Искусство как принцип жизни

К 70-летию со дня рождения О. М. Власовой 

О.М. Власова. Из семейного архиваИскусствовед Ольга Михайловна Власова – коренная пермячка. Все ее предки жили на берегах Камы. Особенно прославился прадед – бакенщик Степан Васильевич Власов, который проработал в Камском речном пароходстве семьдесят лет и за спасение пассажирского парохода получил орден Ленина, самую высокую награду в советское время. Со стороны матери – две священнические династии Пономаревых и Логиновских.

Профессию искусствоведа Ольга Михайловна выбрала, обучаясь в пермской школе № 32, которую окончила с золотой медалью. Затем, проработав один год в Пермской художественной галерее, поступила и успешно окончила искусствоведческое отделение исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1966–1971). «Заряд», полученный в МГУ, определил ее работу в дальнейшие годы.

По «распределению» (тогда – обязательной отработке диплома) О. М. Власова попала в Пермский государственный университет, на кафедру всеобщей истории (зав. кафедрой Л. Б. Кертман), где читала лекции по истории изобразительного искусства. Вскоре, по приглашению заместителя директора по научной работе Пермской художественной галереи А. Г. Будриной, перешла на должность заведующей отделом отечественного искусства, где работала до середины 2008 г.

Главный предмет исследований Власовой – пермская деревянная скульптура, знакомство с которой началось в последний год жизни собирателя скульптуры Н. Н. Серебренникова на его встречах с сотрудниками галереи. Ее первое самостоятельное исследование о пермской деревянной скульптуре – курсовая работа, написанная под руководством профессора МГУ, доктора искусствоведения М. А. Ильина (1967).

В 2003 г. О. М. Власова защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Храмовая скульптура Пермского региона» в Научно-исследовательском институте теории и истории искусства Российской академии художеств (Москва). Ровно через десять лет защитила докторскую диссертацию на тему: «Резные иконостасы и храмовая скульптура Прикамья XVIII – начала XX века». Защита проходила в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова.

Сегодня О. М. Власова – первый и единственный в Перми доктор искусствоведения в сфере изобразительного искусства.

На всех этапах своей исследовательской работы Ольга Михайловна стремилась к комплексному изучению древнерусского искусства, поэтому весь ареал художественных явлений рассматривала в контексте храмового синтеза искусств. Не ограничиваясь проблематикой пермской деревянной скульптуры, изучала коллекции строгановских икон и строгановского лицевого шитья, хранящиеся в фондах галереи. В год тысячелетия принятия христианства на Руси (1988) в галерее под ее руководством строится первая выставка золотого шитья строгановской школы с одновременно опубликованным каталогом этой доселе неизвестной коллекции. А первый каталог собрания строгановских икон, созданный О. М. Власовой, был опубликован в сборнике «Искусство строгановских мастеров», который вышел в Москве в издательстве «Советский художник» в 1991 г.

Кроме научно-исследовательской работы, О. М. Власовой приходилось заниматься комплектованием коллекций древнерусского и народного искусства, принимать участие в экспедициях галереи по разным районам Пермского края.

Всего за 45 лет творческой работы О. М. Власова написала более 300 книг и статей о пермской деревянной скульптуре, о строгановской иконописи, строгановском золотом шитье, о русском и пермском изобразительном искусстве. Из самых крупных публикаций следует отметить книгу «Пермская деревянная скульптура: между Востоком и Западом», которая была издана в пермском издательстве «Книжный мир» в 2010 г. Пермская деревянная скульптура поставлена автором в русло развития всей русской храмовой пластики, необычайно популярной во всех городах и весях России. Возникнув на пограничной территории, между Европой и Азией, пермская храмовая скульптура стала проводником оригинальных образцов храмовой пластики на Восток, в зауральские и сибирские регионы. В основном, это глубоко переработанные европейские веяния, «захлестнувшие» Россию с Петровских времен. Пермскую скульптуру можно представить себе как некий медиум, как культурный мост, возникший между Востоком и Западом. Черты взаимодействия, слияния и переработки разнородных стилистических веяний – лучшее тому подтверждение. Главное своеобразие пермской пластики, как считает Ольга Михайловна, как раз и состоит в том, что она сумела «переплавить» традиции западноевропейского и русского искусства в единое целое, не потеряв величия древнерусской храмовой пластики.

После огромной подготовительной работы в 2011 г. О. М. Власова на собственные средства издала первый полный каталог коллекции деревянной скульптуры в Пермской художественной галерее, который позднее был переиздан в московском издательстве «Арт-Волхонка» (2013). Тогда же вышла книга «Резные иконостасы Прикамья» (пермский издатель И. В. Красносельских), где пермская деревянная скульптура рассматривается как необходимая часть иконостаса и всего храмового комплекса искусств.

С 1970-х гг. О. М. Власова включилась в исследование современного художественного процесса. «Пробным камнем» явилась выставка произведений замечательного пермского пейзажиста А. И. Репина (1977), подготовка которой потребовала много времени и огромных усилий. К сожалению, выставка проработала в Центральном выставочном зале всего неделю и была закрыта по распоряжению властей, которые объявили А. И. Репина «формалистом».

Такая «закалка», однако, не помешала дальнейшей работе искусствоведа. Одна за другой последовали выставки произведений К. М. Собакина, В. Ф. Мальцева, В. И. Захарова-Холмского; выставка работ четырех пермских художников – И. Лавровой, Л. Лемехова, А. Филимонова, В. Мацумаро-Хана (1981). Эта знаменитая «Выставка четырех» прошла в галерее и тоже имела массу нареканий со стороны местных властей. В дальнейшем Власова работала над персональными выставками Ю. И. Заботина, Ю. А. Маношина, Е. Д. Шелонникова; над групповыми выставками «Акварели Прикамья» и «Четырнадцати пермских художников» в Центральном выставочном зале Перми.

В 1989 г. О. М. Власова вступила в члены Союза художников России. Она и сейчас активно проявляет себя как художественный критик и куратор выставок, работающий на разных выставочных площадках Перми. Постоянная точка приложения сил – Пермский Дом художника, где она устраивает выставки с конца 2000 г. Всего на счету Ольги Михайловны более 150 художественных выставок разного типа.

Изучение художественной жизни Перми находило выходы в разнообразных изданиях. В 1981 г. в Пермском книжном издательстве вышел сборник «Художники Перми», где О. М. Власовой были написаны разделы о пейзажной живописи, станковой графике и книжном искусстве.

Далее последовали многочисленные статьи о пермских художниках для буклетов, каталогов, журналов, газет. Много времени и сил было отдано изучению творчества замечательного коми-пермяцкого художника П. И. Субботина-Пермяка – о нем написано несколько статей и книга из серии «Замечательные люди Прикамья», которая вышла в Пермском книжном издательстве в 1990 г.

Достижения О. М. Власовой в сфере изобразительного искусства были замечены. В 1993 г. она получила звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». В 1995 г. стала лауреатом Областной премии в сфере культуры и искусства. Сегодня трудовой стаж О. М. Власовой насчитывает почти 50 лет...

Большую роль в искусствоведческой практике О. М. Власовой сыграла преподавательская работа, которую, с небольшими перерывами, она вела с 1971 г. Возможно, здесь сказалась наследственность – родители Ольги Михайловны были вузовскими преподавателями русского языка и литературы. Сначала она преподавала в Пермском государственном университете, затем в политехническом университете, сельскохозяйственной академии, в Пермском государственном институте искусства и культуры, в Уральском филиале Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова, где ведет занятия по истории и теории изобразительного искусства с самого первого учебного года (1992/93) по настоящее время. И, как говорит Ольга Михайловна, особенно отрадно встречать произведения своих бывших учеников на главных выставочных площадках России…

А. В. Доминяк

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв