Пермь кинематографическая

Кинотеатры и киноклубы

Трудно поверить, но кино в Пермь пришло еще в 1896 году: было показано в качестве технической новинки в частном доме купца Валерия Ковальского по Сибирской улице (ныне Центральный гастроном, а тогда книжный магазин Пиотровского и колбасная фабрика). Показы не вдохновили образованных пермяков. И долгое время в Перми работал только электротеатр «Иллюзион» в доме В. М. Михайловой по ул. Большой Ямской (ныне ул. Пушкина, 74). В 1907 году появились синематограф «Одеон» в доме Благородного собрания (ныне клуб им. Дзержинского), «Парижский Биоскоп» в доме Синакевича (ныне школа № 21), летний кинотеатр «Отдых» в Загородном саду (парк Горького). C 1908 по 1913 год Пермь приросла электротеатрами «Иллюзион» в доме М. И. Добродина на углу Оханской и Екатерининской, 26, а также «Модерн» и «Прогресс». В здании Пермского инженерного товарищества открылся кинотеатр «Триумф». Одним из первых зданий, построенных специально для показа фильмов, стал электротеатр на улице Петропавловская, 39, он назывался «Колибри». «Кинемотеатр» (так написано в календаре-справочнике) был оборудован по последнему слову техники, в том числе имелся некий «металлоэкран». Кинотеатр до наших дней в этом качестве не дожил, но почти весь советский период был знаком зрителям под именем «Комсомолец».

Кинотеатры множились в советское время. Построенный в 1913 году «Триумф» (ул. Покровская, ныне Ленина, 44) переименовали в «Художественный». Он десятилетиями исполнял свою роль: показывал фильмы, поначалу сопрово- ждая их выступлением артистов в фойе. Так было вплоть до 2008 года. Ныне вместо кинотеатра – кластер ночных клубов и ресторанов. «Октябрь» (и на его месте будет ночной клуб) был открыт в 1957 году. Через десять лет открылся крупнейший кинотеатр Перми «Россия» (ул. Ленина, 88). Он проработал 30 лет, а в 1997 году здесь разместился развлекательный комплекс «Болид», впоследствии Wonderhall, которому потребовалось перестроить здание. Не повезло и кинотеатру «Победа»: в 1990-е он стал собственностью церкви «Новый Завет». «Экран» и «Рубин» – два кинотеатра в Закамске – сейчас закрыты: куда теперь в кино ходить жителям отдаленного района? Снесены деревянный кинотеатр «Дзержинец» на шоссе Космонавтов и «Родина», что на Гайве.

Кино для советского народа зачастую было одним из главных развлечений, поэтому киносетью были охвачены все районы города. Для жителей Балатово был построен «Урал» – зал, покрытый брезентом, а уже в 1963 году на этом месте вырос стационарный кинотеатр «Мир». Кинотеатр «Молот» (ул. Лебедева, 40) открылся в 1952 году для культурных нужд работников Мотовилихинского завода, в 2009 году его реорганизовали в районный центр культуры. Здесь же, в Мотовилихе, существовал кинотеатр «Заря». Он находился в двухэтажном здании по улице 1905 года и был построен в 1910 году. После революции кинотеатр переименовали в «Горн». С 2003 года кинотеатр более не существует, но можно сказать, что здание удачно перепрофилировали: здесь находится телекомпания «Рифей». Широкоформатный кинотеатр «Искра» – третий кинотеатр Мотовилихи – открылся в 1972 году (ул. Макаренко, 31). Слишком большой для микрорайона, где он располагался, кинотеатр часто пустовал и не выполнял план «по зрителю». И сейчас здание пустует… Старожилы с удовольствием вспоминают кино- театр «Звездочка» (располагался в начале Комсомольского проспекта), а также то, что регулярные киносеансы проходили во Дворце культуры имени Свердлова (Дворец культу- ры имени Солдатова), в ДК строителей на улице Куйбышева (ныне комплекс «Триада»), в ДК железнодорожников и других домах культуры и клубах.

Крупнейший в советский период, восстановленный и действующий до сих пор кинотеатр «Кристалл» открыт в 1960 году. Это был второй по счету панорамный кинотеатр в СССР. Использование стекла в постройке здания являлось его изюминкой, отражало идею названия. Оборудованием зрительного зала Пермь была награждена за достижения на Брюссельской международной выставке. Проект торопились реализовать, поэтому при строительстве были допущены недоработки. Несмотря на это, весь советский период кинотеатр «Кристалл» – лидер пермского кинопроката: доходы, которые поступали в казну города от продажи билетов, были миллионными, поэтому даже на текущий ремонт кинотеатр старались не закрывать. Строительный брак аукнулся в начале 1990-х годов. Кинотеатр закрылся на реконструкцию: старое здание было полностью снесено, и возведено новое, имеющее со старым лишь общее название. Открытие нового «Кристалла» с приставкой в названии «IMAX» состоялось в 2010 году, кинотеатр пользуется у пермяков популярностью по сей день. Кроме отдельно стоящего «Кристалла», кинотеатры открыты в торговых центрах «Столица», «Колизей», гипермаркете «Семья».

Сейчас вновь, как в конце 1980-х, развивается киноклубное движение. Постоянным местом для киноклубов стал кинотеатр «Премьер», поначалу осваивавший коллекцию, оставшуюся в пермском кинопрокате от советских времен. Позже здесь открылся медиаобразовательный проект «Пермская синематека». Ныне в «Премьере» работает несколько киноклубов. Клуб «КиноВызов» с 2006 года работает в Пермском государственном национальном исследовательском университете как дискуссионная площадка философско-социологического факультета. В центральной библиотеке имени Пушкина регулярно действует киноклуб «Средоточие». В Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре открылся киноклуб «Святая Русь».

А первым общественным киноклубом в Перми были не- формальные встречи в клубе работников госторговли (ул. Куйбышева, 11). Киномеханик Владимир Самойлович, который проработал здесь 35 лет, лично составлял репертуар. В годы застоя это было единственное место в Перми, где можно было посмотреть фильмы, поставленные на полку (то есть не идущие на экранах кинотеатров), а это были картины Антониони, Феллини, Куросавы, Тарковского. Известный прозаик Анатолий Королев посвятил необычному киномеханику эссе «Будда и кинобудка». На стене театра «У Моста» (он теперь размещается в этом здании) установлена мемориальная композиция памяти Владимира Самойловича.

Большое кино в Перми

Конечно, Пермь не Крым, где в советские времена производилось более половины художественных фильмов, однако изредка город все-таки попадал в кадр. Историки-любители не преминут упомянуть популярную советскую кинокомедию «Волга-Волга» (1938 г., режиссер Григорий Александров). Фильм снимался в верховьях реки Чусовой, а эпизод с водовозом – в деревне Красная Слудка. И обязательно вспомнят кинокомедию «Девчата» (1961 г., режиссер Юрий Чулюкин). Но Верхне-Яйвинский леспромхоз недолго был площадкой фильма, и закончили съемки все в том же Крыму. Райцентры и деревушки Прикамья не раз становились декорациями кинопроизведений. Старинный Кунгур оказался удачливей других: в советское время в городе и его окрестностях снимались фильмы «Чужая родня», сериал «Тени исчезают в полдень», «Перед рассветом», «Приваловские миллионы», «Один и без оружия», «Дикое счастье». Приведем список популярных фильмов, которые в разные годы снимались в Перми: «Поезд идет на восток» (1947 г., режиссер Юрий Райзман), молодежная комедия-путешествие. Город, в котором герои фильма примерно на 20-й минуте отстают от поезда, – это Пермь, можно полюбоваться на старинное здание железнодорожного вокзала Пермь II; «Приваловские миллионы» (1972 г., режиссер Ярополк Лапшин). Фильм награжден Государственной премией имени братьев Васильевых, в кадре немало узнаваемых пермских зданий: дом Мешкова, бывшее здание духовной семинарии и др.; «Большой трамплин» (1973 г., режиссер Леонид Марты- нюк). Снимались соревнования на знаменитом пермском трамплине, летают в кадре в том числе и юные пермские лыжники. В этом фильме, кстати, впервые прозвучала песня «Трус не играет в хоккей»;

«Мой боевой расчет» (1987 г., режиссер Светлана Кармалита). Ленфильмовцы снимали картину в старых кварталах Мотовилихинского района. Герой фильма, вернувшись с войны, узнает, что в родном городе орудует банда преступников, и решает помочь местным органам правопорядка;

«Под северным сиянием» (1990 г., режиссер Сергей Вронский). Совместный советско-японский фильм снимался в Перми и в Хохловке. В кадре мелькают пожарная каланча, здание железнодорожного техникума. По сюжету это история дружбы японского охотника, заброшенного судьбой в Сибирь, с прирученным им волком по кличке Буран. Кроме Никиты Михалкова в фильме снималась юная пермячка Мария Казначеева, это была первая роль актрисы в кино;

«Ермак» (1996 г., режиссеры В. Краснопольский и В. Усков). Как вспоминают участники съемочной группы, «под Пермью, в волшебном архитектурно-природном заповеднике над притоком Камы, возник городок с подлинными старыми солеварнями, церковью, а также свежесрубленными палатами Строгановых и причалами». Когда финансирование фильма неожиданно прекратилось, сам Голливуд был готов протянуть руку помощи, достаточно было только взять на главную роль актера Дольфа Лундгрена. Но режиссеры отказались. В результате в главной роли остался актер Виктор Степанов, в роли Ивана Грозного – Евгений Евстигнеев (последняя кинороль артиста).

Самым успешным проектом для Перми можно считать ленту «Географ глобус пропил» (2013 г., режиссер А. Велединский). Фильм снят по одноименному роману пермского автора Алексея Иванова, действие фильма происходит в Перми, в картине в эпизодических ролях занято немало пермских актеров. Правда, скептики считают, что Закамск – не совсем Пермь, отсюда у автора и его героя – комплекс неудачника, и никому из пермяков закамские реалии не кажутся родными… Так или иначе, Пермь узнали как родину несчастного учителя географии и изучали красоты уральской природы по этому фильму, а не только по документальному сериалу «Хребет России» (авторская работа писателя и сопродюсера проекта Алексея Иванова).

Пермь стала площадкой и для фильма «Елки-3», коммерческого сериала Тимура Бекмамбетова, съемки которого проходили не только в Перми, но и в Уфе, Самаре, Магнитогорске, Екатеринбурге, Воронеже, Иркутске и т. д.

Большинство россиян услышало слово «Пермь» и увидело пермяков «в натуре», благодаря телесериалу «Реальные пацаны». Этот комедийный сериал о жизни Коляна и его друзей Антохи и Вована стал весьма популярен.

Самым удачным пермским фильмом можно признать кинокомедию «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника». Созданная в 1966 году кинорежиссером Константином Березовским по детской книге пермского писателя Льва Давыдычева художественная лента была приобретена 70 странами мира, стала лауреатом многих международных кинофестивалей, несколько лет с огромным успехом шла на экранах советских кинотеатров. И до сих пор остается любимым фильмом большинства пермяков.

Как и другие фильмы, эта детская кинокомедия была создана в производственном объединении на студии «Пермь-телефильм», которая существовала с 1962 по 1997 год при Пермской государственной телерадиовещательной компании.

Киностудии Перми

«П е р м ь т е л е ф и л ь м»

Тридцать с лишним лет «Пермьтелефильм» выпускал документальные, художественные, музыкальные и мультипликационные фильмы, отразившие своеобразие и богатство природы, искусства и культуры Прикамья. Свыше 70 пермских киноработ отмечено наградами зональных, республиканских, всесоюзных и международных конкурсов. Вот только несколько названий документальных фильмов: «Седой Урал», «Во саду ли, в огороде», «Сенокос», «На склонах древнего вулкана», «Ледники Урала», «Пернатый исполин тайги», «На приполярном Урале», «О буром медведе», «Вайгач», «В горах Урала», «Грибная охота», «В краю легенд», «Звериный стиль», «Золотое шитье», «Лунный камень реки Ирень», «Финифть», «Уральская Вишера», «Просто был дождь», «Город на Каме», «Легенда о Золотом идоле», «Бурозубки». Всего за 35 лет существования студии было снято несколько сотен фильмов. Самой грандиозной фигурой пермской кинодокументалистики был Михаил Заплатин, автор более 40 фильмов о природе Прикамья.

Кинозарисовки и видеоочерки Михаила Заплатина составляют сокровищницу пермского кино. Два фильма – «Седой Урал» и «Грибная охота» – озвучены выдающимся советским актером Иннокентием Смоктуновским, с которым Заплатин был дружен. Кинорежиссер стал и автором первого пермского телефильма, выполненного в цвете, «Унья – красавица уральская» (1967). Снимать фильмы о природе тогда было модно, популярны были путешествия, географические открытия, геологические изыскания, исследования природы. Одним из последователей Заплатина стал кинорежиссер Рашид Давлетшин. Его фильм «Бурозубки» (о самых маленьких хищниках в мире), при работе над которым автор использовал макросъемку, интересен до сих пор.

В 1990-е годы студия «Пермьтелефильм» передала свои архивы, оборудование и помещения телерадиокомпании Т7. В 2006 году Т7 преобразована в ГТРК «Пермь». У телевизионщиков остался интерес к исторической теме. Например, здесь сняли фильм о том, какое слово сказал Ермак, когда впервые увидел наши земли: «Красава!» Немало сделано и исторических документальных фильмов, снятых уже позднее для проекта «Пермь Великая. История и культура».

Т П О «С о ю з т е л е ф и л ь м»

Анимационная студия также была создана при Пермской государственной телерадиовещательной компании, и с 1966 по 1992 год здесь было создано около 40 мультипликационных фильмов. Эстетика пермских мультфильмов разнообразна: от кукол театральных («Волшебная калоша», 1970), объемных («Тяп и Мика», 1972), плоских («Потя и Потиха», 1982), техники перекладки («Сказание о Кудым-Оше», 1988) до комбинированных съемок с живыми актерами («Босоножка и ее друзья», 1975). Особенностью пермской мультипликации можно считать ее внимание к фольклору вообще и, в частности, к коми-пермяцкому эпосу. К этому направлению можно отнести мультфильмы «Верешок» (1984), «Замочек с секретом» (1985), «Богатырские сказы» («Сказ о Пере богатыре» и «Сказание о Кудым-Оше», оба 1988). «Фольклор – дело серьезное», – считал режиссер Леонид Маркович Кощенников, отец пермской мультипликации. До сих пор старшее поколение вспоминает свое детство по мультикам «Сказка про доброго слона», «Петькины трюки», «Капризка».

Фильм «Щедрость» стал последним фильмом Л. Кощенникова и пермской школы мультипликации, а «Шарик» – последним рисованным мультиком, созданным пермскими аниматорами.

«Н о в ы й к у р с»,  к и н о с т у д и я

Первую независимую киностудию на Урале создал и возглавил в 1987 году профессиональный кинорежиссер Павел Печенкин. С первых дней студия заявила о себе как о коллективе с большими амбициями и творческими планами. Понача- лу здесь экспериментировали в области игрового кино. Семь фильмов, снятых на базе киностудии, имели разную экранную судьбу, но, безусловно, стали яркой страницей местного кинематографа. Среди них можно выделить фильмы «Любимчик» Павла Печенкина (фильм посмотрело 5 миллионов зрителей за 1992–1995 годы), «Взбунтуйте город, граф!» Сергея Гурьянова, «Колорадо» Евгения Нови- кова, «Оранжевый джаз» Александра Исупова. Целый ряд документальных фильмов основателя студии Павла Печенкина были награждены призами престижных международных европейских кинофестивалей: в Локарно (Швейцария), Тампере (Финляндия), Дьёре (Венгрия). За годы существования студии «Новый курс» здесь создано более 100 документальных, игровых, научно-популярных, рекламных и информационно-технических фильмов.

Не имея собственной производственной базы, киностудия, тем не менее, предоставляет возможность снимать кино таким известным российским режиссерам-документалистам, как Андрей Анчугов, Андрей Князев, лауреат Государственной премии Алексей Погребной, лауреат Государственной премии Юрий Шиллер.

Д е т с к а я к и н о с т у д и я «М а к а р о в-ф и л ь м»

Студия размещается в ДК «Искра». Руководитель студии Василий Макаров вместе со своими питомцами создал более 100 любительских фильмов разных жанров, награжденных дипломами и призами многих конкурсов и фестивалей. Среди них полнометражный художественный фильм «Дорога в облаках», снятый детским коллективом.

Фильмы о Перми: история, люди, герои

Сегодня в Перми работают и снимают фильмы на темы прошлого, настоящего и будущего Пермского края несколько самостоятельных кинорежиссеров.

Режиссер Алла Мингазова – автор фильмов «Огнь пылающий» – об уникальной судьбе пермского архиепископа Андроника, объявившего в 1918 году церковную забастовку, и  «Царский маршрут» – о новомученицах Екатерине Шнейдер, гоф-лектрисе императрицы, и Анастасии Гендриковой, фрейлине императрицы, расстрелянных в Перми.

Сергей Тупицын, журналист и режиссер Пермского телевидения, с 1980-х годов занимается пермской историей. Среди его авторских работ: «Два Михаила. Конец династии», «Пермский период Родерика Мурчисона, шотландца и баронета», «Два Астафьева», «Пушкин и Пугачев. История бунта», «Пермь и пермяки. Хроника Гражданской войны». Своеобразным взглядом на пермяков обладает режиссер Алексей Романов, выискивающий самых странных героев среди жителей Перми. Наиболее заметные его документальные работы на темы родного города: «Горланова» (2002) – об известной пермской писательнице, «Коммунальное танго» (2004) – о художниках и их мастерских на улице Кисловодской, «Пермские ангелы. Пьеса для проекционного аппарата» (2003) – о пермских «чудаках» Игоре Королеве, Нине Горлановой, Юрии Лапшине, Олеге Иванове. Сергей Лепихин – автор нескольких фильмов об исторически значимых героях Прикамья. Среди них «Стефан Пермский. Огнем и словом» (2015), «Бурлаки на Каме» (2013) – страницы истории военной эвакуации на Западный Урал в 1941–1945 годах, «Пермщик Роберт Белов» (2005) – об известном пермском журналисте и писателе. Фильмы Галины Красноборовой «Девять забытых песен» (2008) и «Старухи» (2015) посвящены коренному народу Пермского края – коми-пермякам. Дмитрий Заболотских в 2007 году снял фильм «Урал впервые» (о пребывании в Перми Бориса Пастернака), он также автор короткометражных фильмов «Требовательный гость», «Тест Роршаха» и других. Одного из самых опытных пермских режиссеров Павла Печенкина, как правило, интересуют люди непростой судьбы и нелегких характеров. Среди тех, кто привлекает избирательное внимание режиссера, оказались и пермяки, герои фильмов «Дом с окнами и молчание» (1990), «Урок танца» (2003) – о выдающемся педагоге Людмиле Сахаровой, «История Тюрина, художника и жертвы», «Картины из жизни провинциального комика» (1997), «Волонтер Кац и другие» (1997). «Экскурсия» (2002) – о музее «Пермь-36», «Пермь/Perm» – о губернаторстве Олега Чиркунова и куль- турной революции.

Исторической темой хорошо владеет тележурналист Вячеслав Дегтярников, автор исторических хроник, в 2012 и 2013 годах выходивших на телеканале «Рифей». «Пармская обитель» в еженедельном режиме снабжала телезрителей результатами уникальных исторических расследований. Вячеслав Дегтярников также соавтор фильмов «Нездешняя молитва» (совместно с М. Трофимовым), «Руководители совести» (совместно с Варварой Кальпиди) – о судьбах и родстве архиепископа Варлаама (Коноплева) и руководителя области советских времен Бориса Коноплева.

О пермяках и их судьбах рассказывают фильмы режис- сера Виктора Наймушина. Игровой фильм «Эпитафия к жизни» (2006) посвящен Михаилу Осоргину, русскому писателю, эмигранту, уроженцу Перми. В фильме герой через сто лет возвращается в родной город… У Наймушина есть и другие самостоятельные фильмы о пермяках: «Проповедь хирурга» (1998); «Опаньки», «143-й вагон» (2008); «Отцы и дети Пермского края», «Горько» (2009).

Наиболее последовательно исследует метафизику Перми сценарист, продюсер и режиссер Варвара Кальпиди. Цикл исторических фильмов, в основном снятых в жанре художественной реконструкции событий, объединен общим названием «Тайны города Перми». В него входят созданные совместно с В. Наймушиным мистические ленты «История с видением» (2001) и «Архиерейский сад» (2002), триллер «Пермь масонская» (2003) – о масонской ложе Золотого ключа, открытой в Перми в 1783 году, «Огарки» – история существовавшего в Перми общества свободной любви. А также игровой мифологический фильм «В поисках Заратуштры», фильмы о городах-побратимах Перми – Оксфорде и Луисвилле, туристический кинопутеводитель «Улицы города Перми», видеодайджест истории Перми «Прощай, 20-й век!» и дилогия о чаеторговцах Грибушиных и их потомках.

Пермские режиссеры однажды даже соорудили целый киноальманах, посвященный родному городу, – «Признание в любви». Десятиминутные киноновеллы сняты пермскими режиссерами О. Аверкиевой, К. Березовским, Р. Давлетшиным, В. Семеновым, С. Сосниным, О. Федорущенко, К. Шитовым, Г. Красноборовой, П. Печенкиным, С. Лепихиным. Среди судьбоносных казусов на тему «Кино и Пермь» можно упомянуть удивительную самим фактом своего появления и своим значением картину 1991 года «Взбунтуйте город, граф!» режиссера Сергея Гурьянова. Полноценный полнометражный фильм, снятый исключительно местными силами, представляет собой эксцентрическую мистико-фантастическую комедию. В нем нечистая сила осуществляет грандиозный проект по установлению дьявольского порядка во всем мире. Центром эксперимента избрана Пермь. В главной роли положительного героя, борца с нечистью, – Игорь Гладнев, ныне министр культуры Пермского края. Пермь, похоже, успешно справилась с напастью. О чем свидетельствует другой кинематографический казус. В художественном фильме «Мишень» (2010 г., режиссер Александр Зельдович) название города появляется в более чем фееричном контексте: действие ленты происходит в отдаленном будущем, всюду господствует китайский язык, и вдруг среди большегрузов на гигантской автомагистрали стремительно появляется расталкивающий всех грузовик, на борту которого огромными буквами выведено слово ПЕРМЬ…

Кинофестивали Перми

Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана» проводится в Перми с 1995 года. Статус международного получен им в 2006 году. Главный приз фестиваля называется «Золотой Нанук». Фестиваль посвящен картинам, в которых герой проживает на экране часть своей жизни. Такой режиссерский метод в фильме «Нанук с Севера» (1922) впервые использовал американец Роберт Флаэрти, в честь которого и назван фестиваль. На конкурс принимаются фильмы, созданные в любой стране, главное – чтобы они развивали эстетику Роберта Флаэрти, называемую «визуальная антропология». Победителей определяют члены международного жюри. Кроме показов фильмов, в рамках фестиваля проводятся мастер-классы, семинары, конкурсы студенческих работ.

С недавних пор в Перми проводится Всероссийский кинофестиваль социально ориентированных короткометражных фильмов, видеороликов и социальной рекламы «Лампа». Впервые он был приурочен к проведению международного форума «Доброволец России – 2014». В 2015 году в номинации «короткометражный фильм» победила лента режиссера Андрея Новикова «Дар» об обычной семье из города Лысьвы, усыновившей пятерых детей-инвалидов.

Администрация Перми учредила собственный ежегодный конкурс среди кинематографистов – городской фестиваль пермских кинематографистов «Радуга Прикамья». Он проводится в Перми с 2009 года.

Кинобизнес в Перми

В Перми начали осваивать специфические кинематографические профессии. О своем опыте локейшн-менеджера с удовольствием вспоминает Евгений Пугин, руководитель центра экологического туризма «Зеленый ветер». Он был приглашен для поиска мест натурных съемок в фильме «Географ глобус пропил», большая часть которого проходит во время сплава по уральской реке. В 2004 году открылось ООО «Пермская киностудия», обладающее внушительным списком профессиональной киносъемочной аппаратуры и оказывающее услуги по продюсированию и организации съемок. В активе организации – содействие в производстве фильмов «Хребет России», «Солнечный удар», «Воробей», «Уральская кружевница» и др.

В Перми также работает отделение Союза кинематографистов.

Вера Панина

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв