ЧАЙКОВСКИЙ В ПЕРМИ

К 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского

I

Множество незримых нитей связывает великого русского композитора Петра Ильича Чайковского с Пермской землей. Нити эти порой настолько тонкие и хрупкие, что даже пытливый взор историка оказывается не в силах уловить их. Словно уставшие от векового напряжения струны старой скрипки, они грозят порваться на самом интересном и загадочном месте сонаты. Нам остается лишь вслушиваться в еле различимые звуки исторических свидетельств, сотканных из обрывков небрежно брошенных фраз и нечаянных упоминаний о минувшем.

П. И. Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городке на самой границе между Вятской и Пермской губерниями. Будущего композитора встретило влажное благоухание уральской весны, запах талого снега и аромат нетерпеливо набухающих почек. Кажется, дыханием этой первой весны наполнены самые светлые страницы творчества П. И. Чайковского. Воспоминания о детских годах, проведенных в Прикамье, он пронесет через всю свою жизнь. В августе 1891 года, увидевшись в Монбельяре со своей воспитательницей Фанни Дюрбах после десятилетий разлуки, Петр Ильич напишет старшему брату Николаю: «Прошлое со всеми подробностями до того живо воскресло в памяти, что казалось, я дышу воздухом воткинского дома... По временам я до того переносился в это далекое прошлое, что делалось как-то жутко и в то же время сладко» .

Удивительно, но судьба связала композитора с Прикамьем задолго до его рождения, словно провидению было угодно заранее указать место его будущей вечной жизни. Дед композитора, Петр Федорович Чайковский (1745–1818), был участником русско-турецкой войны 1764–1774 годов. В середине семидесятых полк, в котором он служил, расквартировали в Перми. Еще во время войны Петр Федорович был произведен в лекари; Пермь же стала первым местом его мирной врачебной практики. Затем последовало назначение в Кунгур на должность городового лекаря. Возможно, тогда-то и состоялось знакомство Петра Федоровича с будущей женой его Анастасией Степановной Посоховой, дочерью подпоручика, геройски погибшего при обороне Кунгура от пугачевских отрядов. После Кунгура П. Ф. Чайковского переводят штаб-лекарем в Вятку, где в 1785 году он получает право дворянства. Через десять лет ему удается стать городничим – сначала в Слободском, затем в Глазове. Во время краткого пребывания семьи Чайковских в Слободском на свет появляется Илья Петрович, отец композитора.

Другому сыну глазовского городничего – Владимиру Петровичу Чайковскому – суждено было пойти по стопам отца и на закате дней вновь вернуться в Пермь. В 1811 году, когда над Россией свинцовой тучей нависла угроза войны с Наполеоном, восемнадцатилетнего юношу определяют в Симбирский пехотный полк. В ноябре 1812 года этот полк участвует в знаменитом сражении под Красным к юго-западу от Смоленска. Поручик Чайковский ранен, но не смертельно. Позже, по ошибке, его имя будет начертано на шестой стене храма Христа Спасителя среди героически погибших под Смоленском. Между тем, у юного солдата впереди еще сражения при Кайзерсвальде, Бунцлау, Мейсинге, Лейпциге, переправа через Рейн, бой при Лаоне и расквартировка в предместьях Парижа, два ордена Св. Анны «За храбрость» и серебряная медаль на голубой Андреевской ленте. После войны – годы гражданской службы в Пермской губернии. С 1821 по 1835 год Владимир Чайковский занимает должность городничего Оханска. В начале сороковых он вместе с женой и детьми переезжает в Пермь, где живет его мать Анастасия Степановна и сестра Олимпиада Петровна и куда частенько по делам заезжает брат Илья Петрович, в то время уже начальник Камско-Воткинского горного завода. В 1843 году от чахотки умирает жена Владимира Петровича Мария Александровна. Ее смерть стала тяжелой утратой для детей, особенно для маленькой Лидии. Поэтому братья Чайковские принимают нелегкое решение увезти девочку из Перми в Воткинск, чтобы она воспитывалась в доме Ильи Петровича вместе с будущим композитором. В годы обучения в Петербургском училище правоведения юный Пьер Чайковский с тоской и нежностью будет вспоминать пермскую девочку Лиду.

Отец композитора, Илья Петрович, часто приезжал из Воткинска в Пермь. Там его ждали не только родные, но и друзья. Самым близким из них был Василий Васильевич Любарский – сокурсник Чайковского по горному корпусу, добившийся должности берг-инспектора всех уральских заводов. То обстоятельство, что В. В. Любарский стал крестным отцом одного из сыновей Ильи Петровича – Модеста, – свидетельствует о глубине их дружеских отношений.

Осенью 1848 года Илья Петрович вместе с семьей покидает Воткинск. Несколько месяцев Чайковские живут в Москве, затем в Петербурге. Но через полгода Урал, этот туманный и угрюмый край, вновь призывает к себе: теперь их ждет Алапаевск в Пермской губернии. Путь туда долог. Апрель. Распутица. Дневная оттепель сменяется вечерними заморозками. Вдоль дороги – бесконечная гряда потемневших от сырости елей. А впереди – Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург. Скорее всего, именно тогда, весной 1849 года, Петр Ильич Чайковский впервые побывал в Перми. Мы не знаем, гостили ли Чайковские у Владимира Петровича или остановились у радушных Любарских; в любом случае, их пребывание в Перми не могло быть долгим.

Год в Алапаевске пролетел незаметно. В одном из писем к Фанни Дюрбах Лида Чайковская так описывает дни, прожитые в этом городе: «Мы проводим время без скуки...Вечером читаем и даже иногда танцуем и поем. Пьер нам аккомпанирует на фортепьяно, он прелестно играет, даже можно подумать, что играет взрослый. Нельзя сравнить, как он играл в Воткинске и теперь».

Летом 1850 года десятилетний Петя с матерью отправляется обратно в Петербург для прохождения курсов в Училище правоведения. На этот раз он навсегда покидает уральские земли. Дорога знакомая, но чувство тревоги и одиночества не покидает его. Мысль о близком расставании с матерью не дает покоя. Слышен стук копыт и шум ветра, резвящегося меж сосен. Быть может, это лесной царь манит его в чащу? Он пытается сильнее прижаться к матери… и засыпает. Остановка в Перми. Опять Любарские, Владимир Петрович, друзья и знакомые. Наутро – торопливое прощание, и снова – дорога, нескончаемый Сибирский тракт. Последний взгляд на исчезающую вдалеке Пермь: «До свидания, странный город, – мелькает в голове Пети, – вернусь ли я сюда?..»

II

П. И. Чайковский вернулся в Пермь в конце XIX века. Вернулся, чтобы навсегда поселиться в уютном зале провинциального театра. Здесь, под сенью пасторальных фресок на античный сюжет, среди изящно завитых белых волют и багряной бархатной обивки обитает его дух. Здесь звучит его музыка, наполняя зал влажным благоуханием мая, туманной сыростью угрюмой уральской осени и чарующей изморозью зимних грез.

Еще на заре существования Пермского театра произведения П. И. Чайковского стали неотъемлемой частью его репертуара. Доподлинно известно, что его опера «Опричник» значилась в афише уже в 1897 году. А театральный сезон 1903/04 года украсили две другие его оперы – «Чародейка» и «Черевички», имевшие огромный успех у пермской публики. Возрождение пермского театра как полноценного и постоянного творческого коллектива после Гражданской войны также связано с музыкой Чайковского: 2 октября 1925 года в театре аншлаг, идет «Пиковая дама».

1931 год запомнился пермякам премьерой «Лебединого озера». А столетие со дня рождения П. И. Чайковского было отмечено новыми постановками «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы». 1954 год – знаменитые гастроли Молотовского театра оперы и балета в Москве: пермяки блестяще исполняют «Чародейку» – оперу, которую композитор считал своим лучшим творением и которую незаслуженно забыли в столицах. В 1950-е годы на театральных афишах можно встретить также «Мазепу» и «Орлеанскую деву».

15 мая 1965 года Постановлением Совета Министров РСФСР № 598 Пермскому театру оперы и балета было присвоено имя П. И. Чайковского. Теперь ни один театр мира, кроме Пермского, не мог претендовать на то, чтобы носить имя великого композитора. Размышляя о значении этого события, главный режиссер театра Иосиф Келлер писал: «“Евгений Онегин” моя пятая (после «Чародейки», «Пиковой дамы», «Мазепы» и «Орлеанской девы») постановка оперы П. И. Чайковского на пермской сцене. И я думал, что последняя. Но когда в 1965 году театру было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, уроженца Прикамья, все мы пришли к решению: чтобы действительно иметь право называться Домом Чайковского, надо включить в репертуар все его восемь опер».

Иосиф Келлер, вероятно, был первым, кто назвал Пермский театр Домом Чайковского. Отныне коллективу театра становится ясно, что дом, где обитает дух П. И. Чайковского, один, и находится он не в Воткинске, Алапаевске, Клину или Каменке, а в Перми. Ощущение метафизической значимости присвоенного имени дает мощный творческий импульс развитию театра. Благодаря совместным усилиям режиссера И. И. Келлера и дирижера Б. И. Афанасьева в середине семидесятых годов Пермский театр первым в мире осуществляет постановку полной антологии сценических произведений П. И. Чайковского. В 1974 году проходит первый фестиваль оперно-балетного творчества композитора; затем музыкальный праздник повторяется в 1983 и 1988 годах. В мае 2010 года уже четвертый по счету фестиваль, приуроченный к 170-летию со дня рождения композитора, идет под названием «Весь Чайковский».

Не остается без внимания и симфоническое наследие композитора. В 2007 году оркестр театра под управлением дирижера В. И. Платонова исполняет Первую и Третью симфонии, а в октябре 2008 года звучит симфония «Манфред». Интерпретация «Патетической симфонии», представленная на суд пермских слушателей Теодором Курентзисом и оркестром MusicAeterna в 2011 году, по сей день является предметом восхищения и споров в музыкальной среде. В апреле 2014 года Теодор Курентзис дирижирует Четвертой, а выдающаяся скрипачка Патриция Копачинская исполняет ре-мажорный концерт.

Когда в Пермском театре оперы и балета звучит музыка Петра Ильича Чайковского, кажется, будто сам композитор незримо присутствует в зале. Вот он – в пятом ряду в партере, сидит, наклонив голову, в легкой задумчивости, погруженный в воспоминания. Его душа созерцает образы прошлого, лица родных и друзей. Но пережитые утраты больше не терзают его, давно минувшее уже не причиняет боли. Зимний путь окончен. Он спокоен. Он у себя дома.

К. В. Прозументик

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв