К 125-летию В. В. Каменского

С именем В. В. Каменского мы связываем его стихи. Знакомы горожанам и его прозаические произведения. А знают ли пермяки В. В. Каменского-фантаста?

Пермь в 1950 году

(Фантазия)

Звезда. - 1925 год. - 3-4 июня.
Статья публикуется в сокращении
с комментариями О. А. Мельчаковой

Василий Васильевич Каменский. 1928-1929Наш пассажирский аэроплот53 № 1223-А, рейсирующий между Москвой и Пермью, плавно опустился на Пермском аэродроме в 16 часов.

Это было в конце апреля 1950 года, когда на Каме, в Перми, должны были состояться всесоюзные состязания водных автомобилей на скорость пробега Пермь - Казань - Пермь. С аэродрома на маленьком автомобиле (пермского производства) я направился рассматривать город, в котором не был вот уже ровно пятнадцать лет. Однако, когда-то я хорошо знал Пермь и тем заметнее и острее были эти мои новые впечатления.

Правда, из газет, журналов, книг, радио и писем я, как и все, был прекрасно осведомлен о необычайном росте Прикам ской столицы. [...] Прежде всего, когда-то тихая Пермь теперь напротив - грохотала, шумела, звучала, волновалась, кипела бурной жизнью, трепетала современностью.

Сотни пароходских, паровых и фабричных гудков, перемешиваясь с гудящими пропеллерами многих аэропланов и бесконечным моторным гулом автомобилей и лодок, и пароходов, и автоходов, и автобусов, и - главное, звонким шумом трамваев (трамвай был пущен в Перми в 1929 году. - О. М.). Человеческих голосов почти не было слышно, особенно в центре и на пристанях, до такой степени грохотала взбудораженная Пермь.

Огромная людская лава текла по ул. К. Маркса (Сибирской. - О. М.), отражаясь в зеркальных широких окнах витрин бесчисленных магазинов.

В этот вечерний час на ул. Карла Маркса было обычное исключительное движение, так как многие отсюда направлялись кто в театры, кто в кино, кто в цирк, кто на собрание, кто на лекции, кто в клубы, кто на радио-концерты.

Это движение то и дело увеличивали быстро шагающие с музыкой многочисленные отряды пионеров, комсомольцев и физкультурников.

И, как в каждом большом городе, всюду сновали горластые мальчишки-газетчики в синих спец.одеждах. Размахивая белыми листами, они кричали:

- Вечерняя Звезда, Вечерняя Звезда!

- Последние новости! Революция в Америке! Состязания водных автомобилей! Постройка в Перми нового небоскреба! Открытие Нижне-Курьинского курорта! Программа торжества 1 Мая! Приезд предсовнаркома в Пермь! Важное изобретение рабочего мотовилихинского завода! 10-летие Пассажа Электро-Техники! Победа революции в Америке!

Я подъехал к 7-этажному дому редакции «Звезда» и книгоиздательства.

Здесь стояла большая толпа, читая в специально устроенных витринах последние сообщения мировых событий (Революция в Америке), снабженными великолепными радио-фотографиями.

А с балкона редакции радиогромкоговоритель вещал из Москвы текущие политические новости:

- Отныне Северо-Американские соединенные штаты прибавили к своему названию великое слово: коммунистические штаты...

Гром аплодисментов раскатился по улице.

Рукоплескания всеобщего энтузиазма перешли в пение Интернационала и музыку...

Все поздравляли друг друга с величайшим праздником человечества.

Как раз в этот момент, после захода солнца, торжественно вспыхнуло электричество, заливая яркоцветными миллионными огнями спящий в радостях город.

Всюду на световых уличных экранах красовались слова: «Да здравствуют Северо-Американские Коммунистические Штаты!»

Я направился на улицу Промышленности (бывшую Набережную), где теперь стройным грандиозным рядом были построены новой архитектуры дома по последнему слову жилищной техники, а по берегу был раскинут великолепный Гоголевский парк, с двумя летними театрами, а посредине железной башней наподобие башни Эйфеля в Париже. Четыре экрана уличных кино здесь показывали картины Американской революции - фильмы, которые были доставлены на экспрессах - аэропланах из Нью-Йорка (лишь в начале XXI века на улицах города появились рекламные киноэкраны. - О. М.)...

И вообще все Закамье, начиная от железнодорожного моста и кончая Верхними Курьями, было густо застроено новыми домами, благодаря городскому мосту (автодорожный мост открыт в 1967 году. - О. М.), по которому ходили трамваи и автомобили, раскатываясь по всему Закамью, огненной, искрящейся лентой, в этот час отражавшемуся в зеркале тихой Камы.

Перед гуляющими в Гоголевском парке густой стаей проходили пароходы, авто-баржи, яхты, моторки и стремглав бегали водяные автомобили, тренируясь к предстоящим состязаниям.

С воды отовсюду неслись песни катающихся, прерываемые свистками пароходов, и слышалась далекая музыка. В летних театрах рабочие организации показывали мастерство своих театральных коллективов, разыгрывая сцены революционной американской действительности.

А в это время в Большом Городском театре, который теперь был заново построен на четыре тысячи зрителей (новое здание драмтеатра на 1000 мест приняло первых зрителей 29 де кабря 1981 года, строилось 10 лет; строящийся 20 лет концертный зал, получивший название «Колизей», открыт в 2005 году как торговый комплекс. - О. М.), гастролировала труппа Китайского Народного Театра, ставившая с громадным успехом пьесу «Сунь-Ят-Сен»,- из жизни своего великого вождя-освободителя... Несмотря на свои 65 лет, я, как и все, чувствовал себя бодро, упруго и молодо, обвеянный жаждой жизни (годы жизни В. Каменского: 1884-1961. Последние 15 лет жизни страдал болезнью ног, лишился возможности ходить, пережил ампутацию. - О. М.)...

Утомленный впечатлениями, я направился отдыхать в чудесно оборудованную гостиницу ПМХ № 18, чтобы утром снова взяться за обозрение новой Перми и ее районов промышленности.

В 8 часов я направился на улицу Госторговли (бывшая Красноуфимская, ныне Куйбышева. - О. М.).

С горы Трудовой улицы передо мной раскинулась яркопестрая живая панорама бурлящего потока людей на фоне железо-стеклянных торговых пассажей, стройным фронтом вытянувшихся по улице, заполненной движением.

Слева, на площади Крестьянина (бывшая Сенная, ныне Октябрьская площадь. - О. М.), среди всех других зданий особенно величественно выделялся своей художественной массивностью Дом Крестьянина, вмещавший в себя вместе со своими кооперативными магазинными отделами до 6 тысяч человек.

Здесь на площади Крестьянина и в самом Доме Крестьянина была сосредоточена вся пермская торговля сельскохозяйственными продуктами.

Мимо меня то и дело с грохотом проезжали, сопровождаемые самими крестьянами, авто-грузовики сельской кооперации и коммунхозов.

Рекламные надписи на бортах этих грузовиков, рекомендующие высокое качество этой продукции, убедительно говорили всем о высоте сельскохозяйственной культуры, в которой большую роль играла современная агрономическая химия, знакомая ныне каждому крестьянину.

Медленными шагами я прошел мимо великолепнейшего пассажа электро-техники, где движущиеся витрины ежеминутно меняли, показываемый товар: тут были и головные уборы с фонариками, и электрическая посуда, карманные моторики и карманные печки-грелки, и всяческие электроприспособления домашнего обихода.

Ныне, когда электрификация была полным осуществлением социалистического СССР, электричество широчайшим образом вошло в обиход жизни, сократив в 75 раз затрату мускульной энергии человека и тем самым увеличив долготу жизни каждого в среднем до 120 лет.

Так что, про человека, как, например, я, имеющего 65 лет, говорят, что по возрасту это человек средних лет.

Поэтому ничуть не удивительно, что благодаря великим достижениям культуры и науки, я действительно чувствовал себя необычайно бодрым, затейным, энергичным, изобретательным, молодым и мог часами без устали играть в футбол и заниматься любым спортом...

Самый ритм жизни, обвеянный теперь всесветным коллективным чувством коммунистического строительства, был таков, что это в десятки раз убыстренное движение головокружительности казалось естественным и привычным, как бы механизированным волею всеобщего темпа...

Насколько ул. Карла Маркса в целом отражала в своем движении ритм интеллектуальной жизни - настолько характер улицы Госторговли носил ритм потребностей желудка и вообще домашнего обихода.

Насколько, например, на ул. Карла Маркса были роскошны и увлекательны книжные, научные магазины, настолько здесь преимуществовал «желудочный» спрос и предложения. Особенно это было заметно в гигантском 8-этажном магазине ГУМ, где теперь была организована автоматическая продажа продуктов во всех квартальных этажах: каждый покупатель подходил к нужному отделу, выкладывал в специальный автомат следуемую сумму денег и этот автомат выдавал требуемые продукты в запечатанном виде.

Впрочем, подобная автоматизация теперь была введена всюду.

Даже в Пролетарской аптеке, на ул. Ленина, некоторые медикаменты и химические составы выдавались автоматами. В коммунальных столовых также были введены автоматы. С ул. Госторговли я взял автомобиль, который за час проката брал 50 коп., и поехал в Мотовилихинский район громадных фабрик и тракторов, паровозов и автомобилей.

По дороге, мягко проезжая асфальтовыми улицами, я гордо любовался видом великолепных советских госучреждений, которые столь интенсивно проводили грандиозную работу строительства СССР на счастье всеобщего благосостояния, развившегося до неслыханных и невиданных размеров.

Мотовилихинский электрифицированный район ныне непосредственно сливался с Пермью, начинаясь от вокзала Пермь I паровозостроительным заводом.

Здесь, как и на всех фабриках, работают по НОТу (научная организация труда. - О. М.), учитывая каждую минуту производства.

Бесконечной черно-блестящей вереницей стояли почти готовые паровозы, видимые сквозь стеклянные стены мастерских. Симфония железного шума, оглушительных свистков, звон бегущих трамваев и поездов наполняли воздух беспрерывным дрожанием.

За паровозостроительным заводом шел завод автомобильный, на котором изготавливали машины для Урала и Сибири, выпуская ежедневно до тысячи разных видов и систем, доведенных до совершенства пермской «ассоциацией рабочих изобретателей».

Автомобильный строительный парк тянулся на километр, завершаясь цехом водяных автомобилей, где теперь шла горячая подготовка к предстоящим состязаниям.

В воздухе гудел оркестр многотысячных моторов, мощно возвещая о могуществе власти рабочего труда.

Гигантским муравейником кишмя кишели здесь новые автомобили, которые, кстати сказать, имелись почти у каждого рабочего, т. к. цена их для производственника равнялась только месячной зарплате.

Далее я подъехал к англо-германскому огромному заводу гиганту и здесь натолкнулся на местное торжество. Оказалось, что в этот день кончился 25-летний срок англо-германской концессии, и это заграничное предприятие полностью переходило в наше ведение, оставляя нам феноменальное наследство, благодаря которому наша Пермская сельскохозяйственная культура поднялась на недосягаемую высоту. Для каждой деревни трактор был теперь таким же обычным явлением, как лошадь в прежнее время.

По случаю окончания англо-германской концессии здесь решено было к 1 Мая подготовить выставку тракторов. Отсюда с машины я пересел на водяной автомобиль и мы с бешеной скоростью, стрелой рассекая зеркало Камы, домчались до Заимки, остановившись у судостроительного завода «Старый Бурлак», где в громадных ангарах строились теперь десятки больших пароходов, сотни маленьких и тысячи моторных лодок...

Рядом, ближе к ул. Промышленности (бывшая Набережная. - О. М.) работал колоссальный завод сельскохозяйственных машин, едва успевая обслуживать Пермский край обширного крестьянства, не умеющего теперь ни минуты без машины. Здесь же, при этом заводе был цех агрономической химии, продукцию которого всюду по далеким деревням развозили товарные аэропланы, густыми стаями носившиеся всюду по извинченным небесам.

После обозрения районов промышленности, где я видел там много разных фабрик, свойственных большому центру. Я вернулся в свою прекрасную гостиницу ПМХ № 18, чтобы на крыше, где был устроен летний сад, заняться своими делами - литературой.

Через несколько дней, а именно 1 Мая, я влился в общий поток колоссального энтузиазма и неудержимо понесся со всеми навстречу ликующим сестрам и братьям всего ленинского человечества.

Все, что я видел в этот день, все, что я чувствовал, походило на солнечную легенду безбрежного счастья.

53 Здесь и далее сохранена авторская орфография и пунктуация.

Услуги

Тарифы

Контакты

  • Rambler's Top100