Молотов (Пермь)

Молотовский завод №33

Основные виды продукции

Авиационные карбюраторы для всех самолетов Красной Армии

Площадь перед проходными Молотовского завода №33. г. Молотов, Молотовская область. 1942 г.
Фото из музея «ОДК-СТАР»

Здание инструментального цеха Молотовского завода №33. г. Молотов, Молотовская область. 1941 г.
Фото из музея «ОДК-СТАР»

Первый корпус Молотовского завода №33. г. Молотов Молотовская область. 1943 г.
Фото из музея «ОДК-СТАР»

Карбюратор К-105, устанавливавшийся на двигатели самолетов Пе-2 и Як-4.
Фото из музея «ОДК-СТАР»

Карбюратор К-105БП, устанавливавшийся на двигатели самолетов ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, Як-3, Як-7 и Як-9.
Фото из музея «ОДК-СТАР»

Директор Молотовского завода №33 Г.Т. Вигура в своем рабочем кабинете. г. Молотов, Молотовская область. 1944 г.
ПермГАСПИ. Ф.90. Оп.2В. Д.61. Л.5

Начальник литейного цеха Молотовского завода №33 Б.В. Коноплев (второй справа) проверяет качество отливок у одной из работниц цеха. г. Молотов, Молотовская область. 1944 г.
ПермГАСПИ. Ф.1196. Оп.1. Д.200. Л.1

Рабочие литейного цеха Молотовского завода №33 за работой. г. Молотов Молотовская область. 1944 г.
Фото из музея «ОДК-СТАР»

Мастер Молотовского завода №33 П.П. Зубарев (первый слева) обучает молодых рабочих завода работе на станке. г. Молотов Молотовская область. 1943 г.
Фото из музея «ОДК-СТАР»

Стахановка Молотовского завода №33 А.С. Григорьева за работой. г. Молотов Молотовская область. 1944 г.
Фото из музея «ОДК-СТАР»

Молотовский завод №33

В 1938-1940 гг. в г. Молотове был построен завод №339, производивший авиационные карбюраторы. В августе-октябре 1941 г. в г. Молотов был эвакуирован из г. Москвы более крупный карбюраторный завод №33. 28 октября 1941 г. по решению наркома авиационной промышленности СССР заводы №33 и №339 были объединены в единое предприятие, получившее название Молотовский завод №33. Благодаря грамотно организованной эвакуации завод уже с октября 1941 г. приступил к производственной деятельности. В годы Великой Отечественной войны Молотовский завод №33 производил авиационные карбюраторы для советских самолетов. Всего за 1941-1945 гг. на предприятии было изготовлено 1 107 000 авиационных карбюраторов. Молотовский завод №33 в годы Великой Отечественной войны был единственным предприятием Советского Союза, выпускавшим карбюраторы для самолетов.

За успешную работу по производству карбюраторов для самолетов Военно-воздушных сил СССР Молотовский завод №33 в 1945 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Большинство работников предприятия за свою деятельность в годы Великой Отечественной войны также были награждены правительственными наградами.

Директорами Молотовского завода №33 в годы Великой Отечественной войны были: А.М. Сильков, А.Г. Солдатов, М.И. Маланин, Г.Д. Брусникин и Г.Т. Вигура.

Главным инженером Молотовского завода №33 в годы Великой Отечественной войны был И.И. Чистяков.

Личная история

История Б.В. Коноплева - начальника литейного цеха Молотовского завода №33

Осенью 1942 г. Молотовский завод №33 посетил первый заместитель наркома авиационной промышленности СССР П.В. Дементьев. Переговорив с руководством предприятия, Петр Васильевич прошел по всем цехам, пообщавшись как с начальниками цехов, так и с простыми рабочими. Особенно внимательно П.В. Дементьев осматривал литейный цех, начальником которого в то время был Б.В. Коноплев. Петр Васильевич задал Борису Всеволодовичу много вопросов и на все получил грамотные, исчерпывающие ответы. Осмотр литейного цеха произвел хорошее впечатление на П.В. Дементьева и перед тем как попрощаться с Б.В. Коноплевым он спросил, есть ли у него какие-либо просьбы или пожелания. Борис Всеволодович ответил, что со всеми производственными трудностями коллектив литейного цеха постарается справиться своими силами, однако желательно хотя бы немного улучшить продовольственное обеспечение работников. После этого П.В. Дементьев дал распоряжение выделить цеху Б.В. Коноплева наряды на 500 кг муки и 50 кг яичного порошка.

Получив муку Б.В. Коноплев решил организовать выпечку из нее булочек для работников своего цеха и получил на это согласие руководства завода. Однако, цеховая столовая была слишком мала, чтобы осуществлять там выпечку и тогда Борис Всеволодович решил выпекать булочки прямо в помещении цеха. Для этой цели прямо в литейном цехе установили и переоборудовали термическую печь, на которой ежедневно удавалось выпекать 300-350 булочек. Рабочие завода прозвали эти булочки «чибриками». «Чибрики» выдавались, прежде всего, передовикам производства и многосемейным рабочим. В условиях сложной продовольственной ситуации свежие булочки были настоящим лакомством и работники литейного цеха были очень благодарны Борису Всеволодовичу, организовавшему выпечку «чибриков».

Коноплев Б.В. Убеждений своих не меняю. – Пермь, 2003, стр.37-38


Предприятия Пермского края
 Нытва  Молотов (Пермь) Соликамск