидатуру Парфенова был подан 61 голос, против – 102. Вопрос о председателе горисполкома остался открытым. Был объявлен дополнительный конкурс.

В. А. Парфенов вернулся на железную дорогу, возглавил Пермское отделение железной дороги. При нем была выработана и осуществлена программа стабилизации работы отделения, сохранены квалифицированные кадры, положено начало новым видам связи, новым технологиям.

Одновременно Парфенов был председателем правления банка «Дзержинский».

После выхода на пенсию в 1999 г. он несколько лет работал представителем начальника дороги по связям с администрацией области и города Перми.

В. А. Парфенов награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд», знаком «Почетный железнодорожник». Ему присвоено звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

Предшественник Преемник
Черкашин Эдуард Иванович Вернуться к списку Филь Владимир Емельянович

Вакансии

  • Rambler's Top100