Почетный гражданин Перми

СЛЫШАТЬ ВРЕМЯ

За большие успехи в коммунистическом воспитании молодежи и активную общественную работу присвоить звание «Почетный гражданин города Перми» Ждановой Наталье Михайловне (Из решения горисполкома от 13 ноября 1980 года).

Утром в час «пик» добраться до Балатово не так-то просто. Наталья Михайловна стояла на остановке и нервничала: автобусы переполнены, нет свободного такси. Вот уже до начала урока остается всего двадцать пять минут. Надеяться можно разве только на чудо.

И вдруг это чудо свершилось. Оно явилось перед ней в образе лихого шофера «газика», который тоже куда-то спешил. Но вдруг «газик» остановился, как вкопанный, дверца его приоткрылась:

- Наталья Михайловна, садитесь, пожалуйста!

Она села не раздумывая.

- В школу спешите? – вежливо спросил шофер и пустил машину вперед.

Улицы города нередко преподносят Наталье Михайловне Ждановой, директору школы № 21, неожиданные встречи с ее бывшими учениками. Сколько их было за двадцать пять лет ее работы в школе? Она, конечно, догадывалась, что и этот шофер – тоже один из них. Но кто, никак не могла вспомнить.

- Да Леня я, - чувствуя ее затруднение, шофер назвал свою фамилию. – Что, не узнали? Это понятно. Изменился. Уходил после десятого в армию, плечи узкие были, а теперь – во!

И он не без гордости повел широченными плечами.

А Наталья Михайловна уже видела перед собой не солидного мужчину, сидящего за рулем, а мальчишку со смешно торчащими ушами. Нелегкий был характер у этого Лени, что и говорить. А еще трудней, пожалуй, была его родительница, женщина, склонная к алкоголизму, порой напрочь забывавшая свои материнские обязанности.

Как бы читая мысли директора школы, шофер продолжал:

- Да, Наталья Михайловна, пришлось вам со мной повозиться. Между прочим, если бы не вы, вряд ли дотянул до аттестата. Неблагодарная у вас, на мой взгляд, работа – всю жизнь с нашим братом возиться.

«Дорогой мой, - думала Наталья Михайловна, - знал бы ты, что нет для меня более высокой благодарности, чем слушать сейчас твои слова».

Когда выдается свободная минута, Наталья Михайловна любит перелистывать альбомы с фотографиями своих выпускников. Много этих альбомов накопилось. И почти о каждом, кто изображен на снимке, она может сказать что-то особенное. Вот Геннадий Гаршенок, теперь он – инженер. Валерий Кашенков стал мастером. А вот три подружки Танюшки - Тюлькина, Царегородцева и Шаврина – первые экскурсоводы школьного музея В.И. Ленина. Одна из Танюшек стала директором телевидения, другая – инженером, третья – учителем.

Вообще очень многие из выпускников школы посвятили свою жизнь воспитанию детей. Может, в этом сказалось то, что в шестидесятые годы, когда вводилась политехнизация школ, в двадцать первой открыли классы подготовки вожатых. Такие классы были созданы еще только в одной из школ Ленинграда. И все, больше нигде. Дело совершенно новое, опыта перенять не у кого. Но у Натальи Михайловны такой характер: если взялась за что-то, не оставит на полпути.

Помогла и то, что в молодости она работала инструктором райкома комсомола в школьном отделе и очень хорошо знала, чему надо учить пионерского вожатого. А преодолевать трудности лучше всего научили Наталью Михайловну годы войны, которые она провела на партийной работе.

Всего двадцать первая подготовила почти четыреста вожаков пионерии! Многие из них стали со временем учителями. Но некоторые до сих пор работают вожатыми, считая свою профессию самой лучшей на свете.

Наталью Михайловну мобилизовал в педагогику комсомол. Мобилизовал в самом полном смысле этого слова: она мечтала учиться на врача, а ей не дали направление в педучилище, сказав: «Так надо». И оказалось, что педагогика – ее настоящее призвание. Видимо, тот, кто давал юной Наташе направление, увидел это в ней раньше, чем она сама.

И сейчас Наталья Михайловна любит школу всей душой, хотя любовь эта не мешает (а может быть, наоборот, помогает?) видеть ей недостатки, которые еще существуют в организации школьного дела. Она осторожно встречает всякие нововведения, чутко отличает то, что действительно рождено жизнью, от того, что просто навеяно модой. Главное в школьном процессе, считает отличник просвещения РСФСР Н.М. Жданова, - педагог, его мастерство, гражданская позиция, нравственная высота. Это никакими техническими средствами обучения не заменишь, они – лишь приложение к учителю. Хотя приложение необходимое, особенно сегодня. Поэтому немало сил положила директор, чтобы внедрить во вверенной ей школе кабинетную систему со всем, что необходимо иметь в кабинетах.

Во всех своих делах Наталья Михайловна опирается на педколлектив, действующий в целом четко и слаженно. А первый ее помощник – завуч Григорий Иванович Уткин, проработавший на этой должности уже двадцать шесть лет и досконально знающий школьное дело.

Мне довелось побывать на одном из уроков истории в девятом классе. Речь шла об октябрьском (1980 г.) Пленуме ЦК КПСС. Говорила Наталья Михайловна о том, что дала народу десятая пятилетка, и о недостатках, которые встречаются иногда в нашей жизни. И конечно, о том, что намереваются предпринять партия и правительство, чтобы устранить еще имеющиеся в нашей жизни недостатки. Школьники не просто внимательно слушали, а то и дело включались в разговор, дополняя своими примерами рассказ учителя. Уверена, этот урок был для ребят не только познавательным. Он учил их по-хозяйски относиться ко всему, что происходит вокруг, учил наблюдать, анализировать окружающее, делать выводы. Одним словом, воспитывал в них активную жизненную позицию.

…Перемена. За дверями директорского кабинета плещутся ребячьи голоса.

- Скажите, Наталья Михайловна, - спрашиваю у Ждановой, - каких школьников сложнее воспитывать: нынешних или тех, что учились у вас лет двадцать назад?

- Двадцать лет назад с теми, кто не хотел учиться, школа могла просто расстаться. Сейчас важная государственная задача – дать среднее образование всем. Значит, надо каждого из ребят воспитать так, чтобы он после восьмого класса, если даже не останется в школе, продолжал бы учиться дальше – в профтехучилище или техникуме, а вернее, чтобы тяга к знаниям сопутствовала бы ему всю жизнь. Такого требование времени. И это, конечно, сложнее.

Да, это, несомненно, сложнее. Но можно быть уверенным: ветеран педагогического труда, коммунист с более чем сорокалетним стажем, Наталья Михайловна Жданова все сделает для того, чтобы школа, которой она руководит, могла успешно выполнять эту государственную задачу.

И. ДМИТРИЕВА

Фото И. ШУСТЕРА

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв