Пермская городская дума

С. С. Смородина

Краткий обзор документов фонда за 1994-2000 годы

Заседание Пермской городской думы. 2008С 1917 года по 1993 год органами власти в нашей стране являлись Советы и их исполнительные комитеты. В Перми действовал исполком Пермского городского Совета народных депутатов (до 1936 года - рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, затем до 1977 года - депутатов трудящихся)50.

В октябре 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» и в целях укрепления основ народовластия и обеспечения поэтапной конституционной реформы органов государ ственной власти в субъектах Российской Федерации, было признано необходимым в период с декабря 1993 года по март 1994 года провести выборы в представительные (законодательные) органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации.

Организация и порядок проведения выборов регулировались законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и Законодательного собрания Пермской области.

В Перми для осуществления местного самоуправления была избрана Пермская городская дума. Выборы состоялись 20 марта 1994 года. Вместе с городской думой местное самоуправление осуществляли: Ново-Лядовская поселковая дума, главы администраций города, районов в городе и рабочего поселка Новые Ляды, а также - органы территориального общественного самоуправления (Советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселка Новые Ляды, а также Советы или комитеты улиц, кварталов и домов).

Документы Пермской городской думы за период с 1994 года по 2000 годы приняты на хранение в муниципальное учреждение «Архив города Перми» в декабре 2006 года. Имеются две описи: № 1 - дела постоянного хранения, и № 2 - дела по личному составу. Фонду присвоен № 1089. Научно-историческое значение имеют документы описи № 1, обзор которой предлагается. Городская дума на свое первое заседание 7 апреля 1994 года была созвана главой администрации города Владимиром Емельяновичем Филем.

На этом заседании были признаны полномочия депутатов по одиннадцати избирательным округам - 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13. (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-10).

На этом же заседании была избрана мандатная комиссия в количестве 4 человек. Председателем комиссии избрали депутата от избирательного округа № 3 Ю. А. Миронова. В состав мандатной комиссии вошли: В. К. Пономарев - депутат от избирательного округа № 11, А. К. Токарев - депутат от избирательного округа № 6, С. Н. Чикулаев - депутат от избирательного округа № 4.

На заседании городской думы 13 апреля 1994 года были избраны и другие комиссии Пермской городской думы: по бюджету, экономической политике и налогам; по муниципальной собственности; по социальной политике и программам развития города (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 1. Л. 14-15).

10 мая 1994 года председателем Пермской городской думы был избран Александр Яковлевич Бесфамильный, депутат по избирательному округу № 13 (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 1. Л. 58-62).

Пермская городская дума руководствовалась при исполнении своих полномочий Конституцией Российской Федерации, актами Законодательного собрания Пермской области (края), Положением о местном самоуправлении в городе Перми и Положением о городской думе.

Положение о местном самоуправлении в городе Перми было принято решением Пермской городской думы от 13 апреля 1994 года № 5-а (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 1. Л. 20-24). Заключение на текст Положения дал заведующий кафедрой конституционного права Пермского государственного университета, доктор юридических наук, профессор А. В. Москалев (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 1. Л. 25-27).

Деятельность думы осуществлялась в соответствии с Регламентом думы и Временным положением (Уставом) о Пермской городской думе, принятым решением Пермской го родской думы от 19 апреля 1994 года № 8 (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 1. Л. 36-41).

Регламент думы определял систему, порядок формирования органов думы, вопросы внутренней организации деятельности думы и ее органов, порядок внесения на рассмотрение и рассмотрения на заседаниях думы проектов правовых актов, порядок подготовки, созыва, проведения заседаний думы и ее органов, периодичность и продолжительность заседаний думы и ее органов, процедуру принятий решений думой и ее органами, порядок взаимодействия думы с субъектами правотворческой инициативы и другие вопросы организации деятельности думы и ее органов.

Председатель городской думы подписывал протоколы заседаний думы, решения городской думы подписывались главой администрации города51, с 1997 года - главой города52. Решением Пермской городской думы от 14 июня 1994 года № 17 было утверждено Временное положение об обеспечении деятельности депутатов, регламентирующее права, обязанности, и другие вопросы депутатской деятельности. (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 1. Л. 151-153).

Городская дума утверждала городской бюджет и отчет о его исполнении, устанавливала местные налоги и сборы на территории города, осуществляла контроль за деятельностью администрации города.

Решения, связанные с утверждением городского бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой городских налогов и сборов, принимались городской думой по представлению и согласованию с главой администрации города.

Пермская городская дума до 1 апреля 1997 года не являлась юридическим лицом, поэтому все документы по финансовым вопросам находятся в документах Пермской городской администрации.

Депутаты городской думы первого созыва (1994-1996) в основном работали на непостоянной основе и созывались по мере необходимости, поэтому часть документов по работе комиссий отсутствует и восстановить их нет возможности.

Так, отсутствуют протоколы комиссий по бюджету, экономической политике и налогам за 1994-1995 годы, протоколы постоянной комиссии по муниципальной собственности за 1994-1996 годы.

Главным из всех вопросов, решаемых в первые месяцы дея тельности думы, можно назвать подготовку проекта Устава города Перми, работа над которым началась созданием рабочей группы в составе А. Я. Бесфамильного, В. Н. Зотина, С. Н. Чи кулаева, В. К. Пономарева, Т. Н. Ждановой (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 1. Л. 113), а также разработку «Концепции социальной политики в городе Перми», принятую решением думы 20 декабря 1994 года (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 3. Л. 124-138).

Среди других вопросов, рассмотренных Пермской городской думой в первые годы деятельности были: утверждение программы приватизации муниципального имущества, освобождение ряда муниципальных, общественных и религиозных объединений от уплаты земельного налога на 1994 год (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 1. Л. 159), принятие временного положения об основах местного налогообложения на территории города Перми (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 1. Л. 163-167); предоставление с 1 апреля 1995 года пенсионерам города бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта (исключая такси) (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 7. Л. 92); разработка и утверждение приоритетных программ реализации социальной политики в городе (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 7. Л. 140; Д. 8. Л. 38-48); предоставление льгот по уплате налогов и госпошлин отдельным категориям гражданам (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 8. Л. 125).

На своем заседании 13 июня 1995 года депутаты думы проголосовали за выделение из резервной части городского бюджета 250 млн. рублей для оказания помощи жителям г. Нефтегорска, пострадавшим от землетрясения (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 8. Л. 40). На заседании 10 октября 1995 года была утверждена программа санитарно-эпидемиологического благополучия города Перми (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 8. Л. 95).

23 декабря 1996 года были избраны депутаты в Пермскую городскую думу второго созыва в составе двадцати четырех человек от 24 избирательных округов.

На первом заседании думы второго созыва 8 января 1997 года председателем думы был избран депутат по 23-му избирательному округу Валерий Александрович Сухих, были признаны полномочия избранных депутатов по 24 избирательным округам (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 23. Л. 3).

На заседании городской думы 21 января 1997 года большинством голосов был избран заместитель председателя Пермской городской думы второго созыва Игорь Вячеславович Сапко - депутат от избирательного округа № 4. Должность заместителя председателя Пермской городской думы второго созыва была утверждена на постоянной профессиональной основе (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 23. Л. 10).

На этом же заседании были утверждены составы постоянных комиссий (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 23. Л. 6, 17-19). Городская дума утверждала программы развития города, так, например, в начале 1996 года (23 января) была утверждена городская программа «Жилище» (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 13. Л. 9-23), комплексная программа мер поддержки детей из малообеспеченных семей, инвалидов, нетрудоспособных малообеспеченных граждан г. Перми на 1996 год (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 13. Л. 28-63). Нередкими были в тот период депутатские решения о налоговых льготах, как для предприятий городского хозяйства, так и для отдельных горожан, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях - из-за многомесячных задержек зарплаты на пермских предприятиях, не имевших средств для оплаты налога на приватизацию жилья или земельного налога на садовый участок (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 7. Л. 135; Д. 25. Л. 109; Д. 26).

С начала 1997 года основные тенденции экономического и социального развития в городе стали приобретать позитивный характер. Начался рост экономики. Темами депутатских решений наряду с налоговыми послаблениями стали вопросы о дальнейшем развитии города, принятии «Концепции социальной политики в городе Перми до 2000 года» (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 31. Л. 148-161), награждения почетной грамотой города Перми.

Вопрос о перспективах строительства мостового перехода через реку Каму в районе Заостровки был рассмотрен депутатами на заседании думы 23 декабря 1997 года. В решении записано: «...обратиться с законодательной инициативой о строи- тельстве моста в Законодательное собрание Пермской области, администрации города рекомендовать разработать механизм привлечения различных бюджетных источников финансирования строительства моста» (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 31. Л. 246).

На заседании 2 ноября 1999 года № 137 было рассмотрено обращение администрации города Волгодонска Ростовской области об оказании помощи для ликвидации последствий террористического акта. Администрацией города было направлено коллегам в Волгодонск 50 тыс. рублей из внебюджетного фонда дополнительных финансовых ресурсов развития города. (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 80. Л. 174).

На заседании 22 июля 1997 года депутаты заслушали информацию председателя думы В. А. Сухих и одобрили вступление города Перми в Ассоциацию муниципальных образований «Города Урала» (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 27. Л. 196).

Главный документ города - Устав - был принят решением Пермской городской думы 13 марта 1996 года № 9 в третьем чтении (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 13. Л. 182). В соответствии с Уставом был определен срок полномочий депутатов Пермской городской думы - четыре года.

22 декабря 1999 г. была утверждена новая редакция Устава - в четвертом чтении (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 82. Л. 15-57). Решением от 9 июня1998 года № 113 Пермская городская дума утвердила Положение о Гербе города Перми и рисунок герба города Перми (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 59. Л. 101-104).

Официальный символ города Перми - флаг, его изображение и Положение о флаге города Перми городская дума утвердила решением от 8 июня 1999 года № 64 (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 75. Л. 61-66).

Основными направлениями деятельности комиссий городской думы являлись инициативная разработка проектов законодательных и нормативных документов, подготовка заключений, дополнений и изменений по внесенным в думу документам по своим направлениям.

Мандатная комиссия действовала по направлениям, связанным с Регламентом работы думы, контролем в пределах компетенции городской думы, контролировала соблюдение действующего законодательства, выполнение решений городской думы, а также занималась вопросами депутатской этики.

Комиссия по социальной политике действовала по направлениям:

- социальная защита, включая социальное обеспечение;

- образование, наука, культура;

- здравоохранение;

- физическая культура и спорт;

- защита семьи, материнства, отцовства, детства;

- охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

- охрана памятников истории, культуры, особо охраняемых природных территорий;

- работа с общественными организациями и объединениями социальной несправедливости;

- социально-экономическое развитие города Перми и контроль за расходованием средств, направленных на финансирование городских социальных программ.

Комиссия по городскому хозяйству и муниципальной собственности действовала по направлениям:

- концепция развития города, городского хозяйства и муниципальной собственности;

- совершенствование управлением городом и его имущественным комплексом;

- планы и программы администрации города Перми и других инициаторов по развитию города, его отдельных территорий, городского хозяйства и муниципальной собственности;

- изменения отношений субъектов собственности, приватизации муниципальной собственности, контроль за деятельностью приватизированных предприятий; учет и регистрация недвижимого имущества;

- земельные отношения, регулирование права собственности на землю;

- общие программы развития города Перми в Пермской области.

Комиссия по экономической политике и бюджету действовала по направлениям:

- рассмотрение и анализ предложений, планов и программ администрации города Перми в области экономического развития города и его отдельных территорий, включая изменения отношений собственности, кроме того, принятие бюджета города и отчетов о его исполнении;

- создание общих экономических и целевых программ развития города Перми;

- экономическое обоснование проектов приватизации государственной и муниципальной собственности, земельных отношений на территории города Перми;

- развитие финансовых и страховых институтов;

- разработка механизма отбора проектов и программ, финансируемых из бюджета города, подготовка нормативных актов, определяющих порядок размещения городского заказа;

- установление общих принципов ставок налогообложения и сборов, а также пошлин и платежей, порядка их взимания;

- образование городских бюджетных и внебюджетных фондов, утверждение отчетов об использовании этих фондов;

- сметы расходов городской думы;

- субвенции, субсидии и дотации города Перми из областного и федерального бюджетов;

- установление механизма проведения финансовых взаиморасчетов.

Комиссия по местному самоуправлению действовала по направлениям, связанным с Уставом города, административнотерриториальным делением и территориальным устройством:

- городское, местное и территориальное общественное самоуправление;

- обеспечение основных принципов местного самоуправления;

- правоохранительная и административная деятельность. Документы, относящиеся непосредственно к работе городской думы, рассматривались на заседаниях городской думы, поэтому в структурах городской думы хранятся копии документов, а подлинники являются приложениями протоколов заседаний городской думы. К ним относятся: сметы, штатные расписания, учредительные документы (Устав, положения, планы работ, отчеты и др.). В протоколах заседаний комиссий отражены сферы деятельности комиссий и городской думы. Начиная с 1997 года, отдельными делами сформированы годовые бухгалтерские отчеты и балансы (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 45, 50, 68, 85), годовые сметы доходов и расходов Пермской городской думы (Ф. 1089. Оп. 1. Д. 46, 49, 67, 84), а также отчеты об отчислениях в фонд занятости и фонд обязательного медицинского страхования (с 1998 года).

В протоколах заседаний думы находятся документы по бюджету города с приложениями и расчетами (не принятые программы возвращаются на доработку предъявителям и разработчикам).

Интересен анализ количества проведенных заседаний думы и рассмотренных на них вопросах. Если в 1994 году депутатами было проведено 21 заседание, на которых рассмотрено 63 вопроса, то в последующие годы соотношение тех и других было следующим: 1995 год - 26 и 97; 1996 год - 39 и 135; 1997 год - 28 и 217; 1998 год - 17 и 231; 1999 год - 18 и 159; 2000 год - 16 и 147. 8 декабря 2000 года были избраны депутаты в Пермскую городскую думу третьего созыва в составе 24 человек от 24 избирательных округов.

В настоящее время работает Пермская городская дума четвертого созыва, избранная в марте 2006 года.

50 Документы исполкома Пермского городского Совета народных депутатов за период до 1991 года включительно хранятся в ГКУ «Государственный архив Пермского края».

51 С 1994 года по ноябрь 1996 года - В. Е. Филь.

52 С декабря 1996 года по декабрь 2000 года - Ю. П. Трутнев.

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв