Златогорский Андрей Николаевич

(1889–1942)

Исполняющий обязанности председателя горисполкома
в 1933–1934 годах

Златогорский А.Н. АГП. Из новых поступлений.// РГАСПИАндрей Николаевич Златогорский родился в сентябре 1889 года в г. Саратове в семье рабочих. С шестнадцати лет плавал помощником машиниста на буксирном пароходе «Севск» саратовского купца Коробова[1]. В 1911 г. был призван на военную службу и отправлен в машинную школу Балтфлота.

В 1913 году был командирован на крейсер «Аврора» машинистом. Когда крейсер поставили на капитальный ремонт, Златогорский с 1 декабря 1915-го по 30 декабря 1917 г. работал слесарем в сборочном цехе на Петербургском франко-русском заводе, продолжая числиться по службе членом экипажа «Авроры».

Златогорский принимал активное участие в политической жизни команды. В партию большевиков вступил в мае 1917 г. Был выбран членом Петроградского Совета большевиков. Именно он доставлял на «Аврору» из дома у Калинкина моста, где помещался Совет, прокламации и «Правду». А. Н. Златогорский был избран первым руководителем партийной организации крейсера, состоящей из 42 человек. После вооруженного выступления 3 июля 1917 г. на крейсере «Аврора» велось следствие. Особая следственная комиссия для морских частей допрашивала членов экипажа, активистам выступления было предъявлено обвинение по 51 – 100 ст. Уголовного уложения, и Златогорский в числе прочих был заключен в тюрьму «Кресты». В конце сентября по требованию команды крейсера он был выпущен на поруки до суда[2]. Первый холостой выстрел из шестидюймового орудия крейсера «Аврора» по Зимнему дворцу послужил сигналом начала Октябрьского переворота. А. Н. Златогорский участвовал в работе II Всероссийского съезда Советов 25 октября 1917 г., на котором было создано Советское правительство во главе с В. И. Лениным.

В 1918 г. А. Н. Златогорский вошел в состав Делового Совета по управлению флотом. Был назначен работать на речной флот на Волгу в Саратов. В 1918–1921 гг. был членом президиума, а затем председателем Саратовского райкомвода[3].

В 1922 г. на Волжском съезде водников он избран председателем Волжского Окртрана, с организацией в 1923 г. бюро Центрального комитета Союза на Волге утвержден Президиумом ЦК водников председателем бюро. В 1924 г. Златогорский был избран на Всероссийском съезде водников в Центральный комитет, работал членом Президиума и заведовал тарифным отделом.

В 1925 г. он был переведен с Волги на Каму и назначен председателем Пермского райкомвода Союза водников, где работал до 1927 г. В 1928 г. «в порядке выдвижения переброшен» на советскую работу и избран на окружном Пермском съезде Советов заместителем председателя окрисполкома. В 1929 г. А. Н. Златогорский избран председателем Пермского окружного исполкома Советов[4]. В 1930 г. по решению Уралобкома он переведен в Уралоблисполком, введен в состав Президиума и назначен заместителем председателя Уралплана. Как представитель Урала он в 1929 г. был избран членом ЦИК СССР и ВЦИК[5].

По постановлению правительства в январе 1931 г. был образован самостоятельный Народный комиссариат водного транспорта. В том же году в границах бассейна р. Камы, включая главные притоки – Белую и Вятку, было создано самостоятельное Камское пароходство. Первым его начальником был назначен А. Н. Златогорский. Он проделал большую работу по развитию хозяйства бассейна и увеличению перевозок. На Каму тогда начали прибывать суда советской постройки. Камский буксирный флот пополнился пароходами «Пятилетка», «Молот», «Серп», «Красное Сормово». Замечательное по тем временам пополнение получил и пассажирский флот – пять двухпалубных теплоходов, имевших более высокие технические характеристики, чем суда дореволюционной постройки. На пристанских причалах появились транспортные перегружатели производительностью до 30 – 40 т в час. Кроме того, некоторые пассажирские и грузовые суда были оборудованы механизмами для выгрузки грузов из трюмов. Хотя многие грузовые операции приходилось еще выполнять с помощью тачек и крюков, уже виделось: ручной труд на грузовых работах будет с каждым годом сокращаться. Появилась селекторная связь, которая стала базой для диспетчерской системы управления движением флота. Другой облик обретали и затоны. Строительство производственных корпусов велось в Заозерье и Курье. Укрепление материально-технической базы пароходства благоприятствовало развитию перевозок. В 1931–1933 гг. грузооборот вырос почти на 30 процентов[6].

Златогорский работал напряженно. Он не избежал партвзысканий: поставлено на вид за перерасход фондов зарплаты в 1931 г., объявлен выговор за неподачу парохода под лес в 1932 г.[7]

Начальник Камского пароходства периода переоснащения порта, заместитель председателя Пермского окрисполкома, член Уралобкома партии, член ЦИК и ВЦИК, А. Н. Златогорский еще с сентября 1933-го по апрель 1934 г. исполняет обязанности председателя горисполкома.

В апреле 1934 г. он был переведен в Наркомат водного транспорта, назначен заместителем начальника Волжско-Камского центрального управления.

В феврале 1937 г. Златогорский понижен в должности, переведен из Народного комиссариата водного транспорта начальником Среднего Волжского речного пароходства в Куйбышев (Самара). Затем решением ЦК от 10 октября 1937 г. он снят с работы и исключен из партии.

Партийные документы погашены Сталинградским ОК ВКП(б) в марте 1940 г., исключен[8].

В последние годы жизни Андрей Николаевич Златогорский работал в Самарском порту. По воспоминаниям жены, он погиб 13 августа 1942 г. в результате несчастного случая[9].

Предшественник Преемник
Пыхтеев Василий Матвеевич Вернуться к списку Плотников Дмитрий Иванович
  1. АГП. Из новых поступлений. Автобиография. Копия // РГАСПИ.
  2. Дубилет Н. И. Кама – река-труженица. – Пермь, 1972. – С. 68–70.
  3. АГП. Из новых поступлений. Автобиография. Копия // РГАСПИ. 4 АГП. Из новых поступлений. Копия // РГАСПИ.
  4. Дубилет Н. И. Кама – река-труженица. – Пермь, 1972. – С. 68–70.
  5. Там же.
  6. АГП. Из новых поступлений. Регбланк. Копия // РГАСПИ.
  7. АГП. Из новых поступлений. Копия // РГАСПИ.
  8. ГОПАПО. Ф. 90. Оп. 2. Д. З–27.

Вакансии

  • Rambler's Top100