ПЕРМСКАЯ CINEMA, CINEMA – БЕЗ ТЕБЯ Я БЕЗ УМА [1]

2016 год объявлен Указом Президента России годом российского кино. В этом году исполняется 120 лет со дня первого кинопоказа в нашей стране и в Перми.

Самым крупным из исследователей истории пермского кино являлась краевед Елена Александровна Спешилова, обратимся к ее публикациям и исследованиям других авторов.

28 декабря 1895 года в Париже на бульваре Капуцинов состоялись первые киносеансы синематографа братьев Люмьер. В России об этом  событии впервые прочитали в газете  «Новое время» в январе 1896 года, а в мае того же года в Петербурге в здании опереточного театра «Аквариум» состоялось открытие летнего сезона синематографа. Тогда же москвичи смотрели живые картинки Луи Люмьера.

А Пермь? Пермь всегда шагала в ногу со своим временем, а иногда и опережала его!

В 1896 году в деревянном здании В.М. Михайловой, на углу улиц Большая Ямская и Кунгурская (ныне Пушкина и Комсомольский проспект) жители Перми познакомились с чудом века «Великим немым». Электротеатр (еще не утвердилось понятие «кинотеатр»)  получил название «Одеон». Дом Михайловой в 1907 году снесли для строительства здания Кирилло-Мефодиевского училища [2]. На смену закрывшемуся «Одеону» был открыт «Иллюзион» Павлова на ул. Екатеринбургской, 72, который вскоре был закрыт, так как не выдержал конкуренции вновь отрывающихся, более комфортных театров.

В 1907 – 1913 годы  в Перми открываются электротеатры, иллюзионы и даже летние балаганы на рынках для показа живых картин. В городскую думу подаются заявки для получения разрешения на их открытие. Архитекторы и члены городской думы давали эти разрешения с условием: чтобы ширина входных дверей была не менее двух аршин (полтора метра); пол и потолок аппаратной должны быть сделаны из несгораемого материала [3].

«Пермские губернские ведомости» от 4 января 1907 г. писали об открытии синематографических театров по образцу западноевропейских городов, например, «Театра Парижского Биоскопа» французского инженера Д`Аго в  доме А.В. Синакевича на втором этаже (угол Сибирской, 23 и Кирова, 62 – школа № 21). Из той же газеты узнаем о репертуаре: «Громадный репертуар на этой неделе, новая разнообразная программа. Особенно замечательны следующие новинки: «Братец в капусте», «Морские купания», «Руки вверх», «Современный разбой», «Дуэль после бала» (драматические сцены в пяти действиях)» [4]. С 1914 года выходят на экраны фильмы с участием российской актрисы Веры Холодной и голливудские фильмы с любимым Чарли Чаплиным – великими актерами, любимыми и почитаемыми на протяжении более века.

Приведем биографические справки о героях немого кино.

Сэр Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин (16 апреля 1889 — 25 декабря 1977) — американский и английский киноактёр, сценарист, композитор и кинорежиссёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяжки Чарли, появившегося в короткометражных комедиях, поставленных на поток в 1910-е годы. Чаплин активно использовал приёмы пантомимы и буффонады, хотя, начиная с 1920-х годов, в его творчестве стали проходить значительно более серьёзные социальные темы, чем это было в раннем периоде короткометражного кино. Начиная с апреля 1914 года Чаплин стал выступать в качестве режиссёра и автора сценария большинства фильмов с собственным участием, с 1916 года он также продюсировал фильмы, а с 1918 — писал музыку. Карьера 1914-1967. Награды «Оскар» 1929, 1972, 1973 [5].

Вера Васильевна Холодная (урождённая Левченко; 5 августа 1893, Полтава, Российская империя — 16 февраля 1919, Одесса, белый Юг России) — российская киноактриса немого кино. За сравнительно недолгий период кинокарьеры, начавшийся в 1914 году и продолжавшийся вплоть до самой смерти актрисы в 1919 году, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени — она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала XX века. Холодная снималась у таких режиссёров, как Евгений Бауэр и Пётр Чардынин; её партнёрами в кино были Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич. Популярность Холодной не угасала во время революционных событий 1917 года и в годы Гражданской войны. Смерть актрисы в Одессе в 1919 году, по официальной причине наступившая из-за гриппа-«испанки», стала поводом для многочисленных слухов и породила целый ряд легенд на этот счёт [6].

Не будем описывать историю каждого кинотеатра, но уделим внимание некоторым из них.

В 1909 г. на усадьбе купчихи Шаниной, ул. Кунгурская (Комсомольский проспект), 11 было построено каменное здание для синематографа, которому перешло название «Модерн», закрывшегося электротеатра в доме Баранова на ул. Петропавловской (Коммунистической). Владелец театра Александр Григорьевич Розенталь, объявил публике, что у него говорящий синематограф. За экраном люди читали текст. Обман удавался довольно долгое время. Одно время электротеатр был закрыт. В 1917 г. он открылся вновь под названием «Мираж» и с таким названием он просуществовал до 1924 г. В 1925 г. после капитального ремонта кинотеатр получил последнее свое название «Красная звезда» [7]. Пока фильмы были немыми, они шли в сопровождении или струнного оркестра, или скрипки, или пианино. Исполнителей музыки называли французским словом «тапер». В кинотеатре «Красная звезда» фильмы демонстрировались под аккомпанемент пианино. В 1930 годы в этом кинотеатре кинопианисткой была Милица Александровна Ключихина (в будущем М.А. Булынко, известный библиотекарь-музыковед отдела музыкальных и нотных изданий краевой библиотеки им. А.М. Горького). В отличие от тапера, она была музыкантом-импровизатором. Каждая музыкальная строчка в ее исполнении полностью соответствовала тому, что происходило на экране, для этого нужен был музыкальный талант [8].

В истории электротеатра «Триумф», впоследствии переименованного в кинотеатр «Художественный», а затем вновь в «Триумф» заключается вся история развития киноискусства нашей страны.

«Триумф» был устроен в 1911 году силами технических работников «Инженерного товарищества» в доме Журавлевых. Здание было капитально перестроено и расширено специально для электротеатра. В фойе здания был установлен небольшой фонтан, в котором плавали аквариумные рыбки. Перед окнами стояли растения: пальмы, драцены, фикусы. Потолок зрительного зала украшала лепнина, а кресла с позолоченными спинками в зале и фойе были обиты темно-бордовым бархатом. Перед началом сеанса две элегантные дамы в длинных бархатных платьях с одинаковыми прическами раздвигали бархатный занавес и приглашали зрителей занять свои места. «Триумф» считался первоклассным кинотеатром. Реклама сообщала о нем: «Элегантный электротеатр «Триумф» устроен по образцу лучших заграничных театров. Роскошная обстановка. Грандиозное фойе. Электрический фонтан. Буфет. Всегда новая роскошная программа картин в сопровождении струнного оркестра». С 7 ноября 1920 г. в здании располагался дом культуры водников «Отдых бурлака». Заседания активистов оканчивались показом фильмов. С 1933 года кинотеатр стал называться «Художественным».  Здесь была установлена первая стационарная звуковая установка, в 1936 году кинотеатр стал показывать фильмы для детей, в 1957 году пермяки посмотрели первый широкоэкранный фильм. В 1999 году, после реконструкции, кинотеатру возвращено прежнее название «Триумф». В начале 2000-х годов реклама сообщала, что «он сохранил особую атмосферу камерности и элитарности, присущую первым кинопросмотрам в начале прошлого века. Сюда хорошо прийти с семьей, с любимым человеком – уютный интерьер, мягкий рассеянный свет, приятная музыка в баре и кафе «Чаплин» сделают ваш вечер незабываемым». 2 апреля 2008 г. кинотеатр показал свою последнюю картину «10000 лет до нашей эры» и был закрыт из-за нерентабельности [9].

Сказать, что пермяки любили кино – значит ничего не сказать: они его обожали и не просто ходили в кинотеатры, а устраивали из этого похода событие, ходили в кино семьями, с друзьями, всем классом или студенческой группой, тем более, что перед началом сеанса, как правило, играл оркестр, пели солисты и работал богатый по тем временам буфет. Получив удовольствие от просмотра фильма и всех прелестей предлагаемых кинотеатром, зрители обсуждали фильм среди коллег и друзей. Поэтому стремились посмотреть фильм в первые дни проката, стояли в очередь за билетами.

В Прикамье снималось множество фильмов, наверняка, Прикамье можно назвать своебразным павильоном ведущих киностудий страны. Но всегда более памятно то, что было первым, а первым был фильм «Волга, Волга». Авторы сценария - Г. Александров,
Н. Эрдман, В. Нильсен. Режиссер - Г. Александров. Операторы - Б. Нильсен, Б. Петров. Мосфильм. 1938 г.

К концу 30-х годов в отечественном кинематографе решительно утверждалась музыкальная комедия, способная более других жанров вызвать у зрителя иллюзию приближения к заветной цели - светлой, радостной и счастливой жизни...

Режиссер Г. Александров придумал и снял с присущим ему размахом именно то зрелище, какое, как он предполагал, должно понравиться высоким инстанциям. Истово запевшее на все голоса население маленького русского городка должно было являть образ благоденствующего народа всей страны. В фильме речь идет лишь о несоответствии местного начальника и творческих возможностей мелководцев. На олимпиаде, в центре, в Москве соответствие будет установлено, там восторжествует гармония верхов и низов, Стрелка будет награждена и прославлена, Бывалов - посрамлен.

С режиссером Г.Александровым уральцев связывает то, что родом он из
г. Екатеринбурга. В период гражданской войны в составе фронтового театра политодела 3-ей рабоче-крестьянской Красной Армии он ездил по Уралу [10] и знал красоты нашей местности.

Актер Игорь Ильинский (кстати в годы Великой Отечественной войны он находился в эвакуации в Перми) в книге-автобиографии вспоминал: «Григорий Александров пригласил меня на съемки фильма «Волга, Волга», в котором предстояло сыграть роль Бывалова… Мы поплыли по Москве-реке и Оке к Горькому, где и начались съемки. Затем мы пошли на Каму» [11].

Эпизоды картины снимались по всей стране, ведь по сюжету героиня Любови Орловой едет в Москву через всю Россию на пароходе.

О том, что в Осу прибыла экспедиция «Мосфильма», сообщила районная газета.

Экспедиция киностудии «Мосфильм» прибыла в Осу 31 июля 1937 года. Житель Осы Е. Коробейников так описывал это событие: «В тот незабываемый день пароход «Севрюга» бросил якорь чуть ниже деревни Монастырка. Эта новость облетела всю округу, и многие жители отправились к месту стоянки парохода. Нам удалось увидеть артистов, которых знала вся страна. В ожидании подвоза продуктов они играли в мяч на берегу… И вот спустя некоторое время актеры предстали перед нами во всей красе. Любовь Орлова в капитанской форме стояла на мостике. Недалеко от нее известный режиссер Григорий Александров в выходном костюме. Узнали мы и любимого артиста Игоря Ильинского. На всю жизнь запомнили, как он перебрался с берега на пароход по канату со всеми своими комическими трюками» [12]. А в судьбе Тамары Мальцевой, жительнице Осы, фильм сыграл решающую роль. Она мечтала стать такой, как героиня Любови Орловой, почтальон Стрелка – смелой, решительной. «Мечтай! Если очень захочешь – все сбудется», - слова великой актрисы, адресованные юной поклоннице, запомнились ей навсегда. И мечта победила. Девушка стала штурманом на пароходе. А потом началась война, и Тамара Мальцева записалась в добровольцы, выучившись на кинорадиомеханика, демонстрировала на судах флотилии фильмы: «Цирк», «Веселые ребята» и тот, который она считала своим, - «Волга, Волга» [13].

Местом события фильма указан вымышленный городок Мелководск. Мы не располагаем сведениями, что натурные съемки проходили в Осе, съемки проходили в деревне Монастырка, но вглядимся в кадры фильма и старинные открытки с видами Осы: два двухэтажных здания, резные наличники, а вход в магазин с дугообразным навесом над крыльцом. Не эти ли виды подсказали авторам фильма каким должен быть Мелководск?

Любопытно, что, когда проходили съёмки великого фильма, в Осе жил Владимир Мотыль. Тогда ему было десять лет. Его мама работала здесь завучем детского дома. Пройдут годы, и он, как режиссёр, тоже снимет великие фильмы: «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Женя, Женечка и Катюша» и т.д. В последнем он даже передаст привет нашим землякам: когда героиня рассказывает о своей маме, то произносит: «Она в Осе, в эвакуации. Городок такой на Каме» [14].

Многие жители Пермского края знают, что фильм «Волга, Волга» снимался возле села Красная Слудка Добрянского района. В кадрах фильма мы видим православный храм. Это Вознесенская церковь. Заложена 4 октября 1853 года в день объявления Крымской войны, освящена 3 октября 1859 года. В 1941 году церковь была закрыта. Здание, как водится, использовалось то под склад, то под клуб. В 1993 году началось восстановление храма. В настоящее время храм действующий. Именно церковь, ее визуальное сравнение с церковью в кадре и является подтверждением проведения съемок в данном месте, конечно Вознесенская церковь до наших дней дошла полуразрушенной, нет колокольни, но архитектурный облик узнать можно  и он един. Однако эти же кадры пытаются «присвоить себе» краеведы других населенных пунктов, например, с. Яромаски близ Самары или г. Камышина Волгоградской области, но в одном случае объектив фотоаппарата захватывает одновременно несколько церквей, чего нет в кадрах фильма, да и кажется, что и церкви другие, в другом - не растут ели на набережной.

Операторы с большой кинематографической выразительностью сняли поэтичные пейзажи, реку Чусовую, окруженную громадами живописных утесов. Можем заметить, что многие исследователи вносят в историю фильма свои домыслы, кому-то увиделся камень Ермак. Сылва тоже красивая река, но на ней проходили съемки других фильмов.

Августовским вечером 1937 года, в Перми произошло настоящее чудо: в парке имени Горького был дан концерт, в котором выступила всенародно любимая актриса, первая звезда советского кинематографа Любовь Орлова. Выглядела она очаровательно: в ее жестах, манерах, в ослепительной улыбке, во всем облике проступала неизъяснимая женская красота. Женственность была содержанием этой актрисы. На эстраде она была органична: ее органика совпадала с органикой жанра. Газета «Звезда» от 26 августа 1937 года дала небольшую заметку о выступлении актрисы. Неизвестный автор писал: «Любовь Орлова в первом акте концерта показала себя как камерная певица и исполняла романсы Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского. Обладая небольшим голосом, она, благодаря умелому исполнению, прекрасной актерской игре, подкупающей мимике, очаровывает слушателя, воздействуя на него в большей степени как на зрителя». Во втором отделении «заслуженный успех имели песни из кинофильмов, в которых участвовала Орлова. Актриса особенно блеснула умелым исполнением, задушевностью, актерским мастерством, изяществом» [15].

Вернувшись в конце сентября в Москву со съемок натуры, оператор и сценарист Владимир Нильсен восхищенно рассказывал друзьям о девственных лесах по берегам реки Чусовой, где были сняты лучшие натурные кадры фильма, о величии и красоте неведомых ему прежде уголков родной страны. А через несколько дней он был арестован, безосновательно обвинен в измене Родине и расстрелян... Энтузиазм и веселье, царившие в комедии, находились в страшном контрасте с реальностью. Персонажи на экране проделывали уморительные трюки и звонко пели о свободной и счастливой жизни, проплывая на пароходах по каналу Москва - Волга, только что построенному заключенными [16]...

«Волга-Волга» чрезвычайно понравилась Сталину. Он смотрел ее так много раз, что запомнил реплики наизусть. Часто исторические события «обрастают» легендами, вот и о следующем событии много разночтений, кто-то говорит, что произошло оно в Москве, другие указывают Ялтинскую или Тегеранскую конференции и в разное время 1942, 1943, 1945… Мы расскажем ее следующим образом: «В 1942 году И. Сталин пригласил американского посла для совместного просмотра кинофильма «Волга, Волга». Тому фильм очень даже понравился и Иосиф Виссарионович попросил передать копию Франклину Рузвельту. Посмотрев фильм Рузвельт сначала не понял, зачем Сталин прислал именно его. Тогда он попросил перевести тексты песен, звучавших в фильме. Прослушав песню про пароход «Севрюга»: «Америка России подарила пароход – с носа пар, колеса сзади – и ужасно, и ужасно, и ужасно тихий ход», - Президент Рузвельт воскликнул: «Вот сейчас понял! Сталин нас упрекает за тихий ход, что мы не открыли до сих пор второй фронт» [17].

Кинокомедия пришлась по душе миллионам зрителей не только нашей страны, но и всего мира. Они и сегодня не устают восхищаться ее великолепной музыкой, талантливыми героями и их безудержным весельем.

Автор не ставит задачу проанализировать все фильмы, снятые в нашем крае, а предлагает лишь пробежаться по страницам памяти.

В фильме «Чужая родня», Михаила Швейцера, 1955 года, снимавшемуся в Кунгуре, Нонне Мордюковой было легко работать, ведь детство ее прошло в деревне, а вот Николаю Рыбникову жителю Ленинграда пришлось учиться косить траву на лужайках Летнего сада[18].

Удивительно, казалось бы, что деревню Карачарово для фильма «Илья Муромец» должны были снимать где-нибудь в Муромской области, а ее специально построили близ Полазны[19].

Фильм «Девчата» (1961) снимался в Верх-Яйвинском леспромхозе, пригороде Александровска и поселке Бобровка Чусовского р-на. Помните, Тося скупает в киоске все экземпляры газеты, на которой крупными буквами значится «Чусовской рабочий». На съемках обеда на лесной делянке при морозе -45 Н. Рыбникову к губам примерзла ложка. Зато на съемках в Ялте «парились» в тулупах. Фильм «Девчата» широко популяризировался за рубежом. За роль Тоси аргентинцы наградили Надежду Румянцеву специальным призом «Чаплин в юбке» [20].

Видовые снимки деревни Зеленый Дол в фильме «Тени исчезают в полдень» (1970) снимались в д. Кособаново под Кунгуром. Молодые режиссеры Валерий Усков (родители закончили Пермский университет) и Владимир Краснопольский детство провели в Свердловске. Краснопольский некоторое время преподавал литературу в Пермском хореографическом училище. Режиссер Валерий Усков в интервью газете «Вечерняя Пермь» отмечал, что «в фильме большую роль играют пейзажи, место развития. Именно для этого мы и приехали в Пермскую область. Нам здесь очень нравится – горы, деревня, расположенная на косогорах, сохранившиеся старые дома. Это позволяет воссоздать жизнь в 1920-е годы»[21].

Конечно, не обошлось без забавных случаев при съемке «Теней». Вот некоторые из них, рассказанные режиссерами в своем очерке «Здравствуйте товарищи кинематографисты»: «Идем мы как-то по райцентру. Навстречу секретарь райкома. «Что невеселые»? «Да вот надо снимать нападение белобандитов на сельсовет. Не можем массовку набрать». «А вам кто нужен»? «Такие, знаете, крепкие мужики-бандиты». «У нас как раз сегодня партийный актив. Приходите, подберете. И мы примем решение». И на следующий день партактивисты – герои Гражданской и Великой Отечественной войн лихо скакали на лошадях в образе лютых врагов-белогвардейцев».

Или другой случай, имевший место при приемке картины госкомиссией. «В «Тенях» коварный Устин Морозов говорит жене Пистимее: «Заживем мы с тобой лучше прежнего!» Принимающие картину слышат эту фразу иначе: «Заживем мы с тобой лучше Брежнева». Пять раз переозвучивали. Актер уже не слова говорил, а каждую букву выговаривал. И все равно мы слышим одно, а они - другое» [22].

Владимир Емельянов, советский актер театра и кино, прежде чем попасть на «Мосфильм», двадцать шесть лет проработал на сцене Пермского драматического театра [23].

Говоря о фильмах «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Десять негритят», «Ворошиловсий стрелок», «Благословите женщину», мы вспоминаем их создателя – Станислава Говорухина. Оказывается, известный режиссер, сценарист и политик родился в г. Березники Пермской области [24].

Самым известным фильмом, снятым в Перми и пермскими авторами, является фильм К.А. Березовского «Три дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника» по произведению Л.И. Давыдычева. Съемка в 1960 г. на провинциальном телевидении полнометражного художественного фильма  была довольно рискованной авантюрой, впрочем, как и постановка полного, без сокращений и упрощений, без необходимой техники и оборудования, силами неподготовленных школьников спектакля «Ромео и Джульетта». К.А. Березовский перевернул жизнь детей, только вот не «с ног на голову», а, наоборот, на ноги. Это они стояли на голове – все для учебы. А дети должны играть! И как они играли! И перевернут зрительный зал: на месте, где сидят зрители – сцена,  на сцене сидят зрители, а смотровое окно операторской – балкон Джульетты. У «Ивана Семенова» оказалась счастливая судьба: он стал лауреатом Первого всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в Киеве в 1966 году, много лет шел по каналам центрального телевидения, его купили для показа 37 стран [25]! А школьный спектакль «Ромео и Джульетта» прошел всего два раза перед школьниками, их учителями и родителями. Как жаль, что спектакль не вышел за пределы гимназии № 2. Но как сияли глаза у «подберезовиков» - учеников Константина Алексеевича Березовского! О себе Константин Алексеевич в одном из интервью рассказывает: «Я всю жизнь работаю на двух работах – в театре и на телевидении, при этом меня всегда сопровождала самодеятельность – уроки, мастер-классы, постановки спектаклей, организация праздников и т.д. Плюс еще семья, дети, да мне даже почитать было некогда. Всегда думал – на пенсии читать буду, но на пенсии вот тоже работаю, не могу я без этого» [26]. А ведь мастеру  - 87!

Наивысшей точкой успеха всегда считается достижение международного уровня. В Перми проводится международный фестиваль Флаэртиана.  «Флаэртиана» — фестиваль документального кино, посвященный фильмам, в которых герой проживает на экране часть своей жизни. Такой режиссёрский метод в фильме «Нанук с Севера» (1922) впервые использовал американец Роберт Флаэрти, в честь которого и был назван фестиваль. Фестиваль проводится по инициативе студии «Новый курс» с 1995 года в городе Пермь. Статус международного это кинособытие получило в 2006 году, с того же времени фестиваль стал ежегодным. Главный приз фестиваля называется «Золотой Нанук». В рамках международного фестиваля проводится российский фестиваль документального кино, а также смотр работ различных режиссёров и мастер-классы [27]. Организатором фестиваля является Павел Печёнкин.

О фестивале говорят его организаторы и гости:

Из скромного семинара «для своих» «Флаэртиана» выросла в мероприятие мирового масштаба. […] Стоит отметить, что кроме «Флаэртианы» в России нет ни одного международного фестиваля документального кино, соответствующего мировым стандартам. «Может быть, для нас, как для организаторов, это почетно и престижно, но для национального кинопроцесса это не очень хорошо, - комментирует ситуацию президент «Флаэртианы» Павел Печенкин. – В каждом мегаполисе, в каждом «миллионнике» должен быть свой фестиваль, инициированный человеком, который знает ситуацию изнутри и пытается сделать ее более цивилизованной и менее провинциальной» [28].

Борис Караджев, режиссер-документалист, член отборочной комиссии фестиваля: «Флаэртиана» (и это следует уже из названия) с самого начала задумывалась как кинофестиваль, в котором участвуют документальные фильмы, принадлежащие к определенному стилистическому направлению, берущему истоки в творчестве великого режиссера Роберта Флаэрти. Мы старались, чтобы именно это «флаертическое» направление было выдержано в эстетике картин, попадающих в конкурсную программу. Мы выбирали фильмы, в которых есть сегодняшний герой, проживающий перед объективом камеры часть своей жизни. Это фильмы без кинохроники, без архивных материалов, без подробных интервью, в которых персонажи рассказывают о том, что случилось когда-то раньше. Это фильмы «в настоящем времени». […] «Флаэртиана» занимает среди всего разнообразия кинофестивалей, определенную направленческую нишу. И этим фестиваль уникален. Наша задача – эту уникальность сохранить и поддержать [29].

Мэри Керр, исполнительный директор семинара «Флаэрти»: «Я думаю, это очень удачно, что пермский фестиваль работает под таким узнаваемым во всем мире именем, как Роберт Флаэрти. Когда я читаю «Флаэртиана», мне без дополнительных объяснений понятно, какого рода фильмы будут отобраны для конкурса и показаны зрителям: это такое документальное кино, которое рассказывает о конкретных людях и их каждодневной жизни. Не могу сказать, что «Флаэртиана» известна в США. Хотя, когда я говорила некоторым людям, что еду на фестиваль документального кино в Пермь, выяснилось, что они о нем слышали» [30].

Павел Печенкин сказал: «Без кино невозможно создание мифов, а мифы это успех» [31].

В фильмах Варвары Кальпиди всегда скрывается что-то мифическое, тайное, порой запретное, но манящее к себе пытливого исследователя и любопытного зрителя. И не важно будь это время глубокой древности, далекой старины или отдаляющегося от нас советского периода. Журналист и автор фильмов Варвара Кальпиди одна из тех, кто в своем творчестве использует архивные документы.

Многие пермяки именно в фильме об архиерейском кладбище узнали о существовании списков захоронений исследователя Голубцова (фильм «Архиерейский сад»). Масонские протоколы послужили доказательством того, что в Перми начинала свою деятельность ложа Золотого ключа («Пермь масонская»). Находим в письмах сведения о симпатии Оттилии Циммерман к одному из подростков, похожему на поэта и в фильме следует как нагловатый мальчишка объясняется с учительницей на лестнице старинного особняка («Огарки»). Большой архивный поиск предшествует сосзданию фильмов. А еще были поездки автора с архивистами-историками: Пермь, Кунгур, станция Мулянка, с Калинино…

Юго-Кнауфский завод (ныне село Калинино), что под Белой горой, - место которое связывает героев фильма, двух Коноплевых, выдающихся представителей нашего общества: бывшего первого секретаря Пермского обкома КПСС Бориса Коноплева и первого настоятеля миссионерского мужского монастыря на Белой горе архимандрита Варлаама (в миру Василия Коноплева). Так случилось, что каждый из них завершил собой империю: один – эпоху России самодержавной и православной, другой – эпоху советской и атеистической. Пермская общественность была возбуждена мыслью о том, что Коноплевы связаны близким родством. Об этом говорило многое: внешнее сходство, непререкаемый авторитет у окружения, масштаб личности… К тому же оба были выходцами из Юго-Кнауфского завода. Расследование этой истории легли в основу фильма «Руководители совести».

Родословные семей Коноплевых берут свое начало в XVIII веке. В архивах удалось обнаружить документы с начала XIX в. Предположительно заводовладелец Кнауф привез из Вятской губернии на завод несколько семей Коноплевых. От поколения к поколению, уточняя отчества глав семейств, сверяя ревизские сказки, метрические книги и семейные документы, строя предположения, путаясь в разночтениях и подтверждая догадки, удавалось продвигаться к глубокой старине. Иногда приходилось «делать остановку», углубляясь в эпизоды жизни отдельных членов семьи. Например, интересна судьба отца Бориса Всеволодовича Коноплева – Всеволода Павловича. Как не просто было разгадать смысл надписи на фотографии «ждем тебя как приведение…». Всеволод Павлович 7 лет служил в царской армии, участник Первой мировой войны, унтер-офицер. Длительный поиск по составлению родословной занял несколько месяцев, на экране документы появляются лишь на несколько секунд.

О Перми кинематографической можно говорить долго, она богата и многогранна. Мы, зрители, хотим чтобы эта сторона нашего города развивалась и крепла и преумножалась новыми фильмами, в том числе с использованием архивных материалов.

 

Ведущий архивист О.А. Мельчакова



[1] Перефразированные слова из песенки к кинофильму «Человек с бульвара Капуцинов»

[2] Спешилова Е.А. Очерки из истории старой Перми: электротеатры.// Маэстро, 1996, 19 февраля.

[3] Спешилова Е.А. Очерки из истории старой Перми: электротеатры (продолжение).// Маэстро, 1996, 15 марта

[4] Спешилова Е.А. Очерки из истории старой Перми: электротеатры.// Маэстро, 1996, 19 февраля.

[5] Чаплин, Чарльз / Википедия

[6] Холодная, Вера Васильевна / Википедия

[7] Спешилова Е.А. По следам «великого немого», Вечерняя Пермь, 1993, 26 августа

[8] Там же

[9] Электротеатр «Триумф». По материалам второй научно-практической конференции «Пермский дом в истории и культуре края».// Купеческий двор. – 2011. – 11 февраля

[10] Александров, Григорий Васильевич (режиссер)./ Википедия

[11] Пермский кинокрай.// Компаньон magazine, 2007, № 3 (12)

[12] Пермский кинокрай.//Компаньон magazine, 2007, №3 (12)

[13] Пермский кинокрай.// Компаньон magazine, 2007, № 3 (12)

[14] Федотова С.Л. Съемки кинокомедии «Волга-Волга».// www.newsko/Реальная Пермь

[15] Ковач О. Русская Марлен Дитрих в Перми.// Федеральный вестник Прикамья, 2007, август, № 8 (44)

[16] Пермский кинокрай.// Компаньон magazine, 2007, № 3 (12)

[17] http://maxpark.com/static/u/article_image/14/07/16/tmpjS6NT_.jpg

[18] Пермский кинокрай.// Компаньон magazine, 2007, № 3 (12)

[19] Пермский кинокрай.// Компаньон magazine, 2007, № 3 (12)

[20] Пермский кинокрай.// Компаньон magazine, 2007, № 3 (12)

[21] Пермский кинокрай.// Компаньон magazine, 2007, № 3 (12

[22] Пермский кинокрай.// Компаньон magazine, 2007, № 3 (12

[23] Чернова Т. Важнейшее из искусств.//Федеральный вестник Прикамья, 2008, № 7

[24] Чернова Т. Важнейшее из искусств.//Федеральный вестник Прикамья, 2008, № 7

[25] Падас З. Молодость автора.// Дело, 2009, № 5 (141)

[26] Ракинцева Т. Без работы не могу.// Ва-банкЪ, 2014, 29 марта.

[27] Флаэртиана-Википедия

[28] Мульменко Л. Шесть дней честного кино.//Новый компаньон, № 32 (517), 2 сентября, 2008

[29] Баталина Ю. Что наша жизнь? Документальное кино!// Компаньон. - №7 (16) – 2007;

[30] Мэри Керр. В проблемах документалистики и в России и в Америке много похожего.// Новый компаньон, № 33 (518), 9 сентября, 2008

[31] Баталина Ю. Что наша жизнь? Документальное кино!// Компаньон. - 2007–№7 (16).

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв