Вековой юбилей кузницы речных кадров

К 100-летию Пермского речного училища

«Ты гордо стоишь на откосе крутом…» Да, уже полвека все проезжающие по Северной дамбе со стороны Разгуляя в Мотовилиху могут видеть на горе справа солидное здание с высокой трубой, похожее на корабль. Правда, раньше оно там стояло одно и поэтому более впечатляло. А теперь рядом стоит высотка и как-то отвлекает внимание…

Лично я впервые появился в этом «корабле» в 1961 году, и на целых пять лет он стал для меня родным домом. Да таким и остался, поскольку продолжаю бывать здесь ежегодно. Вот и снова знакомое крыльцо с якорями и буями, просторное фойе, широкая лестница… В холле второго этажа на одной из колонн текст в рамке: «ЗАКОНЪ. Высочайше утвержденъ одобренъ Государственнымъ Советомъ и Государственною Думою». А говорится в законе об учреждении речного училища первого разряда в городе Перми с 1 июля 1913 года. Подписан закон императором Николаем Вторым 25 июля 1912 года.

«С 1 июля 1913 года на содержание училища казною были отпущены средства и учрежден штат служащих, с какого времени оно считается официально открытым. Занятия же начались с 15 октября, а 21-го происходил акт торжественного открытия». Так написано в документах.

Девятнадцатый век – время бурного развития промышленности Урала. Заводы Пермской губернии в 1860 году давали более половины общероссийской выплавки чугуна, который надо было доставлять в центр страны. А добавьте сюда соль Верхнекамья… Все это способствовало развитию судоходства. Ведь реки тогда были главными дорогами. Еще в 1847 году на Каме организуется Пермское пароходное общество, а к 1900 году здесь уже курсировало 276 пароходов, из которых 200 были построены на прикамских заводах. Появилась острая потребность в грамотных речных специалистах.

На высоком камском берегу, на площади перед церковью недолго шумел сельский сход. И вот уже избраны ходоки «для возбуждения ходатайства об открытии речного училища в Перми». Тут же собрали денег двести рублей. Было это в 1902 году в «судоходном» селе Слудка, где жили знатоки камского русла – лоцманы, шкиперы, капитаны, потомки тех, кто гонял в старину строгановские караваны с солью, железом, лесом на Волгу.

Но не скоро добились они своего. Десять лет тянулось ходатайство. И вот – свершилось. Пермское речное училище открылось в наемном полукаменном доме на Слудской площади.

Этот дом на улице А. Матросова стоит и сегодня, окруженный со всех сторон большими современными зданиями. На его стене – мемориальная доска в честь известного пермского писателя, участника Великой Отечественной войны, капитан-лейтенанта флота Олега Константиновича Селянкина. Она здесь не случайно – именно в этом здании Селянкин начинал свою послевоенную жизнь. Имея высшее военно-морское образование, он много лет учил курсантов.

Так вот, дом этот небольшой. Классные комнаты, актовый зал, учительская находились на втором этаже. Квартира начальника училища – на нижнем. Первым начальником училища был Дмитрий Александрович Богданов, капитан речного флота, который до назначения в Пермь руководил речным училищем в Рыбинске. Портрет Богданова тоже можно увидеть в холле второго этажа нынешнего здания на бульваре Гагарина, 33.

В 1916 году состоялся первый выпуск специалистов – капитанов второго разряда речного и озерного плавания. Всего их было 27 человек (из 36 принятых). Сегодня число выпускников давно перевалило за десять тысяч, да и учат теперь не только на судоводителей.

Помню, в 1961 году, переступив порог училища, я увидел в фойе большую группу ребят в форме курсантов. Некоторые из них подошли ко мне. Спрашивают: на какоеотделение пришел поступать? Говорю: на судоводительское. Тут они меня давай отговаривать. Мол, у судоводителей профессия сезонная, зимой на печке лежат, лапу сосут. А вот механики везде и всегда работу найти себе могут, поступай на механическое.

Не послушал я ребят. Как же можно было мечту свою предать? Поступил на судоводительское. А тут как раз внедрять на реке стали совмещение профессий. И в итоге на выпуске получили мы все по два диплома: судоводителя и судомеханика. Может быть, еще и поэтому из нашего курса, а это девяносто человек, большинство связало свою жизнь с рекой.

И еще немного истории. То маленькое двухэтажное здание, конечно же, со временем перестало удовлетворять растущей потребности в специалистах речного флота. В 1952 году на въезде в Мотовилихинский район Перми, на краю высокого берега речки Егошихи, началось строительство нового здания училища. Новоселье состоялось лишь через восемь лет. Но зато какое! Было девять маленьких аудиторий – стало 32 просторных класса. А еще актовый зал на 480 мест, столовая на 240 посадочных мест, библиотека, медицинский пункт, другие помещения… В 1961 году была построена учебная мастерская, затем рядом одно за другим возвели два общежития. Это позволило резко увеличить количество обучающихся. Но все равно конкурс на вступительных экзаменах был большой. Да и как могло быть иначе! Ведь речное училище было не только местом для обучения, но и в прямом смысле этого слова – домом для курсантов. Они здесь жили, их здесь одевали, кормили, даже стипендию платили. Тысяча парней одновременно постигали в этих стенах не только специальные и общие науки, но и учились жизни. Строгая, почти военная, дисциплина, строевые занятия, наряды, дежурства, полное самообслуживание – все это из домашних мальчишек делало настоящих мужчин. А прибавьте сюда множество спортивных секций, кружков художественной самодеятельности. Было где ребятам проявить себя.

Про дисциплину надо сказать особо. В декабре 1960 года была отменена военно-морская подготовка курсантов. Кадровых офицеров из училища отозвали, но организационная структура осталась. Вместо кадровых офицеровна должности командиров рот пришли офицеры запаса, прошедшие Великую Отечественную войну, они стали курсантам настоящими отцами-командирами.

Военные погоны на плечах курсантов сменились погончиками, но строгостей меньше не стало. В увольнение по выходным удавалось сходить не всем.

За свою вековую жизнь кузница речных кадров несколько раз «меняла вывеску». После революции это были профессионально-технические курсы судомеханической специальности, затем рабочий техникум водного транспорта, политехникум, техникум водного транспорта. И наконец в 1947 году снова появилось название Пермское речное училище. Долгие годы в нем готовили судоводителей, судомехаников и путейцев. В девяностые годы прошлого уже века появились новые специальности: экономика и бухгалтерский учет, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах.

Училище, как и вся страна, переживало непростые времена. Но – выжило.

…Поднимаюсь на знакомое крыльцо. Читаю вывеску: «Пермский филиал Волжской государственной академии водного транспорта».

Вот так вот! А где речное училище? Директор филиала Павел Владимирович Задровский поясняет: «Училищене исчезло, оно теперь просто составная часть нашего учебного заведения. Так сказать, первая ступень. Здесь получают среднее профессиональное образование. Но есть и вторая ступень, где мы даем возможность получить уже высшее профессиональное образование. И все в одном месте. Конкретно курсантов речного училищау нас сегодня 512 человек, они обучаются по пяти специальностям. Их вы всегда отличите от других учащихся поформенной одежде. Традиции речного училища продолжаются. А слухи о нашей “смерти” преувеличены».

Реки никуда не делись. Просто идет процесс технического, технологического и организационного обновления. А столетие речного училища – это наша общая история и наша общая гордость.

М.В. Левин

Вакансии

  • Rambler's Top100