Пермский академический театр драмы:
от театра рабочей молодежи до академического

К 90-летию со дня основания

Пермский академический театр драмы (с 2009 г. – Театр-Театр), созданный в 1927 г. как театр рабочей молодежи (ТРАМ), прошел сложный путь развития.

Труппа ТРАМа после премьеры в день открытия театра. 18 марта 1927. Из архива автораВ короткий промежуток с середины 1920-х до начала 1930-х гг. в СССР появились сотни ТРАМов: областных, районных, заводских. Они были в тот период весьма модными и востребованными, особенно в молодежной среде.

ТРАМовские начинания поддерживали представители «левого искусства», в том числе В. Э. Мейерхольд. В ТРАМах пробовали свои силы С. М. Эйзенштейн, А. И. Райкин, Б. Е. Захава, многие другие выдающиеся деятели отечественного театра и кино.

Пермский ТРАМ был одним из первых в стране и первым на Урале театром подобного типа21. Газета «Уральский рабочий» от 18 марта 1927 г. сообщала: «14 марта в городском театре состоялось первое выступление организованного Окрполитпросветом театра рабочей молодежи (ТРАМа). Шла драматическая поэма в 10 картинах Г. Шенгели «Броненосец “Потемкин”». Театр был полон. «Цель ТРАМа – дать рабочей молодежи здоровый художественный театр и вовлечь молодежь в театральную работу. В ТРАМе работает около 80 товарищей, часть которых выступали уже любителями в рабочих клубах, большинство – совсем не знакомы со сценой…».

В современной России от широкого ТРАМовского движения осталось только восемь театров. Из столичных – «Ленком» и единственный из числа областных (краевых) – Пермский театр драмы.

Первым приютом начинающему театру послужили две комнатушки в полуподвале Городской центральной библиотеки на улице Сибирской22. Здесь проходили репетиции, студийные занятия. Комнаты служили и мастерской по изготовлению декораций. Собственное театральное здание появилось только в 1948 г.: был реконструирован особняк Любимовых, где сейчас размещается ТЮЗ.

Театр активно участвовал в различных городских акциях. Любимый горожанами сквер у Театра оперы и балета – дело рук юных трамовцев. Они первыми откликнулись на призыв окружкома комсомола – разобрать каменные торговые ряды, которые там с давних пор находились, очистить от мусора чахлый садик. Они посадили новые деревья – сирень, яблони. Назвали место «Садом юношества», соорудили сценическую площадку и стали в летнее время давать там спектакли и эстрадные представления.

Основой жизнестойкости театра явилось то, что, в отличие от большинства ТРАМов, согласно своей эстетике отрицавших актерскую профессионализацию, пермские трамовцы проявили в начале пути не только энтузиазм, но и стремление постигать своеобразные законы творчества. В этом неоспоримая заслуга его руководителей: первого худрука – актера-любителя, журналиста и драматурга Б. М. Никитина; заведующего музыкальной частью Т. К. Шейблера23; Н. Н. Новикова24 – художественного руководителя ТРАМа с 1928 по 1935 г.

С 1931 по 1938 г. театр работал в Свердловске, Кизеле и других заводских районах области. Эти перемещения были связаны с созданием (еще в 1923 г.) Уральской области с центром в Свердловске25. В 1930-е гг. труппа пополнилась новыми актерами, в том числе выпускниками ГИТИСа. Из Ленинграда по окончании института сценических искусств прибыл режиссер Донат Мечик26 (отец будущего писателя Сергея Довлатова).

Находясь в Свердловске, театр отметил свой первый юбилей, который стал праздником для города. Молодой юбиляр получил приветствия от театров со всех концов страны, в том числе из Москвы и Ленинграда. Личные поздравительные телеграммы прислали В. Э. Мейерхольд и К. С. Станиславский.

Из телеграммы К. С. Станиславского: «Я получил ваш чудесный подарок – альбом ваших постановок, любовался им, радовался вашему любовному отношению к делу, очень тронут, и ценю ваше ко мне внимание и память. Шлю всем самый душевный привет, пожелания продуктивной работы, успехов».

Летом 1938 г. было принято решение о переводе театра обратно в Пермь27. Это связано с новыми административными делениями, в результате которых Пермская область вновь обрела самостоятельность.28

Город с радостью встретил возвращение театра. Почти 150 тысяч зрителей за сезон – прекрасное свидетельство зрительского интереса. Война нарушила естественный ход событий.

В годы войны театр пополнился новыми актерами, эвакуированными из столичных театров. Известные художники Борис Иогансон и Натан Альтман участвовали в художественном оформлении спектаклей. Заведующим литературной частью театра стал писатель М. Э. Козаков (отец Михаила Козакова).

Спектакли на стационаре совмещались с постоянными концертами в госпиталях, на предприятиях города и области, с поездками в составе фронтовых бригад. В годы войны не раз пересекались пути-дороги уральских воинов и артистов. Об одной из встреч с актерами театра драмы написал жене режиссер театра И. А. Коротков (в начале 1942 г. он ушел на фронт добровольцем):

«Действующая армия. 1 июля 1942 года. 

Здравствуй, родной мой Томусик! Выбрал свободное время: идет сильный дождь, и хоть землянка наша обваливается, я пишу тебе эту открытку. У меня радость, встретил здесь Кренделя и Емельянова. Когда они выступали у нас, я был в разведке, а когда вернулся и комиссар узнал, что это мои друзья, то в два часа ночи мы оседлали лошадей и помчались их разыскивать. И – нашли! Они выступали в одной разрушенной церкви. И когда я зашел за “кулисы” с автоматом, они сначала молча меня разглядывали, а потом разом: “Ва-а-ня!”…

После одного дела меня приняли в члены ВКП(б)…
Всё.
Свою ненаглядную целую крепко и горячо. Твой Ваня».

22 июля 1942 г. Иван Архипович Коротков погиб. 

В послевоенном двадцатилетии в жизни пермской драмы наиболее плодотворным был период с 1955 по 1960 г., когда театр возглавлял заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Сергеевич Михайлов. Все совпало. И общественный настрой, и появление новой драматургии, отвечающей новым настроениям, и пополнение труппы талантливыми актерами, среди которых были Георгий Бурков и Марк Захаров, будущий руководитель «Ленкома».

После ухода А. С. Михайлова положение в театре стало ухудшаться. Были случаи отмены спектаклей из-за отсутствия зрителей. В сезоне 1966/67 г. даже премьеры почтине вызывали повышенного интереса.

И.Т. Бобылев. Из архива автораВ мае 1967 г. Театр драмы возглавил Иван Тимофеевич Бобылев, в последующем народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ, почетный гражданин Пермской области. До него в театре сменилось 17 художественных руководителей и главных режиссеров.

Творческий путь и способы работы, предложенные И. Т. Бобылевым, увлекли актеров и вернули в театр зрителей. С именем И. Т. Бобылева связана целая эпоха в истории театра. Более 35 лет он определял художественное направление театра, в основе которого было постижение глубины и противоречий человеческой природы, неразрывно связанное с состраданием к человеку.

При И. Т. Бобылеве театр награжден орденом Трудового Красного Знамени (1977), удостоен звания «академический» (1997). В 1982 г. театр переехал в новое здание. 15 артистов стали заслуженными и народными. Среди них: нар. артистка СССР Л. В. Мосолова; нар. артисты РФ В. Ф. Гинзбург, В. П. Саитов, Л. В. Аникеева; засл. артисты РФ О. П. Выходов, А. В. Нагогин, В. Н. Белоусов, Е. С. Старостина.

Выпущено 200 спектаклей. Их посмотрело около 7,5 млн зрителей (без учета гастрольной публики). Более 20 из спектаклей получили награды всесоюзных, всероссийских и международных фестивалей и смотров: «Птицы нашей молодости» И. Друце, «Доходное место» А. Н. Островского, «Три сестры» А. П. Чехова, «Егор Булычов и другие» М. Горького, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Танго» С. Мрожека, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта и другие. 

Впервые в России поставлены пьесы классиков ХХ в.: «Амфитрион» Г. Фигейредо, «Как прежде, но лучше, чем прежде» Л. Пиранделло, «Адская машина» Ж. Кокто.

Театр объехал с гастролями всю страну от Владивостока до Калининграда, гастролировал в Москве и Санкт-Петербурге, в Риге и Кишиневе, в Севастополе и Одессе. Гастролировал в Бухаресте.

С 2004 по 2008 г. и с 2012 г. по настоящее время художественный руководитель театра – Б. Л. Мильграм. В этот период репертуар ориентирован на музыкальные жанры, начиная с мюзикла «Владимирская площадь» в постановке санкт-петербургского режиссера В. Б. Пази. Расширена фестивальная деятельность театра. Активно функционирует Малая сцена, получившая в 2009 г. имя «Сцена-Молот», где осуществляются преимущественно лабораторные сценические работы.

Г. П. Ивинских

_______________

21. К моменту открытия театра рабочей молодежи в Перми ТРАМы существовали в Ленинграде, Баку, Иваново-Вознесенске и Москве (Замоскворецкий ТРАМ под руководством Б. Е. Захавы). Московский центральный ТРАМ (нынешний «Ленком»), открылся позднее пермского (в октябре 1927 г.).

22. Ныне здесь размещается Краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина.

23. Т. К. Шейблер в 1924 г. окончил Ленинградскую консерваторию, где был учеником А. К. Глазунова, М. О. Штейнберга. Начинал как концертмейстер и дирижер в ленинградских театрах – «Передвижном» и «Пролеткульте»).

24. Н. Н. Новиков приехал в Пермь в ноябре 1928 г. по путевке ЦК ВЛКСМ из
Иваново-Вознесенского ТРАМа. Ранее он учился в Ленинграде в театральных мастерских Пролеткульта. В то время руководство мастерскими осуществлял В. А. Орлов, а среди педагогов были Б. В. Алперс, В. Н. Всеволодский-Гернгросс, А. Л. Грипич, И. В. Мейерхольд. С 1935 по 1938 г. оставался очередным режиссером.

25. ГАПК. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 4. Л. 5; Ф. 1052. Оп. 2. Л. 2.

26. Донат Исаакович Мечик (1909–1995) после Свердловска работал в основном в Ленинграде, занимался режиссурой (преимущественно эстрадной), литературной и педагогической деятельностью. В 1980 г. эмигрировал в США вслед за сыном (уехавшим ранее, в 1978 г.).

27. ГАПК. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 756. Л. 36.

28. Сборник Законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938–1967. Т. 1. М., 1968. С. 168. 

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв