Застывшая песня.

Про архитектуру говорят: «Застывшая музыка». Я бы назвала ДК им. Солдатова застывшей песней, советской песней: «В буднях великих строек,/ В веселом грохоте, в огне и звонах./ Здравствуй, страна героев./ Страна мечтателей, страна ученых!»[1]. Именно такие чувства вызывает архитектура и внутренний интерьер Дворца в стиле сталинского ампира.

До Дворца культуры у авиамоторного завода был клуб. В заводском поселке барачного типа старый деревянный клуб сначала выполнял функции столовой, но затем в 1932 году его расширили: сделали пристрой, сцену, и так он долгое время служил рабочим[2]. В клубе был зрительный зал, где рабочие могли посмотреть кино, ведь: «из всех искусств для нас важнейшим является кино»[3]. В фойе на постаменте установлен бюст В.И. Ленина, автора цитаты о кино. В зрительном зале занимались хоровики и вокалисты, драм-кружок и чтецы. В фойе проводились тренировки и репетиции спортсменов (помните в старом кино гимнастические пирамиды на сцене) и танцоров (заводская кадриль и танцы народов СССР). Еще существовали кружки фотолюбителей, авиамоделистов, шахматистов, рационализаторов производства, лектории марксизма-ленинизма и многие–многие другие и библиотека. Все это для взрослых и для детей. При заводе, а точнее при клубе, существовала пионерская организация.

Для «разгрузки» клуба на склоне Данилихинского оврага была построена «раковина» для духового оркестра, танцплощадка, летний театр и павильон с шахматными столиками[4]. Кроме культмассовой клубной работы жены ведущих инженеров, руководителей коллектива взяли на себя обязательства о распространении культурно-бытовых знаний, ими читались лекции по гигиене быта, организовывались вечера культуры[5].

О проводимых мероприятиях дает представление заводская культурно-бытовая конференция, состоявшаяся в конце марта 1935 года. В зале клуба на стенах – диаграммы, схемы, плакаты, проекты бани и прачечной, двадцатиквартирного дома. На особом щите – художественные работы учеников заводской школы-семилетки. Вдоль стены на деревянных подставках – выставка оборудования детского сада.На ней представлены модели детских кроваток, столов, посуды, фасоны детских костюмов, яркие игрушки, изготовленные модельщиками литейного цеха. Тут же проект нового Дворца ребенка, к строительству которого собирался приступить завод. В списке желающих выступить на конференции было записано 74 человека. В выступлениях рабочих говорилось об отставании культуры быта от культуры производства[6].

Клуб занимал большое место в жизни рабочих. В клубе бывали все без исключения, хоть изредка, даже если человек не занимался художественной самодеятельностью, не посещал кружков по интересам, не ходил на танцы и в кино, то обязан был участвовать в выборах руководящих органов всех рангов и, соответственно, приходил в клуб опустить свой бюллетень.Клуб сыграл свою роль в истории культуры Сталинского (Свердловского) поселка.Трогательные чувства вызывают стихи Геннадия Семенова[7]:

Танцуют мазурку в рабочем Дворце.

На юношах черные строгие фраки.

А я вспоминаю в моем далеке

Сквозной коридор в нашем третьем бараке

И дядю Андрея. Имел он гармонь,

И если был пьяным не очень,

Играл и хрипел про сердечный огонь,

Про чудные карие очи.

Потом громыхали мы все краковяк.

Метелью, ветрами иссечен,

Старый, холодный, голодный барак

В Дворец превращался под вечер.

Праздник веселый сапог и лаптей,

Блики от лампы по стенам.

Да после двенадцати сразу в постель.

Да утром, чуть зорька, на смену.

Танцуют мазурку. Рассвеченный зал:

Цветение люстр и паркета.

А в том далеке, я, конечно, не знал,

Что увижу когда-нибудь это.

Мелькают то платье, то руки, то фрак,

То мраморно белые плечи…

А я вспоминаю наш старый барак,

И мне упрекнуть его нечем.

К концу 1930-х годов клуб стал катастрофически мал.

С 22 мая 1938 года начинается история Дворца культуры, когда у директора завода № 19 имени И. В. Сталина В.М. Дубова рассматривалась идея о проектировании для предприятия своего Дворца культуры. Предполагалось, что Дворец будет иметь театральный зал, рассчитанный на 1200 зрителей, малый зал с эстрадой для 400 зрителей, а также залы для физкультуры, танцев, зимнюю и летнюю зоны. Проект был разработан архитекторами И. А. Меерзоном и А. К. Барутчевым архитектурно-проектной мастерской Ленгипрогор. Он базировался на проекте сцены Большого театра СССР. При этом облицовку здания предполагали сделать из уральских гранита и мрамора. В мае 1940 г. началось возведение здания. Его стоимость оценили в 10 миллионов рублей, а срок сдачи назначили на 7 ноября 1942 г. 14 апреля 1941 г., когда высота стен достигла третьего этажа, эскизы и фотографии будущего Дворца культуры были продемонстрированы рабочим на 83 планшетах, которые были выставлены в клубе. О них рассказывал сам автор проекта архитектор И. А. Меерзон[8].

С середины 1930-х годов до начала войны И. А. Меерзон вместе с А. К. Барутчевым руководил мастерской № 1 Государственного института проектирования городов («Гипрогора»). При его участии и под его руководством были созданы генеральные планы многих городов страны. Со второй половины 1930-х работал над проектированием жилых домов и общественных зданий. И. А. Меерзон одним из первых пошёл в народное ополчение осенью 1941 года и погиб, защищая Ленинград.

26 июня 1941 г., в связи с началом Великой Отечественной войны, строительство Дворца было законсервировано[9].

В построенных помещениях Дворца в годы войны размещалось овощехранилище.

Из исторической справки: 24 мая 1945 г. комиссия произвела осмотр здания Дворца. При осмотре было установлено, что образовавшиеся трещины в наружных стенах здания в зимний период 1941/1942 гг. остаются без изменения. Кирпич в кладке стен выветривается. Местами кладка пришла в негодное состояние, что было особенно заметно в выступающих частях на фасаде и карнизах. Комиссия пришла к заключению о необходимости скорейшего окончания постройки здания Дворца, с тем, чтобы предупредить дальнейшую порчу выполненных конструкций[10].

По сообщению комсомольского работника завода и Дворца В. Канюкова: «Спустя год-полтора после войны здание клуба совершенно обветшало. Директор клуба А.И. Шардин и активный участник самодеятельности К.А. Якушев пошли на прием к директору завода, где и доложили об этом. Созданная комиссия подтвердила опасения, вынесла резолюцию: клуб необходимо закрыть на капитальный ремонт. У А.И. Шардина каким-то образом сохранился проект Дворца, который и показали Солдатову. Директор завода внимательно изучил проект и загорелся его строительством. В 1947 г. на собрании партийно-хозяйственного актива было принято решение о возобновлении строительства. Выступая перед активом, Анатолий Григорьевич сказал: «Дворец этот предназначен для нас, поэтому строить его будем сами, своими силами»[11].

Вначале потребовалось восстановить обветшавшие фундаменты, перекрытия и кирпичную кладку. Работы вели строители треста № 14, к работам привлекли также немецких заключённых, которые проживали в лагере на месте современного стадиона «Звезда» и в самом здании, а их охрана — в соседних домах. Существует городская легенда о бунте среди заключённых, которые замуровали одного из особо жестоких надзирателей в стене, и его нашли после окончания строительства, а часть стены переложили заново[12].

Новый проект отделки здания был выполнен Московским институтом «Гипроавиапром».

Без государственных ассигнований, на огромном энтузиазме рабочих и благодаря энергичности, вдумчивости, умению видеть будущее руководителя завода А.Г. Солдатова проводилось строительство Дворца культуры.

Во второй половине 1949 года здание было в основном выстроено и начались отделочные работы.

Откуда берутся средства на строительство и благоустройство А.Г. Солдатов однажды ответил: «В прошлом году на всю работу по благоустройству по первоначальному плану нам было отпущено только 150 тыс. рублей, а мы истратили 4314 тыс. рублей и, как видите, живы и здоровы (в зале смех). Вот сейчас начальник Управления дороги тов. Самохвалов говорит мне: откуда же берешь ты такие деньги, как ухитряешься? А тов. Быховский (директор завода им. Молотова, в последующем – завод им. В.И. Ленина) говорит: как узнать твой секрет, откуда берешь деньги. Товарищи, я далек от того, чтобы скрывать свои секреты. Я просто хочу поделиться опытом (в зале смех). Я вам расскажу свой секрет. Прежде всего, как получить материал. Допустим надо получить 400 тонн нефтебитума. Это серьезная штука, каким образом мы его получаем – только лишь за счет экономии мазута на производстве. Мы экономим мазут, отправляем его на завод в Краснокамск, и нам приготовляют нефтебитум… По титульному списку капитального строительства и ремонта каждому предприятию, в том числе и нам, отпускаются огромные средства. Как правило, эти средства заводами полностью не используются, и директор может, конечно, если захочет, кой что из них использовать. В прошлом году мы так и поступили, но, в отличие от установившегося порядка, сначала выполнили работу, а потом поставили вопрос о его финансировании. Конечно, если бы мы начали сначала просить эти 4314 тыс. рублей, нам бы в них отказали. Я считаю, что это вполне допустимая вещь. Вот и все наши секреты по обеспечению выполнения больших работ по благоустройству, проведенных заводом в 1948 году» [13].

Солдатову удалось превратить возведение дворца во всенародную стройку. Модельщики цеха № 12 изготавливали мебель, токари, слесари, овладев для себя новыми специальностями, штукатурили, облицовывали стены, отливали лепнину, расписывали потолки, электрики собирали люстры, последним штрихом стали картины, украсившие стены его комнат и холлов, которые были приобретены на выставке, приехавшей в Молотов из Москвы[14].

«С шутками, песнями, весело, с задором мы разбирали бараки, стоявшие вокруг строящегося Дворца, очищали будущую площадь отхлама и мусора, вручную, лопатами делали планировку, - вспоминает ветеран завода Евгений Анатольевич Дылдин, - и всегда мы шли на строительство с охотой и бодрым настроением. Мы знали, что дворец строим для себя»[15].Вместе с профессионалами-строителями треста № 14 и художниками Перминовым, Шевковым, Силуяновым, скульптором Спильчевским, трудились сотни, тысячи рабочих завода. А директора завода Анатолия Григорьевича Солдатова строители между собой называли «главным прорабом», он до тонкости входил во всё, что касалось строительства Дворца.

Т.И. Силина, одна из исследователей истории моторостроительного завода, об

отношении Директора завода, А.Г. Солдатова, к городу и Дворцу писала: «…он (А.Г. Солдатов) не только выступал на сессиях Горсовета, работал  в комиссии по благоустройству, но и вершил многое…, подводя первые итоги восклицал: «Я убежден, что город мы можем и должны привести в порядок!» Многие тогда не понимали, зачем тратить средства на клумбы и газоны, на фонтаны и скульптуры, на картины и шикарные люстры для Дворца культуры. До излишеств ли, когда полгорода живет в бараках! А он был убежден- только так можно сделать город любимым»[16].

За строительство Дворца, как рассказывают летописцы завода, своевольный генерал «схлопотал» несколько выговоров, затем получил вызов «на ковер» к самому грозному Берии, который курировал тяжелую промышленность. В качестве отчета Солдатов представил огромный целевого назначения альбом, где во всем блеске и величии были сфотографированы все главные помещения роскошного Дворца. Увидев фотографии этой каменной симфонии, этой жемчужины зодчества, построенной для народа, Берия дело закрыл[17]. Автором фотоальбома был Матвей Кузнецов. Дочь Кузнецова, Иза Матвеевна, рассказывала, что для того чтобы сфотографировать главную люстру Дворца, которую Солдатов привез из Москвы на собственной машине (это тоже легенда: люстра громадная даже в разобранном виде), и роспись потолка, фотограф ложился на пол между креслами. Главным творческим правилом фотомастера было – увековечить надо порядок.

Всякие канавы и неживописные киоски на прилегающей к Дворцу территории по приказу генерала сносились мгновенно. Старое здание клуба, например, строители разобрали за одну ночь.

То ли в документах имеются разночтения, то ли  еще до госприемки первой очереди Дворца в нем уже проходили мероприятия, но в воспоминаниях и документах указывается: «5 ноября 1950 г. торжественное заседание, посвященное 33-й годовщине Октября, прошло в кинотеатре, а на следующий день здесь был организован вечер для строителей. Моторостроители получили к празднику хороший кинотеатр и спортивный зал. Вспоминает ветеран завода Н.А. Никулина: «В первое время мы как-то с трепетом входили в наш кинотеатр. Все в нем было прекрасно: просторное красивое помещение, хрустальные люстры, лепка потолка и стен. Картины и очень красивая мебель – все вызывало восхищение. До сеанса можно было почитать газеты, поиграть в шахматы или шашки или послушать выступление любимого всеми заводского джаз-оркестра»[18].

17 ноября 1950 г. комиссия осмотрела построенное трёхэтажное здание корпуса «Б» Дворца и на следующий день выдала заключение о возможности его принятия в эксплуатацию. 6 июня 1951 г. директор завода им. Сталина А. Г. Солдатов на торжественном совещании объявил о завершении строительных работ, 25 декабря 1951 г. комиссия приняла в эксплуатацию корпус «А», 12 февраля 1952 г. — корпуса «В» и «А», а к октябрю 1952 г. было завершено возведение левого крыла Дворца, в котором расположились Детский сектор и библиотека. Торжественное открытие Дворца культуры и техники имени И. В. Сталина состоялось в июне 1952 года[19].

На  открытии А.Г. Солдатов сказал: «Вот и дожили мы до богатства».  Дворец поражал великолепием: монументальный  фасад, дубовые рамы, наборный паркет, росписи на потолках…Стулья, которые сделали краснодеревщики, бархатные кулисы, лепнина, картины. Люстру везли откуда-то издалека, да не успели к сроку, пришлось тоже изготовить на заводе. Потом, когда люстра все-таки пришла, «заводскую» отправили в один из Дворцов культуры области, а себе повесили новую.

Каждый человек мечтает о хорошем доме, жилье. А самый лучший дом – это дворец. И вот для рабочего есть Дворец! Пусть не для жизни ежедневной, но он может приходить туда, проводить там часы своей жизни, отдыхать, смотреть кино, петь, танцевать, читать, играть в шахматы. Там мраморные полы, стены отделаны мрамором и малахитом, на стенах картины, где изображены счастливые люди, кругом лепнина, скульптура, мебель из дорогого дерева, хрустальные светильники и люстры, одним словом - Дворец. Тем более подчеркивается его значимость, что такой Дворец для рабочих моторостроителей был первым в городе, у других крупных предприятий Дворцы культуры были построены значительно позднее.

Давайте и мы откроем старый шикарный альбом[20] и «побродим» по Дворцовой площади и Дворцу моторостроителей, каждую деталь которого отразил фотолетописец Матвей Иосифович Кузнецов: стены, потолки, лестницы.

Тихий Компрос или Сталинский поселок – это особенный микрорайон нашего города. Первый секретарь Молотовского обкома ВКП (б) – Хмелевский К.М. в 1949 году сказал: «Примером правильного, большевистского подхода к вопросам городского хозяйства может служить завод им. Сталина. Руководители этого завода и в первую очередь директор завода тов. Солдатов лично занимаются благоустройством и не сезонно, а круглый год… Главное внимание было уделено поселку им. Сталина, и сейчас можно с уверенностью сказать, что поселок им. Сталина – лучший в городе»[21].

В наши дни поселок потерял былую роскошь города-сада, да и отношение у современного человека другое, но в середине прошлого века это была воплощенная в жизнь сказка.

Площадь, дворец и окружающие здания удивительно гармонируют между собой и составляют единый композиционный ансамбль. Общий вид поражает строгостью и чистотой линий, идеальным порядком окружающей территории.

Роскошная дворцовая площадь подчеркивает красоту здания Дворца. Площадь в строгом порядке разбита на клумбы, цветники, два симметрично расположенных фонтана, между цветниками и фонтанами широкие прогулочные дорожки. Фонари, гипсово-цементные скульптуры, садовые диваны являются украшением площади и располагают к отдыху.

Конечно, особое внимание привлекает Дворец культуры им. А.Г. Солдатова, но в то время он носил имя «вождя всех народов» - И. Сталина.

Дворец представляет собой монументальное сооружение, которое должно поражать своей величественностью, могуществом. Обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов говорит о стиле ампир – имперский, императорский или королевский. В советский период появился так называемый сталинский ампир – символ власти, величия страны, силы и славы промышленности страны, в данном случае – одного из крупнейших авиамоторных заводов.

Главный корпус напоминает нам здание Сцены Большого театра, ведь за основу был взят проект этого известного на весь мир здания. К главному корпусу справа и слева примыкают флигели. На фасаде главного здания имеются 4 дорические колонны, которые тянутся вверх, под самое небо и заканчиваются растительными капителями. Колонны поддерживают треугольный портик-навес. Между колоннами стоят почти двухметровые фигуры летчиков. Крышу Дворца венчают еще 2 фигуры – инженера и скрипачки, что символизирует - это здание высокой инженерной мысли, предназначенное для концертной деятельности.

Колонны и пилястры, поддерживающие навес образуют небольшую галерею перед входом.

Как известно, театр начинается «с вешалки». Поражает своей лепниной потолок вестибюля. Забегая вперед, хочется сказать, что даже в реставрационных комнатах Дворца лепные потолки. Сам вестибюль поделен полуколоннами, арками и переходами на секции. Потолок каждой секции в свою очередь поделен изящным лепным бордюром на многогранники-соты, квадраты и трапеции с замкнутыми в углублениях барельефными цветами-розетками. В центре каждой секции в многограннике-соте – люстра. Люстра семиламповая: в центре светильник-тарелка и шесть рожков-колокольчиков, смотрящих вверх.

Одна из стенных росписей Дворца, открывающаяся перед взором фотографа, поднимающегося из вестибюля по парадной мраморной лестнице с ковровыми дорожками, имеет следующее содержание: герб Советского Союза на постаменте со словами Сталина: «Труд в нашей стране стал делом чести, делом славы, делом доблести и геройства»,  - украшенные флагами союзных республик, счастливые герои страны: ученый, рабочий, колхозница, пенсионер и дети-школьники с цветами и книгами, и, конечно, все они мечтают построить коммунизм.По бокам арки-росписи на массивных тумбах-подцветочницах пальмы в горшках.

Через боковые от центральной лестницы проходы попадаем в кулуары партера. Ковровые дорожки смягчают стук дамских каблучков и стальных подковок на обуви, что было частым явлением на обуви рабочих – обувь-то беречь приходилось, вот и цокали, еще и модно было. Стены покрыты в метр - метр двадцать деревянными панелями. Вдоль стен удобные кресла, двух- трехместные диванчики с точеными ножками, обитые дорогим узорчатым гобеленом, бархатные шторы на окнах и дверях. На стенах картины в золоченых рамах. На одной вдалеке по силуэту можно различить Спасскую башню кремля, Дом Советов – Москва. На другой картине – Сталин в группе лиц на аэродроме любуются советскими самолетами. А на третьей изображено стадо коров, что ж надо подчеркнуть связь рабочего класса с крестьянством, да и у самого предприятия имеется большое подсобное хозяйство «Мулянка».

Глядя на фотографии, мы «можем подняться» на второй этаж. Здесь уже не парадная красная дорожка, а с орнаментом, не такая торжественная, но даже более красивая. На лестничных площадках установлены фонтанчики, из которых можно пить водопроводную воду. Лестницы и балконы огорожены балюстрадой – точеными столбиками с перилами. В кулуарах балконов та же обстановка, та же мебель в достаточном количестве. И уже сверху можем увидеть кулуары партера и главное фойе.

Казалось, мы увидели на фотографиях уже столько красоты, но забываешь об увиденном, попадая в главное фойе. Просторный зал высотой в два этажа. В зале нет глухих стен. Большие окна, задрапированные белыми и зелеными шторами. Противоположную стену главного фойе прорезают арки проходов в кулуары партера и балконов с балюстрадой. Блестит от яркого света лакированный паркет «в елочку». Стены с малахитовыми пилястрами-полуколоннами, венчающиеся белыми растительными капителями, поддерживающие сложный потолочный карниз. Потолок богато украшен белой с золотом лепниной, симметрично делящей потолок на геометрические фигуры, в углублениях которых растительные барельефы в виде гирлянд и розеток, советская геральдическая символика: щиты, ордена «Великой Отечественной войны» и «Трудовой славы», оружие и орудия труда. На потолке две художественные росписи, выполненные по эскизам художников В.А. Шевкова и В.И. Силуянова, отразившие тему борьбы за мир, апофеоз Победы над фашизмом[22].  Одна из которых символизирует Победу: группа советских воинов, один с поднятым автоматом, со знаменем Победы на фоне неба, другая символизирует Мир: мужчина со знаменем Труда и женщина и девочка – семейное счастье. Фойе освещают пять люстр центральная и четыре угловые, на пилястрах двухрожковые светильники-бра. На стенных росписях портреты В.И. Ленина и И.В. Сталина, так же используются копии известных полотен, таких как «Три богатыря»В.М. Васнецова, «Ходоки у Ленина» В.А. Серова и др. К главному фойе примыкает комната отдыха, заботливо украшенная в том же стиле, где можно посидеть, побеседовать, почитать газеты.

И, конечно же, святая-святых театрального здания  - главный зрительный зал на 1200 мест: партер, амфитеатр, бельэтаж или балкон первого яруса, балкон второго яруса. Сцена большого зала Дворца площадью 450 кв.метров, оборудованная по последнему слову техники и пожарной безопасности. Сцена и выходы балконов украшают треугольные портики-карнизы. На сцене красный бархатный занавес с золотой бахромой и кистями. Одна из легенд гласит: намучились с бархатом – во всем Советском Союзе в те годы невозможно было достать его красного цвета. Поэтому купили белый и серый, а заводские умельцы его покрасили.

На потолке главную многоярусную хрустальную люстру обрамляет круглое панно. Зрители, впервые попадающие в концертный зал Дворца, долго разглядывают его потолок – великолепную плафонную роспись с изображением юношей и девушек в национальных костюмах союзных республик СССР. Зал украшает богатый потолочный карниз из растительного и античного рисунка, по углам геральдические советские эмблемы, состоящие из щитов, колосьев, звезд, серпов и молотов.

В левом флигеле размещается кинотеатр и спортивный зал. Фойе так же обставлено удобной мебелью с ковровыми дорожками, с пальмами и другими комнатными растениями, на стенах картины с пейзажной живописью. Зрительный зал с потолочной лепниной, на стенных проемах театральные эмблемы, состоящие из цветочных орнаментов, гирлянд и музыкальных инструментов.

В спортивном зале окна под потолком, по стенам гимнастические лестницы, балкон для жюри, видны некоторые спортивные снаряды.

Имеется шикарный биллиардный зал на семь столов.

Общее количество различных помещений во Дворце культуры 242, чтобы посетить их все необходимо огромное количество времени.

В правом флигеле размещается библиотека, так необходимая предприятию, ведь огромное количество молодых рабочих учится без отрыва от производства, кто в вечерней школе, кто в техникуме, кто в вузе, да и любителей провести свой отдых с книгой немало. Библиотекой пользуются не только работники завода, но и жители микрорайона. Читальный зал для взрослых может вместить более 70 человек. Даже по фотографиям чувствуешь тишину читального зала. Большие окна, люстры, настольные лампы дают много света. Добротная массивная дубовая мебель, светильники, шторы, картины ленинско-сталинской тематики и портреты писателей – все выдержано в стиле сталинского ампира. В простенках между окнами шкафы со справочной литературой. Можно предположить, что это первая советская энциклопедия в 51 томе, которая издавалась с 1926 по 1949 годы.

В абонементе скопилась очередь. Кто-то читает выбранную книгу, кто-то работает с каталогом. В витринах выставки книг: одна посвящена И.В. Сталину, другая М.Ю. Лермонтову. Есть и отдельная комната «Ленин - Сталин».

Огромное внимание работники Дворца уделяли детям. Для детей работал абонемент детской библиотеки, читальный зал детской библиотеки, репетиционный и танцевальный зал, комнаты пионерских вожатых, комната юннатов, комнаты отдыха и игр. В детском секторе лепнина, стенные росписи, картины ленинско-сталинской и детско-пионерской тематики. Например, ярким образцом «социалистического жанра» служила копия картины народного художника СССР Федора Решетникова «Прибыл на каникулы».

В прекрасном огромном Дворце проводились конференции и технические выставки, портретные галереи знатных людей и выставки ручных поделок, насчитывалось более трех тысяч участников художественной самодеятельности. В этом дворце играли джаз! А какие танцы закатывали на сверкающем паркете!

А еще ресторан и буфеты в нижнем фойе и кулуарах балконов. Кто вспомнит сейчас аппарат для «газировки» с колбами с краниками для газ-воды и сиропа и фонтанчики для мытья граненых стаканов. Кстати количество граней на стакане было равно числу союзных республик в стране.

С болью говорит об утратах Т.И. Силина, отдавшая много лет своей жизни истории моторостроительного завода: «Благодарные потомки» изрезали картины, сбили роспись парадного входа, снесли фонари на дворцовой площади, исчезли навсегда бетонные спортсмены с бульварной части проспекта. Список потерь можно было продолжать и продолжать. Или списать на смену моды, собственника. Только старые фотографии да человеческая память хранят его былое великолепие»[23].

Не будем так строги. Ведь мы не хотим в каждую комнату повесить портрет Сталина, отменить одноразовую посуду и пить водопроводную воду. Приходят другие времена, другие люди. Дворец культуры продолжает работать.Дворец культуры имени А.Г.Солдатова и сегодня – один из крупнейших и лучших Дворцов культуры города, с богатейшей историей, традициями, достижениями и наградами, с огромным творческим потенциалом, он работает и развивается вместе с городом и является центром культурной жизни. Приятно, что в библиотеке и еще кое-где сохранилась дубовая мебель: и столы и стулья. Сейчас начинается реставрация стульев. А какой потолочный бордюр и перекрытия! Ажурные вентиляционные решетки. Старейший библиотекарь, Нина Леонидовна, с гордостью говорит, что только в библиотеке сохранились старинные ручки на дверях. Сохранились и старые массивные стеллажи для книг, правда, их в целях противопожарной безопасности необходимо заменить металлическими. Я с благоговейным трепетом трогала филенчатые двери и латунные дверные ручки, разглядывала лепнину потолков. Подобных зданий в городе нет. Может быть вернуть дворцу что-то из былого облика, обстановку, не везде, но в каких-то помещениях? Может бытьводить экскурсии по дворцу, как памятнику середины прошлого века, ведь сейчас моден стиль «ретро» и «ампир»? Но самое главное помнить, что дворец был создан силой ума и рук человеческих, и каким будет дальнейшая жизнь Дворца зависит от нас с вами.



[1] Стихи А.А. д-Актиль. Музыка И.О. Дунаевский.

[2] Канюков В. Наш дворец.// Феномен Солдатова Исследования. Воспоминания. Документы. – Пермь, 2004. – С. 160.

[3] Ленин В.И. Интервью с наркомом просвещения А.В. Луначарским.

[4] Федотова С.Л. Пермские моторы. История и легенды. – Пермь, 2009. – С. 23.

[5] Четверик И., Яхлаков В., Камский Б.., Стряпунин С. Пермский
моторостроительный.- Пермь, 1978. – С. 97.

[6] Четверик И. Указ соч. С. 98.

[7] Свердловский район. Время, события, люди. – Пермь, 2001. – С. 183 – 184.

[8] https://ru.wikipedia.org/wiki/И.А.Меерзон Википедия

[9] http://dksoldatova.ru/?istoria История ДК им. А.Г. Солдатова

[10] Гайсин О.Д. ДК им. А.Г. Солдатова.

[11] Феномен Солдатова. Исследования. Воспоминания. Документы. – Пермь, 2004. – С. 160 – 161.

[12] Интернет История ДК. Им. А.Г. Солдатова.

[13] ПермГАНИ. Ф. 1 Оп. 45. Д. 484 Л. 70-71.

[14] Силина Т.И. Пять возвращений Анатолия Солдатова.// Созвездие. Кн. 2. – М., 2004. - С. 159.

[15] Феномен Солдатова. Указ соч. С. 162

[16] Силина Т.И. Указ соч. С- 157.

[17] Северюхина В. Фотолетописец Матвей Кузнецов.// Голос моторостроителя.1993, 8 сентября

[18] Феномен Солдатова. Указ соч. С. 162.

[19] http://dksoldatova.ru/?istoria История ДК им. А.Г. Солдатова.

[20] Все описанные фотографии.// МБУ «Архив города Перми» Ф. 1053. Оп. 2. Из новых поступлений.

[21] ПермГАНИ. Ф. 1 Оп. 45 Д. 484 Л. 43.

[22] Свердловский район. Время, события, люди. – Пермь, 2001. – С. 184.

[23] Силина Т.И. Указ соч. С. 159.

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв