Пермский семинарист, архимандрит Антонин (Капустин) - выдающийся деятель русской духовной миссии в Иерусалиме, ученый и коллекционер

Архимандрит Антонин «достойно считался русской славой в Иерусалиме и составляет гордость нашей семинарии» – так писал священнослужитель и краевед И. Шестаков в статье, приуроченной к столетию Пермской духовной семинарии 1. И его слова более чем оправданны.

Архимандрит Антонин (в миру – Андрей Иванович Капустин) родился в 1817 г. в с. Батурино Шадринского уезда Пермской губернии в семье священника.

В 1825–1830 гг. он учился в Далматовском духовном училище, а потом, в 1830–1836 гг., в Пермской духовной семинарии. Затем перешел в Екатеринославскую духовную семинарию по приглашению своего дяди, назначенного ее ректором 2.

После окончания Екатеринославской духовной семинарии в 1839 г. Капустин поступил в Киевскую духовную академию, где проучился до 1843 г. и получил степень магистра богословия 3. Молодой специалист остался в академии сначала в качестве преподавателя немецкого и греческого языков, а потом – помощника инспектора той же академии 4. В 1845 г. А. И. Капустин стал бакалавром богословия в академии, и в том же году пострижен митрополитом Киевским Филаретом в монахи с именем Антонин 5. В 1840-х гг. он был рукоположен в сан священника.

В 1850 г. ученого монаха назначили настоятелем церкви при русском посольстве в Афинах, где он на деньги русского правительства восстанавливал из руин древнюю византийскую церковь Святого Никодима XII в. После иеромонах Антонин освятил ее во имя Святой Троицы. Церковь отошла в ведение России. Этот храм стал Русской посольской церковью в Афинах 6. Все строительные работы, археологические раскопки, роспись храма велись под руководством Антонина. В награду за его труды Св. Синод возвел его в сан архимандрита 7.

В 1854 г. архимандрит Антонин побывал на родине, в Пермской губернии 8. В 1857 г. он впервые посетил Иерусалим, плодом чего стала статья «Пять дней на Святой Земле» (Киев, 1884). В книге имелась фотография храма Воскресения, сделанная самим архимандритом Антонином 9.

В 1859 г. архимандрит Антонин побывал на Афоне, где исследовал древние рукописи и старопечатные книги, а после составил описание книжных хранилищ нескольких монастырей.

В 1860 г. архимандрит Антонин был переведен настоятелем посольской церкви в Константинополь. В 1862 г. он составил каталог и описал 624 рукописи Иерусалимского Святогробского подворья в Константинополе. Весной 1863 г., получив отпуск, о. Антонин совершил поездку в Пермскую губернию. По пути на родину он посетил крупнейшие научные центры Европы и России (Рим, Вена, Прага, Дрезден, Санкт-Петербург, Москва), где познакомился с ведущими специалистами в области славяноведения и византологии,
а также осмотрел собрания крупнейших библиотек 10.

По поручению Св. Синода архимандрит Антонин занялся изучением на Афоне подлинности Синайского кодекса Библии, в результате чего подтвердил древность этой книги. В 1865 г. Указом Св. Синода назначен настоятелем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В этот период Русская Духовная Миссия находилась в сложном положении.

Ее хотели низвести до уровня клира, обслуживающего сугубо приходские интересы Консульской церкви, подчиненной Иерусалимскому Патриархату. У Миссии не сложились отношения с представителями католической и протестантской церквей, которые, обладая огромными средствами, скупили в Иерусалиме большие территории, и не считались с Русской Духовной Миссией.

В характере архимандрита Антонина преобладала черта наступательности, поэтому он стал действовать активно: покупал участки земли и устраивал на них приюты для паломников, что имело важное значение для улучшения деятельности Миссии. В 1868 г. архимандрит Антонин приобрел землю вокруг Мамврийского дуба, считавшегося общей святыней не только христиан, но иудеев и мусульман 11.Здесь, на вершине горы, он построил двухэтажный паломнический приют, на втором этаже которого открыл музей Духовной Миссии, из предметов, найденных во время раскопок, проведенных им на Елеонской горе 12. В ходе раскопок, предшествующих строительству, были обнаружены великолепные мозаичные полы VI–IХ вв. с изображением птиц и рыб (одна из церковных художественных редкостей Палестины) и погребальные пещеры.

На приобретенном месте на Елеоне стал возводиться храм во имя Вознесения Господня, строительство которого, однако, затянулось из-за недостатка средств. Тогда архимандрит Антонин обратился к русским людям с призывом: «Не найдутся ли христолюбивцы для возведения Иерусалимского Ивана Великого на горе Вознесения?» Этот клич не остался без ответа. Строительство храма завершилось в 1886 г., а большой колокол в 308 пудов был пожертвован для величественной колокольни этого храма жителем г. Соликамска Пермской губернии А. В. Рязанцевым 13.

В 1880 г. на месте купленных архимандритом участков земли в Горнем был устроен приют для паломников, а при нем открыта русская школа и начато строительство церкви во имя Казанской Иконы Божией Матери 14. Позже здесь возник первый в Иерусалиме Горненский женский монастырь 15, на территории которого ныне стоит памятник архимандриту Антонину.

В течение того времени, пока он был начальником Русской Духовной Миссии, архимандрит Антонин строил приюты для паломников, больницы и школы. Строил он не на средства, выделенные Русской Духовной Миссии, которых едва хватало на жалованье причту, а на частные пожертвования. На деньги императрицы Марии Александровны, жены Александра II, была построена православная школа для местного арабского населения, которая содержалась императрицей до ее кончины в 1880 г. 16 В селении БетДжала, находившемся по соседству с Иерусалимом, открылся небольшой пансион на средства графа С. В. Орлова-Давыдова. Архимандрит Антонин расширил его и открыл здесь учебное заведение подготовки учительниц для православных школ Палестины и Сирии 17.

На участке земли в Яффе, который местное население стало называть «Московией», архимандрит построил дом для летнего пребывания начальника Русской Духовной Миссии, возвел церковь во имя Апостола Павла и открыл подземный некрополь, принесший немало археологических находок и отождествленный с местом захоронения православной мученицы Тавифы 18.

Во время пребывания в Иерусалиме Великих князей Сергея и Павла Александровичей (1881) архимандрит Антонин подсказал им идею о возведении храма в память их матери, императрицы Марии Александровны (1824–1880), указав удобное место для постройки – верхнюю часть Гефсиманского сада на склоне Елеонской горы 19. Так архимандрит почтил память той, что способствовала его назначению в Иерусалим. После того как участок под строительство был приобретен, Великий князь Сергей Александрович просил архимандрита Антонина принять на себя главное руководство и наблюдение за постройкой этой церкви, которая была названа во имя Марии Магдалины. Храм был сооружен за три года. В заботах по его украшению приняла участие Великая княгиня Елизавета Федоровна, которая сама вышила ковер, лежащий перед жертвенником 20.

Иконостас церкви был из белого мрамора, иконы писались уроженцем Перми, профессором исторической и портретной живописи Академии художеств В. П. Верещагиным. Большие панно на холсте на каждую из четырех стен церкви выполнил художник-передвижник С. В. Иванов. 1 октября 1889 г. состоялось освящение нового храма 21.

Столь активную деятельность архимандрита Антонина в Иерусалиме поддерживал первый уполномоченный Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) Д. Д. Смышляев, знавший начальника Миссии, как он писал, «давно и близко» 22.

В 1886 г. Д. Д. Смышляев приобрел участок земли на деньги Палестинского общества и возвел на нем Сергиевское подворье. Он же начал строительство второго – Александровского – подворья, вместе с храмом во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Достроить храм ему не удалось, здоровье его ухудшилось и Д. Д. Смышляев покинул Иерусалим.

Строительство подворья задерживалось ввиду большой плотности археологических работ, проходивших по соседству с храмом Воскресения Господня. Председатель ИППО Великий князь Сергей Александрович выделил из своих средств 1000 рублей золотом и обратился к архимандриту Антонину с просьбой принять на себя руководство раскопками и контроль за расходованием денег. К раскопкам был привлечен, по рекомендации архимандрита Антонина, знаток иерусалимских древностей, археолог и архитектор Конрад Шик 23. В начале весеннего сезона 1883 г. приступили к раскопкам. Кульминацией их стало определение древности Иерусалимских стен и открытие «Порога Судных врат», через которые Спаситель шел на Голгофу.

Это открытие «обессмертило имя архимандрита Антонина в анналах библейской археологии» 24.

Кроме того, во время раскопок были обнаружены остатки базилики Воскресения, воздвигнутой императором Константином Великим в IV в., что помогло выяснить ее планировку, а также местоположение и ориентацию городских стен Иерусалима евангельских времен 25.

Научные интересы архимандрита Антонина были очень широки. Он увлекался не только археологией, но и был страстным нумизматом, собирал старинные монеты, расшифровал надписи на них. Ученый писал: «Наш генеральный консул (в Смирне) археолог и нумизмат, живя столько лет здесь, успел составить богатейшую коллекцию малоазийских монет золотых и серебряных, между которыми есть и неизвестные ученому миру. В ней я в первый раз видел персидские дорики (т. е. монеты Дария), а также... монеты нашего Босфора Киммерийского. Не могу устоять против влекущей силы древности... каждая монета имеет что сказать уму и сердцу» 26. Основную часть своей коллекции монет архимандрит пожертвовал ИППО 27.

В научных целях он изучал палестинские рукописи, описания рукописей он сделал в 1867 г. в Патриаршей библиотеке Иерусалима. В 1868 г. он работал над описанием рукописей и старопечатных книг Палестинской Лавры Святого Саввы Освященного, в которую входило около 700 названий. В 1870 г. архимандрит с помощниками составил описание 1310 греческих, 38 славянских и 500 арабских рукописей библиотеки им Святой Екатерины на Синае 28.

За этот труд Антонин получил в дар от братии монастыря уникальную рукопись, так называемые «Киевские глаголические листки» 29.

Им также была собрана и личная коллекция, которая насчитывала около 100 рукописей и состояла преимущественно из греческих, славянских, еврейских и арабских манускриптов. Монеты и древние рукописи архимандрит Антонин в основном приобретал во время своих поездок.

За свои заслуги архимандрит Антонин был признан почетным членом трех духовных академий: Петербургской, Московской и Киевской, а за научные достижения избран членом Афинского археологического общества (1854), Одесского общества истории древностей (1856), Московского общества любителей духовного просвещения (1869), Императорского Московского археологического общества (1870), Императорского русского археологического общества (с 1857 г., а с 1884 г. – почетным членом), Немецкого восточного археологического общества в Лейпциге (1872), Киевского церковно-археологического общества (1873), почетным членом Императорского Православного Палестинского общества (1882). Он даже был членом Парижского астрономического общества, так как занимался астрономией как любитель 30.

Архимандрит Антонин был отмечен многими государственными и церковными наградами: орденами Святой Анны I степени и Святого Владимира II степени 31. У него был отношений с Иерусалимской патриархией, испорченных его предшественником, патриарх Кирилл II в 1868 г. вручил Антонину крест «с частью животворящего древа» – высшую награду Патриархии, а позднее «за пламенную ревность о Гробе Господнем» он был награжден Патриархом Иерусалимским Никодимом II наперстным крестом на красной ленте 32.

31 октября 1893 г. торжественно праздновался полувековой юбилей ученой и церковной деятельности архимандрита Антонина (Капустина), а через полгода, 24 марта 1894 г., он скончался в Иерусалиме 33. Похоронили архимандрита Антонина на Елеонской горе под сводами храма Вознесения Господня, построенного по его замыслу.

По духовному завещанию, оставленному покойным, все приобретенное им земельное имущество и печатные книги его библиотеки необходимо было передать Св. Синоду. «Вся стоимость земельных владений по нынешней цене их, переданных отцом Антонином Св. Синоду при своей кончине, простирается до миллиона рублей» 34.
Пермский автор писал по этому поводу: «Россия изумилась бы тому, что может сделать энергия одного человека» 35.

Передавался Духовной Миссии собранный покойным музей древностей, за исключением замечательного бюста царя Ирода, завещанного Императорскому Эрмитажу 36.

Киевской духовной академии отписана лучшая и ценная вещь из имущества архимандрита Антонина – телескоп из его обсерватории, а другой, меньший, был оставлен родному брату, жившему в Перми 37. В Далматовский монастырь, где он воспитывался, передал наперстный крест, Пермскому кафедральному собору – панагию с сибирскими камнями и малахитом, Императорской Публичной библиотеке – ценное собрание рукописей греческих и южно-русских 39. Его дневник был оставлен Св. Синоду с тем условием, чтобы 40 лет со дня смерти он не обнародовался. В будущем этот дневник послужит ценным источником историку, который напишет об успехах православия на Ближнем Востоке с 1841 по 1894 г. 39


Подводя итог, следует отметить, что архимандрит Антонин (Капустин) был великим патриотом своей Родины. Вся его деятельность была направлена на благо России и для русских людей. Он сумел улучшить положение Русской Духовной Миссии, укрепить ее авторитет в Палестине и значительно расширить существующую систему русского паломничества в Святую Землю.

Его имя приобрело авторитет в мировой науке. В годы Советской власти интерес к землевладению в Иерусалиме и к деятельности архимандрита Антонина был потерян. Только в 1990-е, перестроечные, годы духовное наследие архимандрита Антонина стало возвращаться России. Этому способствовало восстановление в 1992 г. исторического имени Императорского Православного Палестинского общества и его имущественных прав после того, как Патриарх Московский и всея Руси Алексий II взял ИППО под свое покровительство и возглавил Комитет почетных членов ИППО.

В Москве был проведен большой Международный симпозиум «Россия и Палестина: культурно-религиозные связи и контакты в прошлом, настоящем и будущем». В 1994 г. в России прошла конференция, посвященная 100-летию со дня кончины основателя Русской Палестины архимандрита Антонина (Капустина), а в 2007 г. отмечалось 190-летие со дня его рождения. Сегодня об архимандрите Антонине пишут научные книги и статьи, на него ссылаются, работают с его дневниками и рукописями, с собранными им археологическими материалами.

Л. С. Рафиенко

_______________

1. Шестаков И. Люди науки, духовные и светские писатели из воспитанников Пермской духовной семинарии // Пермские губернские ведомости. 1900. No 247. 12 нояб. С. 3–4.
2. Дмитриев А. А. Биографический указатель памятных деятелей Пермского края. Пермь, 1902. С. 5.
3. Там же.
4. Там же.
5. Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 684
6. Там же.
7. Архимандрит Антонин – настоятель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме // Памятная книжка Пермской губернии на 1894 г. Пермь, 1894. С. 53.
8. Там же.
9. Там же.
10. Православная энциклопедия... Т. 2. С. 685.
11. Архимандрит Антонин... С. 56.
12. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века 1882–1907). М. – СПб., 2008. С. 141–142.
13. Дмитриевский А. А. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель в пользу Православия на Востоке и в частности в Палестине: [По поводу десятилетия со дня кончины] // Тр. Киевской духовной академии. Киев, 1904. Т. 3. С. 364.
14. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество... С. 142.
15. Архимандрит Антонин... С. 56.
16. Дмитриевский А. А. Указ. соч. С. 143.
17. Там же. С.142.
18. Там же.
19. Лисовой Н. Н. Императорское Православное Палестинское обще-
ство: 125 лет служения Церкви и России // Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907). М. – СПб., 2008. С. 388.
20. Там же. С. 142.
21. Там же. С. 389.
22. [Дмитриев А. А.] Дмитрий Дмитриевич Смышляев // Пермский край. Пермь, 1895. Т. 3. С. 7.
23. Россия в Святой Земле. М., 2000. С. 533.
24. Там же.
25. Лисовой Н. Н. Указ. соч. С. 402.
26. Дмитриевский А. Начальник Русской Духовной Миссии... // Тр. Киевской духовной академии. Киев, 1904, Т. 3. С. 358–359.
27. Помяловский И. В. Описание древних и средневековых монет, принесенных в дар Православному Палестинскому обществу архимандритом Антонином, начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. СПб., 1886.
28. Православная энциклопедия... Т. 2. С. 685.
29. Там же. С. 686.
30. Шестаков И. Указ. соч. С. 4.
31.Архимандрит Антонин... С. 57.
32. Шестаков И. Указ. соч. С. 4.
33. Дмитриев А. А. Биографический указатель... С. 6.
34. Дмитриевский А. Начальник Русской Духовной Миссии... С. 377.
35. Архимандрит Антонин... С. 57.
36. Дмитриевский А. Начальник Русской Духовной Миссии... С. 378.
37. Там же. С. 377.
38. Там же. С. 378.
39. Дмитриевский А. Начальник Русской Духовной Миссии... С. 378–379.

Вакансии

  • Rambler's Top100