«Как быть счастливым…»

К 100-летию со дня рождения писателя Владимира Ивановича Воробьева


Детским писателем быть совсем не просто. Им «нельзя сделаться, им нужно родиться», утверждал В. Г. Белинский, потому что помимо таланта нужны особое проникновение в душу ребенка, любовь к детям, «память детства». Юный читатель доверчиво ищет в книге ответы на свои бесконечные «почему». Но судьба детского писателя – счастливая судьба: ведь нет более активного, более благодарного, более отзывчивого и чуткого читателя, чем ребенок или подросток.

Владимир Иванович Воробьев – замечательный детский писатель, знаток детской души, добрый, светлый человек, книги которого знают, читают, любят уже несколько поколений читателей, один из тех писателей, кто свой талант и сердце отдавал детям.

Он переменил немало профессий, пока не нашел то единственное, что оказалось его призванием, – нелегкий труд детского писателя, главное в котором, он считал, «подсказать ребятам, как быть счастливым. Не притворяться счастливым, а быть им! Дело это трудное и ответственное, ведь дети – это серьезные люди, и разговаривать с ними надо на равных. Мой рецепт счастья может, наверное, показаться очень простым: главное в жизни – это найти свое дело. Только тогда ты будешь счастливым, только тогда тебе будет очень интересно жить. А жить надо каждый день, не надо откладывать жизнь на завтра».

Этот удивительный писатель родился 7 марта 1916 года в городе Самаре, в семье служащего. Много сведений из жизни писателя можно почерпнуть из его книги автобиографических рассказов «Такое кино…», где он делится воспоминаниями о своем детстве и юности. Когда Володе было три года, семья переселилась жить в родную деревню его отца, а когда исполнилось шесть лет – на Кавказ. Это было тяжелое время: «Гражданская война еще не закончилась, трудно было жить в разрушенной стране». Но у мальчика были свои заботы: он был очень любознательным, непоседливым, хотя, как он про себя пишет, «тихоньким и непроказливым».

В деревне Володя увидел в первый раз корову, петухов, лошадей, поросят («Обида», «Наш петух»), ловил головастиков в болоте, за что ему один раз попало от отца («Папа меня побил»). Когда катался на одном коньке, чуть было не замерз, потому что потерялся («На одном коньке»), с удовольствием отмечал праздники («Первое мая», «Пасха»), часто болел и один раз чудесно выздоровел («Бывают ли на свете чудеса»). Все его детские воспоминания полны теплой грусти, теплоты и лиризма, особое место в них занимают, конечно, образы отца и матери, любимой бабушки Оли, глубоко верующей, но не навязывающей свою веру внуку. Мама Анюта безгранично любила своего сынишку, всячески старалась его уберечь: двое детей – мальчик и девочка, родившиеся ранее, – умерли у нее в один день от скарлатины («Фиолетовый вечер»). В рассказе «Оловянный солдатик» с чувством глубокой ностальгии передается образ любящего отца.

Подростком Володя увлекался радиолюбительством, авиамоделизмом, рыбной ловлей, походами в лес за грибами, путешествиями по рекам.

Наверное, счастье человека – в постоянном движении, в преодолении трудных дорог, взятии все новых и новых вершин. Об этом немало размышляет писатель. Он убежден, что только радость осуществленной воли может сделать человека по-настоящему счастливым.

В рассказе «Моя первая Елена Ивановна» Владимир Иванович описывает свой первый день в школе: за какую-то провинность учительница в конце уроков «рассердилась и велела встать у доски». Мальчик до ночи просидел в классе, не зная, прощен он или нет, пока за ним не пришли перепуганная мама, сторожиха и сама учительница. Тогда же, в первом классе, будущий писатель стал вести дневник в подражание великим путешественникам («Дневник»). Вряд ли думал Володя Воробьев, что станет писателем, но его природная склонность к наблюдению человеческих характеров складывалась уже тогда.

«Я вел дневник почти каждый день. Рассказывал, как прошло классное собрание. Кого выбрали в класском, кого в санкомиссию. Что мастерил сегодня. Чаще всего я делал тогда модели аэропланов. Так назывались самолеты», – напишет потом уже признанный писатель. Первым своим рассказом В. И. Воробьев считал одну из дневниковых записей, сделанную в 1924 году. Мать хотела видеть сына врачом, человеком в белом халате, помогающим людям, да и сам Володя «давно уже хотел стать врачом, исцелять страждущих радиоволнами и электричеством, жаждал открыть неизвестную еще человечеству биоэнергию, заставляющую… жить человеческое сердце» («Как я был доктором»). Мечтам сбыться не довелось: в 1934 году он поступил в Пятигорский медицинский институт, но тяжелая болезнь (после падения в детстве с крыши сарая у него развился туберкулез позвоночника) не позволила продолжать учебу. А потом началась Великая Отечественная война.

В 1943 году Владимир Иванович ушел добровольцем на фронт. Служил он рядовым солдатом-артиллеристом. За мужество, проявленное в боях с немецко-фашистскими захватчиками, был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, шестью медалями. После ранения он демобилизовался из армии и работал лаборантом на Пятигорской туляремийной станции («У наганов жесткие стволы»). Многие военные воспоминания будут затем отражены в его рассказах: «Произведи себя в майоры», «Костер на рояле», «Мой напарник», «Пароль», «Такое кино…», «Цветы далекой печали». После войны будущий писатель пытался учиться в Пятигорском педагогическом институте на факультете иностранных языков, но сказались последствия контузии, и Владимир Иванович, инвалид Великой Отечественной войны, стал работать в курортном парке ночным сторожем.

В 1949 году судьба забросила Воробьева в Пермь. Здесь им было испробовано немало профессий: он работал механиком, электриком, мастером-трафаретчиком, был рабочим на строительстве Камской ГЭС, преподавал в школе английский язык, был инспектором и методистом областного управления культуры, внештатным корреспондентом областного радио и газеты «Звезда». Все пережитое им уже давно просилось на бумагу, но еще долго Владимир Иванович Воробьев будет искать себя на литературном поприще.

Сначала он писал небольшие рассказы и очерки, пьесы и сценарии. В 1949 году в Перми, в газете «Звезда», появился его рассказ «Первый урок», о нелегком пути учителя к ребячьему сердцу, а в 1955 году вышел первый сборник рассказов «Честное пионерское».

Владимир Иванович в одном из интервью газете «Молодая гвардия» говорил: «В душе я всегда был немного мальчишкой. Мне очень нравилось быть мальчишкой, у меня было счастливое пионерское детство, и, может быть, по- этому меня всегда так манит вернуться туда…»

Герои рассказов – пионеры послевоенных лет, самостоятельные, умелые. Даже неуспевающий ученик мог запросто электрифицировать географическую карту. И не только, а еще и озвучить ее, чтобы при хорошем ответе ученика карта говорила: «Правильно!» («Как заговорила карта»). В пионерских отрядах и звеньях жизнь кипела. Мальчишки участвовали в политехническом кружке, собирали радиоприемники, показывали со сцены фокусы, основанные на знании физики («Мы – факиры»). Пионеры чинили игрушки для малышей из детского сада («Новенькая»), строили ледяную горку для малышей, чтобы им было безопасно кататься («Новая трасса»). Владимира Ивановича привлекают деятельные, активные характеры, прямые и честные. Вместе с тем его рассказы приводят к раздумьям о благородстве, доброте и предательстве («Ссора»), о беде, которую несут эгоизм и избалованность («Мама»), вызывают улыбку комическими положениями, в которых, из-за собственных промахов оказываются порой его герои («Честное пионерское»).

А в 1960 году Пермским книжным издательством впервые была напечатана самая известная сказка Владимира Ивановича Воробьева – «Капризка». В 1963 году В. И. Воробьев был принят в Союз писателей СССР.

«Слово “каприз” означает игру, шалость. У каждого человека есть так называемая вторая натура, этакий “бесенок”, который иной раз подзуживает, подговаривает на поступки, которым потом сам не рад. Капризка – олицетворение этой второй натуры», – так рассказал о своем герое автор. В этой сказке мир словно увиден глазами детей. Как отмечал Евгений Львович Шварц, «сказка может быть удачна только в том случае, если автор глубоко уверен в том, что все, что он рассказывает… серьезно и значительно». Такую авторскую уверенность можно отметить как важнейшее достоинство книги про Капризку. Все случившееся с героями книги сначала кажется просто смешным и увлекательным, а потом уже по-настоящему тревожит: как страшно в Стране ничевоков, живущих по принципу: «Хочу, не хочу – делаю, что хочу! Хочу – учусь, не хочу – верчусь! Хочу, не хочу – пишу, как хочу!». Капризные ребята превращаются в ничевоков – великовозрастных бездельников и неучей, ничего не умеют и не хотят делать, ничего не знают и не хотят знать, боятся докторского шприца и целиком находятся во власти хитрого и жестокого Капризки! А сколько в наше время бродит по улицам ничевоков!

Книга выдержала несколько переизданий, была инсценирована на телевидении, Пермский театр кукол создал для малышей спектакль о Капризке, а на студии «Пермьтелефильм» в 1983 году был создан кукольный мультипликационный фильм. В 1968 году вышла книга «Капризка – вождь ничевоков». Теперь общее заглавие «Капризка» объединяет эти книги.

Многое в сказках В. И. Воробьева идет от детской игры или связано с нею. Поэтому самые невероятные ситуации, сочетаясь с психологически точно переданными переживаниями, конкретными деталями, выглядят убедительно. Сатира соседствует с мягким юмором и лиричностью. Повседневное вдруг оборачивается неожиданной стороной, возникает ощущение «чуть-чуть» волшебного в самом, казалось бы, будничном. Происходит незаметное смещение граней реального и фантастического.

Большинство героев его книг пришли из народных сказок, но они стали близки нам своими устремлениями, поступками, отношением к жизни, приобрели черты наших современников. Неожиданно по-новому вскрылись характеры традиционных персонажей. Привлекательны образы уральских умельцев Ивана Смышлена и Ивана Легкая рука. Это не только великолепные мастера, но и люди большого сердца, знающие радость творчества. Вошли в мир детства, став нарицательными, образы «ничевоков», Степы-Недотепы, Лежебоки Неохоткина. Появление сатирических образов в сказках В. И. Воробьева обусловлено стремлением писателя показать не только суть осуждаемых явлений, но и причины, порождающие их, и все то отталкивающее, что связано с детской ленью, капризами, нежеланием серьезно трудиться.

Часто героями сказок В. И. Воробьева выступают дети, попадающие в «сказочные» ситуации, которые дают им знания о жизни, окружающих предметах, живых существах. Они познают и нравственную суть взаимоотношений между людьми («О том, как Лежебока Неохоткин работягой стал», «Кто ночью не спит», «Про мальчишек нехороших», «О том, как кот Васька в третий класс перешел»). Ненавязчиво, без морализации и назидательности сказки В. И. Воробьева воспитывают у детей понимание того, что хорошо и что плохо, что достойно и что непристойно, какого человека можно уважать, а какой не заслуживает уважения.

В сказках В. И. Воробьева всегда есть глубокий смысл, они неоднозначны. За событийной занимательностью проглядывают серьезные раздумья писателя о сложности взаимоотношений людей, о человечности и чуткости. Словно верный друг, автор всегда рядом с читателем. Он незаметно помогает увидеть, услышать, понять то главное, что порой скрыто от поверхностного взгляда; спокойный тон рассказчика, много видевшего, любящего природу, вызывает доверие, и нельзя не проникнуться сочувствием к героям, которые симпатичны самому писателю…

«Будь счастливым сегодня, – говорил Владимир Иванович ребятам, – даже героем можно быть каждый день, если ты справляешься с собой. Ведь это очень, очень нелегко… Я за активное отношение к жизни, поэтому мне так противны эгоизм, безволие, леность, инфантильность. И надо сказать, я страдаю, когда вижу, что дети вдруг перестают быть самими собой и начинают подражать взрослым. Я борюсь всеми своими книжками за то, чтобы мальчишки и девчонки были по-настоящему счастливыми, чтобы они нашли свое главное дело».

Нелегким, но важным делом и был занят всю свою писательскую жизнь Владимир Иванович Воробьев: помочь ребенку не только стать счастливым, но как можно дольше сохранить в своей легкоранимой душе особую чистоту и святость.

Всего при жизни автора было издано 28 книг. Четыре его книжки были изданы в Москве, в престижных издательствах «Малыш» и «Детская литература», одна – в Свердловске, остальные – в Перми. Книги писателя известны и за пределами России, они изданы в Германии, Венгрии, Чехословакии и Польше.

Владимир Иванович писал главным образом для детей. Он признавался: «Нужнее всего сочинять и рассказывать для детей, ведь они хотят поскорее все узнать. Вот для них я и пишу рассказы и сказки. А есть ли от этого польза ребятам? Надеюсь, что есть. И прямо, и намеками говорю им о том, как быть счастливыми. А кто же не хочет счастливым быть? Всякому хочется. Правда?». Как быть человеку счастливым – это главная тема его творчества.

В одном из своих рассказов Владимир Иванович писал: «Эх, если бы дана мне была еще одна жизнь! Я бы всю ее положил на то, чтобы вновь отыскать человеку избавляющее от страдания СЛОВО».

Но не одно слово, а множество слов нашел этот поистине замечательный, добрый и мудрый писатель для читателей своих книг.

Владимир Иванович Воробьев любил детей, хотел, чтобы в его книгах дети нашли ответы на многочисленные вопросы, хотел, чтобы дети обязательно были счастливыми, и чтобы каждый нашел «свое дело». Он любил нашу Пермскую краевую (тогда еще – областную) детскую библиотеку, часто приходил сюда на конференции, встречи с читателями, чтобы пообщаться с детьми, подсмотреть что-то интересное в детских характерах. В библиотеке он много трудился, просматривал, изучал книги и журналы, общался с библиотекарями. Это был внимательный, эрудированный, увлеченный человек. Его портрет работы заслуженного художника РФ С. Р. Ковалева украшает фойе Пермской краевой детской библиотеки им. Л. И. Кузьмина.

7 марта 2016 года пермскому детскому писателю Владимиру Ивановичу Воробьеву исполнилось бы 100 лет. Автора знаменитого «Капризки» хорошо знают в Прикамье и в стране. Общий тираж его книг перевалил за два с половиной миллиона экземпляров.

Скончался Владимир Иванович Воробьев 23 января 1992 года. Уже больше 20 лет, как его нет с нами, но книги писателя издаются и переиздаются. 1 сентября 2009 года по инициативе губернатора все первоклассники Прикамья получили в подарок новое издание книги «Капризка» (проект «Подарок первокласснику»). В следующем, 2010 году – «Сказки»: сборник сказок по мотивам русского фольклора и рассказов о животных.

Светлые и умные книжки Владимира Ивановича учат детей честности и справедливости, трудолюбию и отваге, доброте ума и сердца!

В. А. Буренина

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв