Полвека с именем Гайдара

Краевому журналистскому конкурсу – 50 лет


В день рождения А. П. Гайдара 22 января 1967 г. в Пермском Доме журналиста был многолюдный вечер, посвященный победителям нового творческого конкурса. Конкурс был учрежден бюро областной журналистской организации 25 июля 1966 г., назван именем Аркадия Гайдара, и вот через полгода объявлялись его первые лауреаты и дипломанты…

Первые лауреаты и дипломанты конкурса им. А.П. Гайдара. Январь 1967. Из архива автора. Публикуется впервые.Идея конкурса возникла на волне интереса общественности к творчеству Гайдара в пермский период его жизни, стремления увековечить имя писателя. В Перми в 1964 г. широко отметили 60-летие со дня рождения: областному Дому журналиста в связи с этим было присвоено имя Аркадия Гайдара, народный театр юного зрителя поставил спектакль-игру Х. Левиной «Гайдар и его команда», на юбилейный вечер приехали московские гости – первая жена писателя Л. Л. Соломянская и журналистка Галина Плеско, чье имя Голиков дал главной героине своего первого «звездинского» рассказа «Угловой дом», подписанного впервые псевдонимом Гайдар. В редакции «Звезды» прошла летучка, посвященная журналистским традициям Гайдара. В следующем, 1965 г. вышла книга старейших пермских журналистов Б. Н. Назаровского и С. М. Гинца «Аркадий Гайдар на Урале». В ней во всей полноте, глубоко анализировалось творчество Аркадия Голикова-Гайдара, с которым авторы в 1925–1926 гг. работали вместе в редакции «Звезды», тогда пермской окружной газеты. Его творческое наследие: 107 фельетонов, 13 рассказов, три новости и один приключенческий роман – оставлено в Перми для новых поколений журналистов – участников конкурса его имени.

Конкурсной комиссии, председателем которой стал редактор «Звезды» Н. Н. Верзилов, а ответственным секретарем – редактор Пермского книжного издательства А. Г. Зебзеева, пришлось немало потрудиться, чтобы из 102 авторов, представивших более 400 работ в разных газетных и радиотелевизионных жанрах, выявить самых достойных соискателей премий. На итоговом заседании жюри 19 января 1967 г., где обсуждались 23 отобранные работы, сразу возникло столкновение мнений. Член жюри Б. Н. Назаровский первым мотивированно предложил принять для окончательного рассмотрения работы двух молодых журналистов – Владимира Михайлюка (документальная повесть «Березовый сок») и Дмитрия Ризова (очерк «Баллада о солдатской каске»), опубликованные в газете «Молодая гвардия». Однако автор острых материалов журналист Михайлюк не пользовался расположением секретаря обкома партии по пропаганде. Это обстоятельство чуть было не повлияло на решение жюри. Его председатель заявил, что поддерживает кандидатуру Ризова, но положительное решение по Михайлюку может вызвать негативную реакцию обкома.

В результате голосования оба автора прошли на соискание премии. Единственную премию, установленную Положением, единодушно присудили С. М. Гинцу и Б. Н. Назаровскому за книгу «Аркадий Гайдар на Урале». Последний посчитал это несправедливым по отношению к талантливой молодежи и убедил жюри дать первую премию Михайлюку. В протоколе записано мнение Назаровского о документальной повести молодого автора: «Это результат добросовестной журналистской работы. Автор сумел изнутри посмотреть на жизнь стройки. Характеры людей намечены».

Назовем лауреатов и дипломантов Первого Гайдаровского конкурса, они заслуживают этого по праву первенства. Вторая премия была присуждена заместителю редактора газеты «Звезда» С. Г. Мухину за публицистические материалы на тему партийной жизни. Это был опытный журналист, в декабре 1968 г. он стал редактором новой городской газеты «Вечерняя Пермь». Режиссер Пермской студии телевидения Л. М. Кощеников был премирован за телефильм «Первый исполнитель» – о лысьвенском рабочем Никандрове, исполнившем роль Ленина в кинофильме, а редактор березовской районной газеты «Сельская новь» В. А. Мешавкин – за проблемные корреспонденции. Впоследствии он много лет редактировал коми-пермяцкую окружную газету.

Третью премию получил Д. Г. Ризов за очерк «Баллада о солдатской каске». По оценке Назаровского, этот очерк – законченная, четкая, лирически насыщенная, правильно нацеленная публицистика. Ныне Д. Г. Ризов – известный пермский писатель. Ответственный секретарь газеты «Звезда» А. М. Высоковский заслужил премию за фельетоны – любимый жанр Гайдара-журналиста. Старейший журналист Прикамья Н. И. Дубилет был отмечен за серию очерков на историко-революционную тему, а член Союза журналистов СССР А. В. Осипов – за книгу «Корчагинцы пяти континентов».

Жизнь и творчество А. В. Осипова заслуживают более детального рассказа. С юности Анатолий преодолевал тяжелый недуг, на 15 лет приковавший его к постели. Твердость духа и несгибаемая воля, которые он проявил, позволили ему получить высшее образование, найти себя в журналистике: он редактировал пединститутскую многотиражку, печатался в других газетах, написал две книги. Книга, за которую он награжден, – это история поисков, встреч с людьми трудной судьбы, но сильных духом, познавших радость борьбы и творчества. Вскоре вышло второе издание этой книги, чтобы удовлетворить огромный спрос на нее.

Дипломами конкурса были награждены 14 журналистов, среди которых были «звездинцы»: И. В. Закиров, А. Г. Никитин, И. В. Баталов; кизеловский журналист Л. А. Брагин; районные газетчики; О. И. Зырянов (Красновишерск), Г. З. Тиунов (Верещагино), Е. А. Юрьева (Кунгур), В. В. Глухов (Чусовой), И. Д. Кожевников (Очер), И. З. Треногин (Краснокамск); корреспонденты областного радио: А. С. Лаврикова, Л. И. Басина, Л. Л. Проворова, Г. Ф. Шихов.

Дипломом был отмечен плодотворный труд главного редактора Пермского книжного издательства А. М. Граевского и молодого редактора А. Г. Зебзеевой. 

Второй Гайдаровский конкурс, по итогам 1967 г., вновь завершился большим творческим вечером в Доме журналиста. Его «изюминкой» стало приветствие новым победителям конкурса от известного биографа Гайдара, московского писателя Бориса Камова. Вот цитата из него: «Пермь – журналистская родина Гайдара, и все, кому дорог Гайдар, знают и ценят, что в Перми не только помнят Гайдара, но и чтут созданные Гайдаром-газетчиком традиции. И лучшее свидетельство тому – присуждение Гайдаровских премий. Я желаю журналистам Прикамья гайдаровской зоркости. Желаю в подходе к сложнейшим явлениям жизни – гайдаровской мудрости. Желаю всем гайдаровской бескомпромиссности и стойкости, ибо, все мы знаем, порою мало тему найти и осмыслить – нужно суметь ее отстоять. Прошу передать мои поздравления новым Гайдаровским лауреатам. Уверен, все они в высшей степени достойны этой высокой журналистской награды. С товарищеским приветом, Борис Камов».

Этим праздником было отмечено и первое десятилетие деятельности Дома журналиста им. Аркадия Гайдара – уникального учреждения культуры, впервые открытого на Урале в нашем городе в 1958 г. Шли годы, и его зал стал тесен для больших собраний. Церемония подведения итогов Гайдаровского конкурса переместилась на лучшие площадки города – в Культурно-деловой центр, в Органный зал, в театральные залы. Единственный в своем роде конкурс рос и развивался, не теряя притягательности для журналистов.

История творческого Гайдаровского конкурса пермских журналистов уникальна. В ней четко прослеживаются два равных по длительности периода – советский и постсоветский. Для первого из них почти четверть века была характерна идеологическая заданность материалов, направленных на рассмотрение жюри. Они должны были отличаться, как было указано в Положении, коммунистической идейностью и отражать претворение в жизнь решений единственной правящей партии – КПСС. Начало 1990-х гг. чуть было не поставило вопрос: быть или не быть конкурсу. В 1992 г. итоги его не подводились из-за финансовых и иных причин. Но здравый смысл и твердая решительная позиция руководства журналистского союза восторжествовали. Конкурс был сохранен и продолжился.  Смена конституционного строя, многопартийность и свобода печати вызвали рост и развитие СМИ. Новые люди, пришедшие в журналистику, нуждались в нем, так как остро встали проблемы повышения уровня квалификации, роста мастерства.

Многие годы конкурс им. А. Гайдара был единственным средством стимулирования творческой активности журналистов края. Менялись его условия, освобождаясь от идеологических установок; зрелищней становилась церемония награждения победителей. Со временем на основе опыта его организации возникла подвижная система журналистских конкурсов – «дочек», учреждаемых общественными объединениями, компаниями и ведомствами, что способствовало обогащению, расширению информационного пространства края общественно значимыми темами, помогало журналистам точнее выбрать приоритеты своей деятельности.

В 1998 г. по инициативе лысьвенских журналистов впервые был проведен фестиваль местной прессы «Журналистская весна», в рамках которого состоялся творческий конкурс. Участниками его были все приглашенные, и редакции, и пермские журналисты. Эти фестивали проводятся каждую весну, они известны в России как успешный опыт неформального журналистского содружества, собирающего широкий круг друзей-единомышленников.

Подведение итогов Гайдаровского конкурса стало центральным событием празднования Дня российской печати в Перми. Среди множества творческих конкурсов Гайдаровский остается главным, не теряя своей престижности среди журналистов Пермского края, потому что победа в нем считается высшей оценкой их достижений в профессиональной журналистике. Все, что создали Гайдаровские лауреаты и дипломанты своим творчеством, вошло в историю пермской журналистики, которую надо сохранять и изучать новым поколениям журналистов как большую духовную ценность.

В. М. Ширинкин,
дипломант конкурса им. А. Гайдара 2004 г.

Вакансии

  • Rambler's Top100