Газета «Звезда» от 14 декабря 1980 года № 287 (18773)

 

ПРИЗНАНИЕ

Штрихи к портрету почетного гражданина Перми –
педагога Натальи Михайловны Ждановой.

В разнообразии наших связей с городом, может быть, только историки, краеведы да старожилы с особой силой чувствуют динамику их развития, и Пермь предстает перед нами еще в одном измерении – временном. И тогда каждая улица, каждое здание многое может рассказать посвященному. Особенно, если в его лице соединились и краевед, и историк, и старожил. Наталья Михайловна, помимо того, что она директор одной из старейших школ города, преподает историю и обществоведение.

- Представьте, что мы изучаем в классе тему – «Революция 1905 года. Декабрьское восстание», - говорит она, - разве можно тут обойтись без рассказа о событиях в Мотовилихе? А в годы первых пятилеток – и наши пермские заводы? А Великая Отечественная – героизм танкового корпуса уральцев, индустрия, помогающая фронту? Послевоенные стройки – ГЭС на Каме, новые проспекты, предприятия, дворцы культуры, школы – ведь все это живая история нашего города, близкая сердцу каждого пермяка, пусть самого юного.

Вот так она «открывает» своим ученикам родной город. И славные имена Татищева, Генкеля, Славянова, Попова соседствуют с немеркнущими образами Борчанинова, Землячки, Швецова… Ведь воспитать в каждом мальчишке, в каждой девчонке патриота своей страны, значит сделать его, прежде всего, заботливым и любящим гражданином своего города.

Есть у Натальи Михайловны любимое место прогулок – сквер у оперного театра. Это совсем недалеко от школы. И она любит в свободную минуту прийти сюда, посидеть на скамье, вспомнить пережитое.

Ее трудовая биография начиналась на Урале в годы первых пятилеток. С комсомольской работы она была направлена в органы народного образования, была инспектором районо, директором сельской школы. А после войны коммунист Жданова возглавила педагогическое училище в Перми. В 1956 году пришла работать в школу № 21…

Это старинное здание (ему уже за сто лет) – бывшая гимназия. Такое совпадение может навести на мысли о романтической перекличке века минувшего и нынешнего. Но, увы, у директора школы заботы более прозаические: дом ветшает, его все труднее ремонтировать, подгонять под требования современности. В столетней истории здания Наталья Михайловна с юмором и затаенной горечью непременно выделит последние двадцать лет: именно этот срок продолжалась тяжба с центральным пищеторгом из-за подвала, так необходимого школе. Отвоевали. Там намечается разместить столовую, расширить мастерские, поместить часть экспозиций школьных музеев.

Как человек, влюбленный в свой город, Наталья Михайловна пристрастно требовательна к нему: ее беспокоит, что кое-где бездумно, без сожаления вырубаются деревья, что в центральном районе города школы оказались в большинстве своем в старых, недостаточно благоустроенных зданиях; здесь мало внешкольных учреждений. На весь Разгуляй (а именно его маленькие жители составляют основную часть учеников 21-й школы) один клуб «Кировец», да и тот ютится в тесном помещении.

В свое время Жданова, будучи депутатом районного Совета народных депутатов нескольких созывов, возглавляла комиссию по народному образованию. И тогда, и сейчас, при всяком удобном случае, горячо и заинтересованно поднимает она проблемы, связанные с организацией учебы и досуга юных жителей Ленинского района. И им – педагогам, депутатам удалось уже многого добиться.

Если попытаться проследить все те связи, которые соединяют ее с родным городом, то одно перечисление их заняло бы немало места. Начнем с шефов. Коллектив первого монтажного управления треста Уралэлектромонтаж всегда готов прийти на помощь школе. Партийная организация, постройком уделяют немало внимания своим подшефным. Правда, и те не остаются в долгу. В горячие дни сдачи объектов – жилых домов и других зданий старшеклассники, предварительно подготовленные в кабинете электротехники, приходят на помощь шефам, монтируют несложное электрооборудование новостроек.

Укрепляя эти связи, делая их более живыми и близкими, Н.М. Жданова стала пропагандистом в коллективе монтажного управления.

- А вот сейчас погодите, соберусь с духом и назову еще одних наших шефов, - улыбается Наталья Михайловна. – «Строительно-монтажное управление номер восемь Главвостокнефтегазсантехмонтажа» - вот! – на одном дыхании произносит она. – А еще один наш шеф – трест Пермгорремонт. Тесные контакты у нас с художественной галереей, краеведческим музеем, библиотекой имени Пушкина, с расположенным по соседству Домом учителя…

Наша миллионная Пермь может показаться маленьким поселком, где большинство людей знают друг друга,  если пройти по ее улицам с Натальей Михайловной. Так часто с ней раскланиваются прохожие, останавливаются поговорить, расспрашивают о делах, о здоровье. Ученики, родители учеников, коллеги (а Наталья Михайловна руководит районным методическим объединением учителей истории), ее бывшие избиратели, просто знакомые люди. Это ее город…

У Н.М. Ждановой особое пристрастие к одной из сфер воспитания – пионерской работе. Может быть, потому, что считает она очень важными именно первые шаги ребят в осознании себя гражданами Страны Советов, последователями и продолжателями дела коммунистов.

Если проанализировать состав пионервожатых в школах Перми, то значительная часть их окажется тесно связанной со школой №21, с Н.М. Ждановой. Уже много лет она заботится о подготовке в стенах своей школы ребячьих вожаков. При активном участии городского комитета комсомола директор организовывала так называемый «вожатский класс», где получили добрую закалку многие старшие пионервожатые. И сейчас в 21-ю школу ежегодно приходят в педкласс те, кто хотел бы посвятить себя работе с детьми. Получают здесь необходимые знания и опыт, которыми щедро делятся педагоги и сама Наталья Михайловна.

Есть здесь и приметы особо бережного отношения к памяти бывших выпускников. Многим пермякам запомнилась, наверное, телевизионная передача «Нетрадиционный сбор». Это был взволнованный рассказ о встрече выпускников 41-го года. Встречаются в этих стенах и выпускники других лет, ставшие отличными рабочими, врачами, музыкантами, конструкторами, строителями нашего города. Дело не только в созданных здесь стендах и выставках, посвященных памяти о прошлом, а в живой связи поколений, сохранении духа и традиций. Думается, показательно и то, что в школе сейчас работают бывшие выпускники – ученики Н.М. Ждановой, ставшие теперь ее коллегами, друзьями, единомышленниками.

Единомышленники… Это слово звучало в нашей беседе с Натальей Михайловной. Но вот очень выразительно и тонко выделила она из всей когорты своих учеников тех, кто запомнился особенно. «Почему же именно эти ребята? Что, были очень талантливы, отлично учились?» - спросил я ее.

- Не всегда отличники запоминаются больше всего. Конечно, приятно и радостно учителю, когда ученик прилежен, добросовестен в занятиях. Но мне особенно дороги ребята со складом характера общественников, коллективистов. Это ведь наша опора, самые надежные помощники педагогов…

Она видит свою главную задачу в том, чтобы воспитывать общественно активных, знающих и добрых людей. Из стен этого старого школьного дома в производственные и вузовские коллективы, в строительные организации, в учреждения, в военные училища выходят ежегодно юноши и девушки – молодые пермяки, «путешественники в третье тысячелетие», как образно назвал их поэт. Это они – ее Пермь. Город, в который она влюблена и который ответил ей таким высоким признанием.

С. ЖУРАВЛЕВ.

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв