С мастерством и фантазией…

К 70-летию Р. Б. Исмагилова

Равиль Барилович Исмагилов – известный в Пермском крае художник. В пермском искусстве он утвердился еще в 1970-е годы. Окончив Мухинское училище в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) как прикладник, он мощно заявил о себе в разных видах искусства. Мир, который создал Исмагилов, поражает душевной открытостью, необыкновенной свежестью и энергией образов. Творчество Исмагилова, при всей строгости построений и форм, можно назвать романтичным. Он – один из первых романтиков 1970-х годов, вышедших из «сурового стиля». Исмагилов романтичен в своих многокрасочных витражах и виртуозных композициях из стекла, он неподражаем в изделиях из металла и в сложной керамической пластике. Стремление к глубокому постижению мира привело Равиля к станковой живописи, в которой он успешно творит в последнее время.

Будущий художник родился 28 октября 1940 года в Перми в семье железнодорожника, который очень любил рисовать, резать по дереву, фотографировать и даже писал масляными красками, в основном копии с картин передвижников. Равиль тоже начинал с копий, особенно любил Виктора Васнецова, скопировал все его картины. А писать начал еще в детском саду, пятилетним мальчиком постигая азы акварельной живописи.

Первые шаги в большое искусство он сделал в изостудии А. М. Демина при Пермской художественной галерее, которую и сегодня посещает с искренним удовольствием. Позднее Равиль поступил в Казанское художественное училище. «Казань,– говорит Р. Б. Исмагилов,– это город, с которым у меня связаны первые шаги в искусстве. Здесь я впервые услышал об импрессионизме, познакомился с искусством величайшего рисовальщика Николая Фешина. В Казани мой дядя познакомил меня со знаменитым скульптором Урманче, я даже позировал ему. Бывал я в гостях у вернувшегося из заключения поэта Хасана Туфана. В Казанском художественном училище нам преподавала рисунок Татьяна Андреевна Зуева, она жива до сих пор…». Училище осталось незаконченным из-за службы в армии, а потом уже не захотелось туда возвращаться. Равиль поехал поступать в знаменитую «Муху» (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной). Окончив Мухинское училище, в 1972 году он вернулся в родной город…

Начав с создания интерьеров, Равиль овладел многими материалами и техниками – раньше все приходилось делать собственными руками. Он создал блестящие дизайнерские проекты в пивбаре «Уральские зори», в ресторанах «Галактика» и «Вечерняя Гайва», в молодежном спортивном комплексе «Орленок». Из других работ «живы» интерьеры в гостинице «Урал», Дворце спорта «Орленок», Дворце пионеров… Повсюду художник стремился воплотить какой-то один, яркий и необычный образ. Стремление к синтезу искусств было заложено, по-видимому, в самой природе его таланта и темперамента. К сожалению, дизайнерские проекты на сегодня не сохранились, здания претерпели перестройку, ушло наполнение интерьеров…

Сегодня для интерьеров исторических зданий Равиль создает рельефные портреты выдающихся деятелей Пермского края. У художника сложилась целая сюита ярких портретных образов, среди них портреты основателя Перми В. Н. Татищева, первого губернатора К. Ф. Модераха, знаменитого доктора Ф. Х. Граля, пароходчиков Н. В. Мешкова и братьев Каменских, И. И. Любимова, деятелей культуры – С. П. Дягилева, А. П. Гайдара, В. П. Астафьева и других. Многие из этих рельефов отлиты в бронзе и «привязаны» к конкретному интерьеру. Художник говорит, что очень любит скульптуру, чувствует ее пластику и фактуру, но всегда рассматривает ее в интерьере, в окружающей человека среде. Активно используется в пластике цвет и материала, и росписи, часто немногословной, но расположенной в конструктивнозначимых точках. Обычно цвет не играет в композициях самостоятельной роли, но часто усиливает и подчеркивает выразительность пластических форм.

В ранний период творчества Равиль Исмагилов много рисовал карандашом, углем и сангиной. Его работы структурны, аналитичны и всегда предельно естественны. Художник работает большими пятнами света и тени, создает крупную плавную форму, использует мягкую пластичную линию – его графика удивительно живописна. Необыкновенно красив и значителен «Портрет матери», небольшой по размеру, но про-
никнутый поистине монументальным величием. Станковая линогравюра в свое время очень увлекала молодого художника. Одна из графических работ Исмагилова, многофигурная композиция со шрифтом, стала официальной эмблемой ЛВХПУ имени В. И. Мухиной и около 20 лет украшала интерьеры училища…

К станковому искусству Равиль обратился после судьбоносной встречи с кинорежиссером Михаилом Заплатиным, который снимал фильм о Русском Севере. Вместе они путешествовали по Приполярному Уралу, Тиманской тундре, острову Колгуев. Северный цикл пейзажей Исмагилова, написанных темперой, поражает свежестью и остротой восприятия, строгим лаконизмом и монументальностью композиций. Собрав богатый натурный материал, художник продемонстрировал блестящее умение работать с натурой, воспринимать самые тонкие оттенки в природе. Этот материал имеет огромную ценность.

Удивительно живописны работы тех лет. Среди них портрет Михаила Заплатина – строгий, точный, реалистичный по языку, масштабный по композиционному построению. Холодноватая серо-синяя гамма родственна природе Крайнего Севера. Безусловно, поражает крупноплановый, мощный и величавый портрет молодой жены Дамиры, а также композиционный портрет писателя М. Голубкова. Невозможно забыть и глубокие, серьезные автопортреты, в которых художник размышляет о судьбе человека-деятеля, человека-творца.

Тогда же, на Севере, художник написал несколько натюрмортов. Особенно впечатляет работа «За тех, кто в море…». В ней автор объединил сразу несколько пространственных зон, написав открывающийся за окном далекий морской пейзаж, насыщенный синевой. А в темном интерьере – простой натюрморт, увиденный сверху, словно опрокинутый на зрителя. На нем изображены стопка, селедка и лук – яркие и четкие предметы, словно изъятые из воздушной среды. Впоследствии натюрморты Равиля станут оптимистичнее. Он замечательно пишет цветы, предпочитая из этого многообразия самые простые – васильки и ромашки. С натюрмортами художник любит работать в августе, пленяющем многоцветьем красок.

Главная тема лета – натюрморты с цветами, причем каждая форма находит у автора адекватное воплощение. Цветы часто дополняются другими предметами, например фруктами, драпировками, вазами, порой не менее красивыми и выразительными, чем самый роскошный букет. Подчас натюрморты объединяются с интерьером или пейзажем, обретая новую пространственность, остроту бытия…

Стремление к глубокому осмыслению мира привело Равиля к пейзажу, в котором он успешно работает в последние годы. Пожалуй, именно пейзаж можно назвать самым излюбленным жанром художника. Равиль Барилович бывал в разных краях – от Таллинна до Байкала, от острова Колгуева до Самарканда. Много работал в окрестностях Петербурга, писал этюды в средней полосе России, в Поволжье и на Кавказе. Он побывал в Грузии, Польше и Сингапуре. Но неизменно возвращался к родной прикамской природе. «Наша – лучше, больше душу греет»,– объясняет художник.

Уральская природа всегда необычайно красива, в разное время и в разных условиях. Суровая, могучая, великолепная, она дает неисчерпаемый материал для индивидуального творчества. В каждой работе, написанной в городе или деревне, есть свой мотив, свое настроение. Яркая цветоносность, необычность светотеневых построений делают работы художника оригинальными и запоминающимися. Равиль одинаково чуток к природе города и села, но особенно красив у него архитектурный пейзаж, где соединяются строгость мышления и трепетность чувства. Исмагилов точно выстраивает каждую композицию. Архитектура органично входит в пейзаж, насыщая его емкое, подвижное, удивительно изменчивое пространство.

Образ современного города всегда получает у автора сугубо индивидуальное толкование: художник выражает собственное отношение к городу, глубоко личное чувство. Кто-то славит прогресс и любуется новыми зданиями, с невероятной скоростью меняющимся ландшафтом, но Равилю по-прежнему нравятся старые уютные дворики, городские окраины, архитектурные раритеты. В наше «кризисное» время все меньшие средства уделяются восстановлению старых зданий, все чаще уходят в небытие кварталы и улицы деревянных домов. У художника возникает чувство тоски по прошлому. К невероятно нежным и поэтичным относятся пейзажи, посвященные пермской старине или какому-то конкретному архитектурному памятнику, вызывающему легкую грусть по былому. Работы последних лет придают городскому пейзажу новое дыхание и новое осмысление. Таков «Город моего детства» – зачарованный нежным утренним светом, мерцанием свежего пушистого снега…

Все чаще художник обращается к пейзажной живописи импрессионистов. Нет, он не растворяет предметные формы в пространстве, но создает такой же светлый, ясный, живой образ природы («Река Бабка», «Весна в Шерье», «Воскресение»). Иногда Исмагилов использует технику пуантилизма. Пишет небольшим точечным мазком, который позволяет «остановить» форму на плоскости, максимально высветлить палитру,
подчеркнуть единство и гармонию мира.

Новые работы Равиля в декоративно-прикладном искусстве, как и раньше, поражают необычностью приемов и форм, красотой фактуры и цвета. Чаще всего Равиль делает полихромный витраж, воплощая в стекле вечные темы искусства, природы и творчества. Эти работы пользуются большим спросом и вниманием публики. Цветные композиции из стекла особенно удачно украшают интерьеры новых особняков и дачных коттеджей. Волшебно горящие витражи снова и снова чаруют совершенным мастерством и бескрайней фантазией.

На пермских выставках всегда выделяются работы Равиля: портреты современников, пейзажи Перми и Русского Севера, яркие многоцветные натюрморты, эффектные витражи или керамическая скульптура, инсталляции из металла или изделия из стекла. Прекрасное чувство материала, искрометная фантазия и высокое мастерство присущи всем композициям Равиля Бариловича.

Множество наград и дипломов, полученных Р. Б. Исмагиловым в последнее время, подтверждают общественное признание его творческих достижений. Особое внимание хочется обратить на медаль, полученную к 70-летию Пермской организации Союза художников России (СХР). Интересно, что 70-летие организации совпало с юбилеем Равиля Бариловича. В этом есть определенный смысл: Равиль уже несколько лет является председателем Пермской организации СХР, достойно выполняя возложенные на него обязанности и решая нелегкие проблемы «переходного» времени.

Р. Б. Исмагилов многое делает для роста Союза, для пополнения его рядов новыми мастерами. Он и сам преподавал в Уральском филиале Российской академии живописи, ваяния и зодчества, возглавляя кафедру декоративно-прикладного искусства. Один из его воспитанников, сын Рустам, успешно работает как скульптор, прикладник и живописец. Рустам – признанный мастер скульптур из металлолома, воскрешающих образы пермского звериного стиля, уральского фольклора, сценок из современной жизни. В области декоративно-прикладного искусства работает и старшая дочь Равиля Бариловича – Эльвира Нерлова, предпочитающая роспись по батику. Многие ученики Исмагилова сегодня являются ведущими художниками Перми, некоторые работают в других городах, но о пермской школе не забывает никто…

Творческий багаж Исмагилова-старшего состоит из нескольких сотен произведений скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Его работы не раз демонстрировались на выставках Перми и Пермского края, в других регионах России. В разнообразных художественных выставках художник участвует на протяжении 40 лет. Многие работы Р. Б. Исмагилова находятся в коллекциях художественных музеев и в частных коллекциях – в России, Бельгии, Германии, Израиле, Италии, США, Турции, Финляндии, Японии и в других странах.

О. М. Власова

^Наверх

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв