При строительстве дорог необходимо учесть…

К 270-летию со дня рождения
Карла Федоровича Модераха

К.Ф. МодерахО пермском губернаторе времен Екатерины II, Павла I и Александра I Карле Федоровиче Модерахе написано немало. Крупные монографии и публикации как дореволюционных исследователей, так и последних десятилетий посвящены заслугам этого выдающегося человека 35. Именно к ним мы и отсылаем Читателя для детального знакомства с кипучей деятельностью Пермского и Вятского генерал-губернатора. Все они написаны на архивных документах, летописях, записках и воспоминаниях современников 36. В данной же статье хотелось бы остановиться на злободневной теме XXI, XX, XIX и XVIII вв., то есть до приезда и после отъезда Карла Федоровича, – на строительстве дорог в Пермской губернии.

Приехав в губернию и увидев, в каком плачевном состоянии находятся дороги, – а это торговые артерии, питающие рынки Перми местными товарами, – Модерах взялся за составление Правил по содержанию дорог и на оных плотин, мостов и гатей в Пермской губернии 37, с которыми мы и хотим познакомить Читателя.

Документ публикуется впервые, содержание его понятно и человеку, живущему в наши дни. Поясним лишь некоторые слова, с которыми могут возникнуть сложности 38

В последнем пункте Правил, разработанных в 1797 г., Модерах указывает, что приступить к исполнению работ необходимо сразу же после их оглашения и закончить к 1 июля 1798 г. В настоящее время сложно сказать, успели ли строители-крестьяне к назначенной дате, но в 1805 г. Пермскую губернию посетил сенатор граф Головнин, который остался доволен положением дел, в том числе и дорогами. Доложил Императору о своей поездке, и Александр I
наградил Модераха высочайшим рескриптом.

Как мы увидели из Правил, вся тяжесть строительства легла на плечи крестьян Пермской губернии. Строительство велось крестьянами на их же средства. Капиталовложений из казны не было, труд ссыльных не использовался. Д. Д. Смышляев в сборнике статей о Пермской губернии писал: «…эти дороги строились не сверхъестественным путем, а путем огромных затрат народного дарового труда и бесплатно забираемых у природы различных строительных материалов: песка, щебня, дробленных камней…»; «…если ее (дорожную повинность – А. М.) перевести на денежный вольнонаемный расчет, то общая сумма строительства Сибирского тракта на протяжении с Запада на Восток по Пермской губернии будет огромной» 39 .

Какими бы тяжелыми ни были эти годы для населения, но как разработанные Правила, так и само устройство дорог свидетельствуют о глубоких инженерных познаниях Карла Федоровича, о его организаторских способностях.

Правила для содержания дорог. Фрагменты. ГАПК. Ф.65. Оп.4. Д.216. Л.40О модераховских дорогах знала вся Россия начала XIX в. «Дороги Пермской губернии он довел до такого совершенства, что им удивлялись иностранцы, видевшие шоссе Франции и Англии» 40. По плану, намеченному Модерахом, осуществлялась застройка г. Перми в течение всего XIX в. В «Дорожных записках на пути из Тамбовской губернии в Сибирь» Павла Ивановича Мельникова-Печерского есть строки: «Он (город – А. М.) выстроен правильно, можно сказать, правильнее Нью-Йорка: ровные, большие кварталы, прямое и параллельное направление улиц и переулков бросаются в глаза» 41.

Петр Андреевич Вяземский после пребывания в Перми в составе группы сенатора П. А. Обрезкова в дневнике записал: «В 1808 году мы беспрепятственно и покойно катились по этому дорожному полотну» 42.

Правила для содержания дорог. Фрагменты. ГАПК. Ф.65. Оп.4. Д.216. Л.41В воспоминаниях Филиппа Филипповича Вигеля перечислены проделанные виды работ: «Посрыты горы, накатаны, убиты дороги, со спусками для воды в канавы, прорытые по бокам; для предохранения откосов гор от осыпи, укреплены они простыми плетнями во всю их высоту и за них брошены семена разных растений; прорастая сквозь сии плетни, обвивая их и покрывая их цветами, они давали им вид пестрых тканей и занавесок. По ту сторону Перми дороги сии недавно были кончены, а к Кунгуру и за ним уже успели утвердиться» 43 . Исследователь В. Л. Семенов обращает наше внимание на то, что Вигель проезжал по пермским дорогам дважды, по пути в Китай в составе российского посольства графа Ю. А. Головкина и обратно, соответственно, проехал около 1500 верст и лично убедился в их качестве 44.

«Особенно изумлял своей обустроенностью главный тракт – Сибирский, капитально отремонтированный благодаря попечению губернатора в 1800–1811 годах. В пределах Пермской губернии тракт тянулся на протяжении 745 верст, ежегодно по нему проезжало более 200 тысяч человек и перевозилось свыше десяти миллионов пудов различных грузов» 45.

Интересно, что по Высочайшему повелению из Петербурга опыт Модераха пытались перенять и в иных губерниях, но из этого ничего не вышло. Как пишет Вигель, «забыли только, что Модерах делал все исподволь, год за годом, со знанием инженера и с бережливостью немца. В великороссийских же наших губерниях, где всему велят кипеть, построение новых дорог перепортило, истребило только старые, разорило жителей, обогатило надсмотрщиков и губернаторам доставило награды» 46.

«После отъезда Карла Федоровича из губернии, продержавшись без ремонта значительное количество лет, дороги снова пришли в негодность и стали предметом постоянного разбирательства и тяжб местных властей из-за впустую потраченных казенных денег», – отмечают историки 47.

Сегодня одна из главных модераховских дорог – пермский участок Большого Московско-Сибирского тракта (трасса Пермь – Екатеринбург) – прокладывается вновь. Руководство региона, как и во времена Карла Федоровича, одним из главных условий дальнейшего экономического роста Пермского края видит участие последнего в Сибирском торговом транзите и стремится привести главную артерию в надлежащий вид.

А. В. Мохова

_______________

33. Сперанский М. М. Из письма к А. А. Столыпину // Пермский край. Пермь, 1992. С. 93.

34. ГАПК. Ф. р-1625. Оп. 1. Д. 50. Л. 34.

35. Аверина Н. Ф. Пермь в эпоху Модераха: краевед. очерк / Пермь: Кн. изд-во, 2006. 316 с.; Пермские губернаторы: Традиции и современность / под общ. ред. И. К. Кирьянова и В. В. Мухина. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1997. 215 с.; Семенов В. Л. Губернатор К. Ф. Модерах. Пермь: Ред.-изд. отд. ПГПУ, 2006. 166 с.; Черенев Б. А. К сему имею честь: [маленькие эссе из большой жизни перм. губернатора К. Модераха] / Пермь: Арабеск, 1993. 80 с. (Именитые граждане Перми. Вып. 2); Пермские губернаторы: Традиции и современность / под общ. ред. И. К. Кирьянова и В. В. Мухина. Пермь: Изд-во
Перм. ун-та, 1997. 215 с.

36. Речь идет о летописях Ф. А. Прядильщикова, А. А. Дмитриева, В. С. Верхоланцева, записках и воспоминаниях Ф. Ф. Вигеля, П. И. Мельникова-Печерского и П. А. Вяземского.

37. ГАПК. Ф. 65. Оп. 4. Д. 216. Л. 40–41 об.

38. Верста – русская единица измерения расстояния, равная нынешним 1066,8 м; гать – бревенчатый настил через трясину, уложенный поперек движения; грант – крупный чистый песок; десятский – выборное должностное лицо из крестьян (обычно от каждых десяти дворов), помощник сотского; дирекциональные линии – прямые линии; дюйм – единица измерения расстояния и длины, равная 2,54 см; надолбы – врытые в землю рядами в определенном порядке деревянные столбы, применяемые в качестве инженерного заграждения фортификационного типа; ряж – деревянный сруб, погружаемый в грунт и заполняемый обыкновенно сухой, вязкой, жирной глиной или булыжником, применяемый для устройства основания плотин, набережных и мостовых опор; сажень – единица измерения расстояния, равная 2,16 м; сотский – выборное (обычно от 100 дворов) должностное лицо от городского посадского населения, крестьян для выполнения общественных, а также полицейских обязанностей; столбовая дорога – большая проезжая (главная) дорога с верстовыми столбами; фашина – связка прутьев, пучок хвороста, перевязанный скрученными прутьями (вицами), веревками или проволокой, применявшиеся для укрепления высоких насыпей и откосов у поверхности воды; фут – единица измерения длины, равная 0,3048 м; чекмарь – дубина, топор, колотушка.

39. Смышляев Дмитрий Дмитриевич (22.02.1828 – 15.11.1893) – российский земский деятель, краевед и историк Пермского края / Семенов В. Л. Губернатор К. Ф. Модерах. Пермь: Ред.-изд. отд. ПГПУ, 2006. С. 57.

40. Календарь Пермской губернии на 1884 год. Пермь, 1883. Отд. II. С. 3–6.

41. Мельников-Печерский Павел Иванович (25.10.1818 – 01.02.1883) – русский писатель, этнограф-беллетрист / Мельников-Печерский П. И. Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь // http://e-libra.ru/read/201996-dorozhnye-zapiski-na-puti-iz-tambovskoj-gubernii-v-ibir.html

42. Вяземский Петр Андреевич (12.07.1792 – 10.11.1878) – русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель / Вяземский П. А. Старая записная книжка 1813–1877. М.: Захаров, 2003. С. 401.

43. Вигель Филипп Филиппович (12.11.1786 – 20.03.1856) – один из самых знаменитых русских мемуаристов, член Арзамасского кружка / Вигель Ф. Ф. Записки / ред. И. В. Захаров; худож. А. В. Кокорекин. М.: Захаров, 2000. С. 148.

44. Семенов В. Л. Губернатор К. Ф. Модерах. Пермь: Ред.-изд. отд. ПГПУ, 2006. С. 55.

45. Аверина Н. Ф. Пермь в эпоху Модераха: краевед. очерк. Пермь: Кн. изд-во, 2006. С. 247.

46. Вигель Ф. Ф. Записки / ред. И. В. Захаров; худож. А. В. Кокорекин. М.: Захаров, 2000, С. 397.

47. Аверина Н. Ф. Пермь в эпоху Модераха: краевед. очерк. Пермь: Кн. изд-во, 2006. С. 74–75.

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв