Пермское главное народное училище

или

«… открытие главного народного училища в губернском городе Перми 22-го сентября торжественным образом учинено…»

(Из донесения генерал-губернатора Пермского наместничества, генерал-поручика Е.П. Кашкина на имя императрицы Екатерины II 11 октября 1786г.)

В 1781 г. город Пермь стал административным центром учрежденного Пермского наместничества. Город строился. Возникали новые административные учреждения. Появилась потребность в школе.

В 1783 г. 4 апреля[1] Пермский приказ общественного призрения, созданный в результате при реализации административной реформы в России в 1775 г., принял решение устроить в г. Перми училище, набрать в него учеников, найти учителя, выписать для училища необходимые книги. В 1786 г. 1 марта в школу приехал учитель. С этого времени она начала работать. Именовалась она так: «Пермская градская народная школа», «Российская градская Пермская школа», «Малая народная школа» и просто «Малая школа». В ней работал один учитель, воспитанник Вятской духовной семинарии С.И. Филимонов. Обучал он грамоте до 29 детей, канцелярских работников, людей воинского звания, мастеровых и т.д.

В 80-е гг. XVIII в. в России проводилась первая школьная реформа. В соответствии с «Уставом народным училищам в Российской империи», утвержденным Екатериной II 5 августа 1786 г., в стране стали открываться главные и малые народные училища. В том же году 22 сентября в 25  городах страны, в том числе в городе Перми, были открыты главные народные училища. В этот день в России праздновалась коронация императрицы.

В г. Перми открытие училища прошло торжественно. Вот как описал это событие его участник, учитель Пермского главного народного училища, историк, Н.С. Попов. В доме правителя наместничества, генерал-майора и кавалера И.В. Колтовского собрались все губернские чины, учителя и ученики. Из дома И.В. Колтовского все отправились в Соборную церковь (в 1781 г. в Собор была преобразована Петро-Павловская церковь). Ученики шли по «два в ряд расположенные» под предводительством двух дворянских заседателей Приказа общественного призрения и четырех учителей, определенных в главное народное училище. За учениками шел учитель бывшей малой народной школы, т.е. С.И. Филимонов, и два заседателя Приказа общественного призрения из купцов.

В Соборе перед окончанием литургии кафедральный протоирей Антоний Попов произнес слова, «приличные», т.е. соответствующие «торжественному дню и случаю, открываемого здесь от монарших щедрот училища, обещающего просвещение великой Перми». В Соборе было совершено молебствие о здравии и долгожительстве императрицы и всей августейшей фамилии. После этого ученики тем же порядком и учителя при колокольном звоне и пушечной пальбе шли в дом, назначенный для главного народного училища. Сюда же прибыл правитель наместничества и попечитель училищ И.В. Колтовский. При нем и многочисленном собрании «отличных» здешних особ обоего пола и других граждан было произведено водоосвящение: святой водой окропили все комнаты, предназначенные для классов. После этого краткое наставление ученикам было сделано первенствующим из духовенства. Затем учитель математики П.А. Назаревский произнес речь, «приличную сему происшествию» на русском языке. После этого учителя продемонстрировали новый способ преподавания «вводимых здесь наук». При этом ученикам было задано несколько вопросов, на что ученики сделали несколько удовлетворительных ответов. «Все посетители с крайним любопытством и удовольствием взирали на первый опыт упражнений учащих и учащихся…» В заключении выступил пастор лютеранской церкви М.Х. Геринг. Он произнес речь на немецком языке по поводу его учительствования в Екатеринбургском горном училище.

С учреждением главного народного училища в городе Перми появилась первая общеобразовательная четырехклассная школа с пятигодичным сроком обучения (в четвертом классе обучались два года) и с достаточно широким учебным планом. В училище должны были изучать следующие предметы: арифметику, российскую грамматику, русскую, всеобщую и математическую географию, русскую и всеобщую историю; основания геометрии, физики, естественной истории, гражданской архитектуры, механики; рисование, черчение, чистописание и иностранные языки.

Обучение детей было добровольным – по желанию родителей или родственников и бесплатным. Но в обязанности родителей или родственников учеников входило обеспечение их одеждой, питанием, учебными книгами и пособиями.

Главное народное училище было признано населением и почти сразу же «заполнилось учениками разных званий, даже из отдаленных частей губернии». Число учеников ежегодно менялось. В иные годы доходило до 200 человек. Примечательно, что в училище обучались и ученицы, хотя последних было очень мало. Обучались дети чиновников, приказных, духовенства, купечества, солдат, заводских мастеровых, крепостных служителей, помещиков и заводовладельцев Строгановых, Голицыных, Лазаревых, Яковлевых, Шаховских.

В училище была введена современная организация обучения детей, применялись новейшие, прогрессивные приемы и методы преподавания: классно-урочная система обучения, использование новых учебников и наглядных пособий.

В училище преподавали воспитанники известного педагога и методиста XVIII века Ф.И. Янковича, выпускники Учительской семинарии: Н.С. Попов, П.А. Назаретский, Г.В. Михайловский, А.И. Хренов, Я.Т. Мензиховский. Это были широкообразованные учителя, добросовестно служившие делу обучения[2].

За учебной частью училища с 1790 по 1796 гг. отвечал директор народных училищ губернский прокурор, просвещенный человек своего времени И.И. Панаев.

В главном народном училище получили образование и воспитание сотни молодых людей. После окончания учебы они становились служащими разных государственных учреждений, занимались торговым делом («купеческим промыслом»). Некоторые воспитанники училища продолжили свое образование в средних, высших и профессиональных учебных заведениях. В этом училище получил образование поэт, педагог, профессор Московского университета Алексей Федорович Мерзляков, один из учителей российского поэта М.Ю. Лермонтова и некоторых декабристов.

Главное народное училище в определенной степени выполняло функции педагогического учебного заведения. В нем под руководством педагогов были подготовлены учителя для малых народных училищ, открытых в 1789 году в городах: Верхотурье, Екатеринбург, Ирбит, Кунгур, Чердынь, Шадринск, в 1794 г. в с. Ильинском, а также для некоторых горных школ, бывших при казенных заводах Пермской губернии.

В городе Перми главное народное училище являлось центром просвещения и культуры. При нем были созданы солидная библиотека и музей. В библиотеке хранились учебные книги и пособия. Для нее приобретали книги по разным отраслям знаний: по истории, географии, ботанике, садоводству, сельскому хозяйству, военному делу, минералогии, коммерции, художественную литературу и т.д. В ней были новейшие издания трудов русских и иностранных авторов, известных писателей и ученых того времени. Гордостью училища и города Перми был музей. Его называли «натуральным», «минеральным» или минералогическим кабинетом или музеем. В него были собраны экспонаты, отражавшие растительный и животный мир Пермского края, и почти 1500 образцов полезных ископаемых Урала и Сибири.

Учителя главного народного училища широко занимались просветительской, научно-краеведческой и литературной деятельностью. Учитель исторических и географических наук Н.С. Попов именно в эти годы написал «Хозяйственное описание Пермской губернии», которое было издано в г. Перми в 1804 году и переиздано в Санкт-Петербурге в 1811 г. Учитель математических наук Я.Т. Мензиховский принял участие в создании вышеуказанного труда Н.С. Попова, а сам в течение службы в училище (с 1802 по 1815 годы) вел метеорологические наблюдения, результаты которых были представлены в Вольное экономическое общество и в Казанский университет.

Государственное  ассигнование народных училищ отсутствовало. Источниками финансирования главного Пермского училища являлись: Пермский приказ общественного призрения, и пожертвования частных лиц: заводовладельцев, купцов, служащих разных заведений. На эти средства приобретали учебники и наглядные пособия, книги для библиотеки, экспонаты для музея; оказывали материальную помощь ученикам из бедных семей и воспитанникам сиротского дома, выдавали жалованье учителям и другим работникам училища. На эти средства для училища был построен новый дом  - каменное здание на Петропавловской улице, которое соответствовало требованиям школьного устава 1786 г. и являлось, по словам современников одним из красивейших зданий города Перми (См. иллюстрацию: Чертеж плана и фасада школы 1808 г.// Терехин А.С. Пермь. Очерк архитектуры. – Пермь, 1980).

Состояние учебной и хозяйственной части училища во многом зависело от расположения к нему городской и губернском администрации, в частности от губернаторов, являвшихся председателями Приказа общественного призрения, и одновременно попечителями народных училищ. Благоустройству Пермского главного народного училища особенно много способствовали пермские губернаторы И.В. Колтовский и К.Ф. Модерах[3].

Т.А. Калинина, кандидат исторических наук


[1] Все даты приведены по старому стилю.
[2] См.: Калинина Т.А. Директор Пермской гимназии Н.С. Попов (XIX в.). Пермь, 2009.
[3] См.: Калинина Т.А. Приказ общественного призрения и развитие народного образования в Пермской губернии (80-е гг. XVIII-начало XIX в)// Историко-культурное наследие городов и заводских поселений Урала. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь. 1995. С.55-69; Она же. Попечитель народных училищ К. Ф. Модерах. //Пермский край: прошлое и настоящее (к 200-летию образования Пермской губернии). Материалы международной научно-практической конференции. Пермь. 1997. С. 61-63.

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв