Пермское главное народное училище

«…открытие главного народного училища в губернском городе Перми 22-го сентября торжественным образом учинено…»

В 1781 году город Пермь стал административным центром учрежденного Пермского наместничества. Город строился. Возникали новые административные учреждения. Появилась потребность в школе.

4 апреля 1783 года Пермский приказ общественного призрения, созданный в результате реализации административной реформы в России в 1775 году, принял решение устроить в Перми училище, набрать в него учеников, найти учителя, выписать для училища необходимые книги. 1 марта 1786 года в школу приехал учитель. С этого времени она начала работать. Именовалась по-разному: «Пермская градская народная школа», «Российская градская Пермская школа», «Малая народная школа» и просто «Малая школа». Учитель, воспитанник Вятской духовной семинарии С. И. Филимонов, обучал в ней грамоте до 29 детей канцелярских работников, людей воинского звания, мастеровых и т. д.

В 80-е годы XVIII века в России проводилась первая школьная реформа. В соответствии с Уставом народным училищам в Российской империи, утвержденным Екатериной II 5 августа 1786 года, в стране стали открываться главные и малые народные училища. Уже 22 сентября в 25 городах страны, в том числе в Перми, были открыты главные народные училища. В Перми открытие училища прошло торжественно, в присутствии пермского губернатора, председателя приказа общественного призрения И. В. Колтовского, других знатных особ, чиновников, представителей купечества, дворянства, при колокольном звоне и пушечной пальбе. Училищу отвели специально построенный для него деревянный дом. С учреждением главного народного училища в Перми появилась первая общеобразовательная четырехклассная школа с пятигодичным сроком обучения (в четвертом классе обучались два года) и достаточно широким учебным планом. Изучаться должны были следующие предметы: арифметика, российская грамматика, русская, всеобщая и математическая география, русская и всеобщая история, основания геометрии, физики, естественной истории, гражданской архитектуры, механики, рисование, черчение, чистописание и иностранный язык.

Обучение детей было добровольным – по желанию родителей или родственников – и бесплатным. Но в обязанности родителей или родственников учеников входило обеспечение их одеждой, питанием, учебными книгами и пособиями.

Главное народное училище было признано населением и почти сразу же «заполнилось учениками разных званий, даже из отдаленных частей губернии». Число учеников ежегодно менялось. В иные годы доходило до 200 человек. Примечательно, что в училище обучались и девочки, хотя их было очень мало. Обучались дети чиновников, приказных, духовенства, купечества, солдат, заводских мастеровых, крепостных служителей помещиков и заводовладельцев Строгановых, Голицыных, Лазаревых, Яковлевых, Шаховских.

В училище была введена современная организация обучения детей, применялись новейшие, прогрессивные приемы и методы преподавания: классно-урочная система обучения, использование новых учебников и наглядных пособий. Преподавали здесь воспитанники известного педагога и методиста XVIII века Ф. И. Янковича, выпускники учительской семинарии: Н. С. Попов, П. А. Назаретский, Г. В. Михайловский, А. И. Хренов, Я. Т. Мензиховский. Это были широко образованные педагоги, добросовестно служившие делу обучения. За учебную часть училища с 1790 по 1796 год отвечал директор народных училищ, губернский прокурор, просвещенный человек своего времени И. И. Панаев.

Сотни молодых людей, получив образование и воспитание в главном народном училище, становились служащими разных государственных учреждений, занимались торговым делом («купеческим промыслом»). Некоторые воспитанники продолжили свое образование в средних, высших и профессиональных учебных заведениях. В этом училище получил образование поэт, педагог, профессор Московского университета, один из учителей российского поэта Лермонтова и некоторых декабристов Алексей Федорович Мерзляков. Главное народное училище в определенной степени выполняло функции педагогического учебного заведения. В нем под руководством педагогов были подготовлены учителя для малых народных училищ, открытых в 1789 году в Верхотурье, Екатеринбурге, Ирбите, Кунгуре, Чердыни, Шадринске, в 1794 году – в селе Ильинском, а также для некоторых горных школ при казенных заводах Пермской губернии. В городе Перми училище являлось центром просвещения и культуры. При нем были созданы солидная библиотека и музей. В библиотеке хранились учебные книги и пособия. Для нее приобретали книги по разным отраслям знаний: по истории, географии, ботанике, садоводству, сельскому хозяйству, военному делу, минералогии, коммерции, – а также художественную литературу. В ней были новейшие издания трудов русских и иностранных авторов, известных писателей и ученых того времени. Гордостью училища и города был музей. Еще его называли «натуральным», «минеральным» или минералогическим кабинетом. Здесь были собраны экспонаты, отражавшие растительный и животный мир Пермского края, и почти 1500 образцов полезных ископаемых Урала и Сибири.

Учителя главного народного училища занимались просветительской, научно-краеведческой и литературной деятельностью. Учитель исторических и географических наук Н. С. Попов именно в эти годы написал «Хозяйственное описание Пермской губернии», которое было издано в Перми (1804) и переиздано в Санкт-Петербурге (1811). Учитель математических наук Я. Т. Мензиховский принял участие в создании вышеуказанного труда Н. С. Попова и сам в течение службы в училище (1802–1815) вел метеорологические наблюдения, результаты которых были представлены в Вольное экономическое общество и в Казанский университет.

Государственное ассигнование отсутствовало. Источниками финансирования главного народного училища являлись средства Пермского приказа общественного призрения да пожертвования частных лиц: заводовладельцев, купцов, служащих разных заведений. На эти средства приобретали учебники и наглядные пособия, книги для библиотеки, экспонаты для музея; оказывали материальную помощь ученикам из бедных семей и воспитанникам сиротского дома; выдавали жалованье учителям и другим работникам училища. На эти же средства для училища был построен новый дом – каменное здание на Петропавловской улице, которое соответствовало требованиям школьного устава 1786 года и являлось, по словам современников, одним из красивейших зданий города Перми (здание уничтожил пожар 1842 года).

Состояние учебной и хозяйственной части училища во многом зависело от расположения к нему городской и губернской администрации, в частности от губернаторов, являвшихся председателями приказа общественного призрения и одновременно попечителями народных училищ. Благоустройству Пермского главного народного училища особенно много способствовали губернаторы И. В. Колтовский и К. Ф. Модерах.

Т. А. Калинина

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв