Уральский Филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

К 25-летию основания в Перми художественного вуза

Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества (УФРАЖВиЗ) был учрежден в 1991 году по инициативе народного художника СССР Ильи Сергеевича Глазунова. Это произошло всего через четыре года после основания «головной» академии, которая расположена в «священных стенах» Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где учились такие корифеи русского искусства, как В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров и многие другие. В целом Академия Ильи Глазунова продолжила традиции европейской и русской школы высокого реализма, который в свое время проповедовала еще Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге. Как говорит сам И. С. Глазунов, «без школы нет художника. Школы – это крылья художника» .

Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в Перми – крупнейший художественный вуз за пределами обеих столиц. Первым директором филиала стал архитектор С. И. Тарасов. С 2003 года во главе УФРАЖВиЗ стоит выпускник академии, талантливый живописец Максим Владиславович Каеткин. Основные кафедры возглавляют Т. Т. Нечеухина (живопись), В. П. Щипалкин (архитектура), И. И. Сторожев (скульптура), В. И. Минеев (декоративно-прикладное искусство), А. А. Жуковский (дизайн). Кафедру рисунка возглавляет выпускник академии А. А. Мургин, кафедру истории искусства и гуманитарных наук – искусствовед А. Д. Жданова. В вузе трудятся около ста преподавателей разных дисциплин, почти половина из них – доктора и кандидаты наук, многие имеют почетные звания. На основных кафедрах работают: народный художник России А. П. Зырянов, заслуженные художники России Л. И. Перевалов и А. Т. Амирханов, лауреаты всероссийских и международных конкурсов.

Пять отделений филиала на сегодняшний день окончили более 200 художников разного профиля – живописцев, скульпторов, архитекторов, дизайнеров, мастеров декоративно-прикладного искусства. Многие начали самостоятельную творческую деятельность, стали членами Союза художников России, лауреатами конкурсов, участниками художественных проектов общероссийского и международного уровня. Главное – работы выпускников занимают все более важное место в современном художественном пространстве не только Перми, но и других областей Урала, Предуралья и Зауралья. В первую очередь это касается архитекторов. Кафедра архитектуры была основана усилиями кандидата архитектуры А. С. Терехина. И сейчас выпускники этой кафедры принимают непосредственное участие в формировании городской среды, которая становится все более сложной, полифоничной.

Известно, что Пермь – это город, стоящий на границе Европы и Азии, но город европейского типа. Таким он появился на Каме почти три сотни лет назад и в том же направлении развивается дальше. Настоящее время ознаменовано бурным ростом строительства. После первона- чальной сетчатой планировки петровского времени сейчас, кажется, происходит первая крупная метаморфоза – новый качественный скачок в освоении городского пространства. И ведущую роль в этом играют пермские архитекторы, тонко ощущающие особенности городского ландшафта. Холмистый рельеф города, изрезанный речками и оврагами, задает волнообразные ритмы, рождает ощущение кривизны и многообразия городского про- странства. «Сфероидное» пространство Перми вдохновляет архитекторов на самые смелые замыслы, особенно это касается молодых архитекторов, только начинающих свой творческий путь.

Архитектура познается во всей ее специфике и – обязательно – в контексте истории. Академия воспитывает синхронность и диахронность мышления, исходя из постула- та: формирование образа современной архитектуры невозможно без знания ее истории. Однако воплощение своего архитектурного замысла в пространстве актуальном и, одновременно, пространстве историческом – труднейшая задача «входа» в профессию. У кафедры архитектуры есть немалая в этом заслуга. Воспроизводство архитектурного профессионализма считается первой задачей преподавания. «Идеальный» выпускник академии – новый архитектор для нового города, который идет от ученичества к практической деятельности, и далее – к индивидуальному творчеству.

Подготовка архитекторов включает довольно широкую практику. Учебная программа предусматривает и преемственность в преподавании, и логическую последовательность архитектурного проектирования. Проекты храмов, часовен, парковых павильонов, общественных и жилых домов демонстрируют многолучевую направленность, многостильность и многообразие художественных решений. В отдельных проектах, особенно с привязкой к конкретной местности, проглядывает стремление мыслить «в среде». Синтетическое «средовое» мышление, конечно же, возникает не сразу и не у всех. Тем более важны пока редкие его проявления. Молодые архитекторы учатся понимать, что успешная работа над локальной архитектурной задачей немыслима без осознания целого. Интересны в этом плане дипломные работы С. Забелина, Д. Колесникова, А. Лейбчика. Это ощущение целого присутствует в проектах Музея современного искусства С. Новиковой и Р. Муртазина, в проекте Крестовоздвиженского собора Е. Спешиловой, в проекте здания городской администрации М. Федотова и проектах частных загородных домов Е. Годоваловой и Д. Елембаева.

Кафедра скульптуры работает в особо сложных условиях. Сложность скульптуры состоит не только в том, что она использует весьма специфические материалы, не только в физически сложной их обработке для завершения художественного образа, но также в том, что с древних времен скульптура имела высокое общественное предназначение, была выражением и воплощением не только социальных, но и глобальных гуманистических идеалов. И, конечно, следует по достоинству оценить направленность будущих мастеров этого вида искусства на создание подлинно монументальных скульптурных произведений. Монументальных даже не в физическом измерении, а в их художественно-эстетическом воплощении. Ведущее место в объемной пластике академии отведено скульптурным изображениям героев отечественной истории и культуры или наших современников, снискавших общественное признание, выражающих ценности современного бытия. Многие скульптуры невелики по размерам, но преисполнены эмоциональностью, одухотворенностью, оригинальностью художественных решений. Особое место в творчестве студентов занимают скульптурные изображения, традиционно связанные с искусством пермского звериного стиля. Однако художники не копируют древние раритеты, созданные предками коми-пермяков. Образы звериного стиля решены на уровне своеобразных символов, придающих этим работам истинную монументальность.

В целом многие выпускники скульптурного отделения – А. Матвеев, Е. Симанова, В. Ракишева, В. Добровольский, Т. Конева, Е. Трубина и другие – в своем индивидуальном творчестве создают образы высокого реализма, высокой социальной значимости и профессионального мастерства.

Тенденции целостного подхода к тому или иному художественному решению наблюдаются на кафедрах архитектурного дизайна и декоративно-прикладного искусства. Выпускники этих отделений удачно встраиваются в творческую элиту Перми. Среди них прикладники Е. Зобачева, Р. Исмагилов, Т. Нелюбина, М. Васева, Е. Субботин, С. Рыбина, а также первые выпускники кафедры дизайна Т. Воронцова, Т. Каргаполова, Е. Альгина, Е. Рудакова, М. Холкина, А. Щербакова (выпуск 2008 года). В лучших молодежных проектах присутствует ощущение взаимос язанности и взаимозависимости частей, появляются четкие конструктивные доминанты, возникает особая драматургия «среды». Техническое и эстетическое не мешают друг другу, историзм и хайтек уживаются в сложном переплетении. Активная игра мелкого и крупного, высокого и низ- кого, открытого и закрытого – такой контраст создает не- обходимое художественное напряжение почти в каждом новом проекте. И все же старинные традиции уральских ремесел стоят во главе угла. Кафедра живописи – одна из основных «выпускающих» кафедр, она существует с начала образования Уральского филиала. Отбор студентов на отделение живописи особенно строг, поскольку это искусство требует от профессионала помимо богатой творческой одаренности тонкого колористического чутья, которое дается далеко не каждому. В основе профессионализации живописцев лежит стройная академическая программа, предусматривающая логическую последовательность и твердость в овладении ремеслом. Благодаря многолетним академическим штудиям, художник постигает мастерство композиции, построения формы и колорита. Немаловажную роль в становле- нии художника играет знакомство с мировым наследием живописи в теоретическом и в практическом плане, при копировании произведений известных русских художников из собрания Пермской государственной художественной галереи.

Работа с натурой – главное условие воспитания настоящего живописца. Это и предметные постановки, и этюды с натурщиков, и непременный пленэрный пейзаж. Обязательный этап обучения – создание портрета, академически емкого, всесторонне и глубоко высвечивающего сущностные черты человека. Таких портретов в «музейной» галерее академии достаточно много. Особенно сложной представляется задача создания большого «композиционного» портрета, подчас соединенного с пейзажем и натюрмортом.

Молодые художники обучаются всем жанрам живописи, но, согласно академической традиции, во главе их интересов стоит возрождение исторической картины, призванной отразить и славное прошлое русской истории, и драматичность современных событий, слагающихся в историческую канву.

Учебные и дипломные работы студентов охватывают широкий спектр исторических событий. В свое время исторические темы успешно раскрывали М. Каеткин, А. Мургин, А. Фомичев, Л. Малышева, А. Нестеренко, А. Швецов, А. Греков, А. Кощеев, С. Путилов, А. Усатов. Многие темы связаны с уральской историей. Характерны по выбору сюжетов, удачны по художественным решениям такие картины, как «Ермак. Битва при Абалаке» А. Мургина, «Ермак» Р. Гимадиевой, «Приезд Александра I в Пермь в 1826 году» К. Суслова, «Проводы на Первую мировую войну в уральском Верхотурье» С. Подреза, «Портрет Н. А. Демидова» Н. Хиониной. Многие выпускные работы связаны с деятельностью С. П. Дягилева, с его знаменитыми «Русскими сезонами» (М. Нурулин, В. Коваленко, А. Демиденко). Как видим, круг обращений к истории довольно широк. Это говорит о неустанном поиске молодых мастеров, об их постоянном интересе к родной истории и ее выдающимся деятелям.

Все живописцы активно осваивают пейзаж. Они постоянно работают на пленэре, выезжая в самые яркие и живописные уголки Пермского края – ведь уральская природа необычайно красива. Суровая, могучая, великолепная, она дает неисчерпаемый материал для формирования будущего художника, для поисков его творческого «я». Замечательный русский писатель Виктор Астафьев, живя в Перми, мечтал о том времени, когда «сыщутся молодые талантливые художники и воздадут должное красоте седого Урала». Благодаря наличию академии, это становится вполне достижимым.

Кафедра рисунка и графики была образована в 1997 году. И создание ее далеко не случайно – ведь рисунок лежит в основе каждого вида изобразительного искусства. Рисунок преподается студентам всех отделений с первого по пятый курс. Обучение ведется по академической программе, предусматривающей поэтапное овладение мастерством рисовальщика – от срисовывания гипсов до создания композиционных портретов и эскизов к исторической картине. На этой кафедре молодые художники приобретают глубокое знание анатомии (есть специальный предмет «анатомический рисунок»). Большую образовательную роль играет работа с натурой: «живую голову» художники рисуют уже со второго семестра, да и дальнейшие натурные штудии обязательны. Но, в принципе, молодые художники рисуют и многое другое, пытаясь добиться максимальной свободы во владении карандашом. Преподаватели всегда добиваются осмысленного рисунка, а не механического копирования каких-то объектов действительности. Студенты приходят в академию с разной степенью подготовки, с разной манерой рисования. Одна из главных трудностей первых курсов – научить их правильно рисовать, правильно строить форму, используя светотеневые эффекты, овладевать искусством композиции. К третьему-четвертому курсу происходит, как правило, становление художника-рисовальщика, который постепенно становится профессионалом, иногда выбирающим графику основным видом своего художественного творчества. Это всегда ответственный шаг, потому что графика в Перми необычайно популярна и развита. Здесь работает несколько десятков блестящих рисовальщиков, офортистов, линографов. С 1960-х годов существует самобытная «школа» акварелистов... Но и выпускники других отделений, согласно сложившимся академическим традициям, просто обязаны владеть, а еще лучше – блистать, своим правильным и точным рисунком. На каждом отделении складывается своя специфика рисования: у живописцев преобладает тонально-пространственный рисунок, у скульпторов и прикладников – декоративно-пластический, у архитекторов и дизайнеров – структурно-линейный. Во всяком случае, лучшие выпускники академии достигают высокого уровня рисовального мастерства, в чем и состоит главная заслуга преподавателей кафедры академического рисунка.

Воспитать серьезное отношение к природе и человеку, к истории родного Отечества – одна из важных задач всего коллектива преподавателей. Научить законам духовного искусства, законам правды и красоты – в этом главная направленность работы с молодыми художниками, которые будут творить в ХХI столетии. Эти устремления опираются на очень надежный фундамент – реализм, проверенный веками. Именно реализм является тем направлением, которое развивают и усваивают художники-преподаватели и художники-студенты. Директор Уральского филиала, живописец М. В. Каеткин не скрывает своего пристрастия к русскому реализму. Он считает, что русская традиция далеко не исчерпана. Напротив, в теперешнем водовороте течений, направлений и всяческих «измов» русский реа- лизм оказывается не столько оплотом ностальгических переживаний, сколько ведущим направлением в творчестве многих современных художников. Именно реализм, как считает М. В. Каеткин, способен донести до зрителя мировоззренческую позицию автора, его любовь и боль за Отечество, за неизбывную красоту и волю Урала…

Руководство и преподаватели академии создали в вузе максимально благоприятную атмосферу для роста художников. Следуя академическим программам, они не подавляют студента, который всегда имеет право выразить свое «я», реализовать свой творческий импульс. В то же время преподавательский состав академии считает, что высшая художественная школа Прикамья должна развиваться системно и поэтапно, то есть должны укрепляться связи учебных заведений всех уровней: школа – училище – академия. Преподаватели этих учебных заведений должны синтезировать лучшие достижения профессиональных школ и училищ Перми, Кунгура, Нижнего Тагила, других уральских центров художественного образования. Такая направленность будет способствовать развитию общей художественной культуры, вкуса, творческого мышления, чувства материала и прочих качеств, необходимых будущему творцу.

О. М. Власова

Вакансии

  • Rambler's Top100