Сергей Павлович Дягилев

…Вспомните о нас, «малых сих», для которых
вопрос русских культурных побед есть вопрос жизни.
Из письма С. П. Дягилева Н. А. Римскому-Корсакову. 11 июня 1907 г.


С.П. Дягилев31 марта 2017 г. исполняется 145 лет со дня рождения Сергея Павловича Дягилева, который вошел в историю мировой культуры как яркий деятель русского Серебряного века, организатор художественных выставок в России и Европе, реформатор театра.

Родился будущий великий импресарио в семье потомственного дворянина, кавалергарда Павла Павловича Дягилева (1848–1914) и его супруги, дочери надворного советника Евгении Николаевны Евреиновой (1848–1872) в Селищах Новгородской губернии. Евгения Николаевна умерла спустя два месяца после рождения сына, и воспитывала мальчика с любовью вторая жена Павла Павловича Елена Валерьяновна Панаева (1852–1919), вошедшая в семью Дягилевых в 1874 г. и ставшая для Сергея навсегда родным и близким человеком. В 1875 г. в семье Дягилевых родился сын Валентин, а три года спустя еще один сын – Юрий.

Детские и юношеские годы Сергей Дягилев провел в Перми. Здесь, на углу улиц Сибирской и Большой Ямской, у его деда, уроженца Перми, Павла Дмитриевича Дягилева (1808–1883) был особняк, о котором современники говорили как об одном из самых блестящих и культурных домов в Перми, настоящих «пермских Афинах». По воспоминаниям Елены Валерьяновны, в доме была «редкая мебель, картины, драгоценные фарфоры, элегантные экипажи». Существовала большая библиотека, состоявшая из русских, зарубежных изданий, книг по искусству и постоянно пополнявшаяся. Особой любовью в семье пользовались сочинения Пушкина, Гоголя, Тургенева и Л. Толстого.

Отец Сергея, полковник, служил в Перми воинским начальником и командиром Пермского батальона; мачеха занималась общественной деятельностью, состояла в Пермском дамском попечительстве о бедных, в Попечительском совете Мариинской женской гимназии, принимала участие в благотворительных концертах.

Учился Сергей Дягилев в Пермской мужской классической гимназии, куда поступил сразу во второй класс после успешно сданных экзаменов. Блестящим учеником, судя по выпускному аттестату, Сергей не стал. Тем не менее один из его одноклассников, Осип Васильев, отмечал: «Не по летам и несоответственно с классом он был образован и развит. Он знал о вещах, о которых мы <…> понятия не имели: о русской и иностранной литературе, о театре, музыке. Он свободно и хорошо говорил по-французски и по-немецки, музицировал».

С.П. Дягилев. В. Серов. 1904В Перми Сергей Дягилев получил хорошее музыкальное образование, сначала в кругу семьи под руководством мачехи, затем преподавателя гимназии, члена Пермского музыкального кружка Э. Э. Деннемарка и, наконец, на частных уроках музыки и пения итальянца Э. Кабеллы – владельца первой в городе музыкальной школы, открытой в 1886 г. В музыкальном воспитании и образовании Сергея участвовал его дядя Иван Павлович Дягилев (1838–1906), юрист, земский деятель, основатель Пермского музыкального кружка, а также его тетушки с обеих сторон – обожавшая племянника старшая сестра отца Анна Павловна Философова (1837–1912), известная деятельница международного женского движения, и младшая сестра мачехи Александра Валерьяновна Карцова (1853–1941), певица, ученица Полины Виардо.

В деятельности музыкального кружка активнейшее участие принимал Павел Павлович Дягилев, обладавший хорошими способностями организатора, капельмейстера и вокалиста. Музыканты кружка были украшением «музыкальных четвергов» в гостиной дягилевского дома.

Уроки музыки не прошли даром, и в пятнадцатилетнем возрасте гимназист Сергей Дягилев попробовал себя на поприще композиторской деятельности. К годовщине бракосочетания отца и Елены Валерьяновны он написал романс на стихи А. К. Толстого «Ты помнишь ли, Мария?», с успехом представленный семье 14 октября 1887 г. Это произведение ежегодно открывает Дни культуры, посвященные дню рождения импресарио, которые проходят в последнюю декаду марта в концертном зале бывшего особняка Дягилевых, а сейчас – гимназии им. С. П. Дягилева, образующей единый комплекс с мемориальным музеем «Дом Дягилева».

Весной 1887 г. в Пермском городском театре прошли «Русские исторические концерты с живыми картинами», организованные Дягилевыми, с участием членов семьи и Пермского музыкального кружка и по достоинству оцененные публикой. Идею подобного представления Сергей Дягилев ярко реализует спустя 20 лет в Париже.

Особый уголок в сердце нескольких поколений Дягилевых всегда занимало место на юге Пермской губернии, именуемое Бикбардой, где были усадьба с беседкой, каменная церковь Рождества Богородицы, винокуренный завод. Бикбарду Павел Дмитриевич Дягилев унаследовал от своих родителей и значительно модернизировал хозяйство.

Именно здесь на сцене домашнего театра в представлении по сказкам Шарля Перро состоялся театральный дебют четырехлетнего Сережи Дягилева, впервые приехавшего в гости к деду. Здесь же семья Павла Павловича прожила первый год после своего переезда из Петербурга в Пермскую губернию.

На Пермской земле пробуждается интерес Сергея Дягилева к музыке, которую он страстно полюбил. Здесь же он получил первые театральные впечатления, являясь не только свидетелем, но и участником концертно-музыкальной жизни города. Из атмосферы дягилевской семьи и пермского дома он вобрал в себя все художественные навыки и духовные основы, необходимые для будущей деятельности. И, наконец, в Перми он формировался как личность, яркая и неординарная.

Побывавший в 2002 г. в Доме Дягилевых (мемориальном музее) журналист Петр Вайль, на тот момент главный редактор радиостанции «Радио Свобода», писал: «Огромное спасибо за Дягилева: тут-то особенно ясно, что Европа начинается в Перми».

10 февраля 1890 г. газета «Пермские губернские ведомости» опубликовала небольшую заметку о состоявшемся в актовом зале Мариинской женской гимназии литературно-музыкальном вечере, на котором гимназист Сергей Дягилев вместе с оркестром исполнил первую часть фортепианного концерта Р. Шумана и выступил аккомпаниатором в Заздравном хоре из оперы А. Даргомыжского «Русалка». Исследователи жизни импресарио называют эту публикацию первым упоминанием в российской печати имени Сергея Дягилева.

После окончания гимназии в 1890 г. Дягилев уехал в Петербург и стал студентом юридического факультета Петербургского университета. В период студенчества он ездит в Европу, знакомится с музеями, посещает выставки, мастерские художников Франции, Италии, Англии, Германии, Голландии, Бельгии. 

Уже на следующий год после выпуска из университета организует в Петербурге выставку английских и немецких акварелистов, а в 1898 г. становится редактором нового журнала «Мир искусства». Под эгидой журнала состоялось несколько выставок в России и в Европе, которая впервые знакомится с русским искусством.

Началом «Русских сезонов» в Париже Дягилев считал организованную там в 1906 г. выставку «Два века русской живописи и скульптуры», на которой было представлено 750 произведений более ста художников.

С 1907 г. он инициировал ежегодные выступления за рубежом представителей русского искусства: в 1907 г. это были «Исторические русские концерты», в которых выступали Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Глазунов, Ф. Шаляпин; в 1908 г. – сезоны русской оперы; в 1909 г. – первые оперно-балетные выступления. Принять участие в гастролях балета Дягилев пригласил ярких русских танцовщиков: А. Павлову, М. Фокина, В. Нижинского, Т. Карса-
вину. С этой труппой он выезжал в Лондон, Париж, Рим, города Америки. Выступления явились триумфом русского балетного искусства и способствовали развитию, иногда возрождению, балетных театров в странах, не имевших ранее своего балета или утративших традиции (Англия, США, Латинская Америка). В 1911 г. Дягилев основал постоянную балетную труппу «Русские балеты Сергея Дягилева», которая успешно гастролировала в разных городах Европы и Америки вплоть до его смерти.

Скончался Сергей Павлович Дягилев в возрасте 57 лет 19 августа 1929 г. в Венеции и был похоронен на кладбище острова Сан-Микеле.


…Так смолкают оркестры. Город сродни попытке
воздуха удержать ноту от тишины,
и дворцы стоят, как сдвинутые пюпитры,
плохо освещены.
Только фальцет звезды меж телеграфных линий –
там, где глубоким сном спит гражданин Перми.
Но вода аплодирует, и набережная – как иней, осевший
на до-ре-ми…

И. Бродский. Венецианские строфы (1). 1982 г. 

Е. Е. Боброва

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв