«МАЖОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА»

Художник-акварелист И. С. Борисов

Шагая в ногу со временем, пермская акварель за последние два десятилетия прошла большой путь развития от этюдных набросков к произведениям высокого обобщения, яркой индивидуальности и тонкого мастерства. Как говорят сами художники, акварели стали подвластны все явления жизни, все грани сложной человеческой психики. Наибольший расцвет пережило искусство пейзажа, каждый мотив которого, как говорил М. А. Врубель, всегда пропущен «сквозь призму души».

Главой пермской группы акварелистов, сложившейся в 1960-е годы, по праву считается Иван Степанович Борисов, прошедший суровую школу войны, которую как солдат пехотинец испил полной чашей. Но сумел сохранить интерес к миру и человеку.

В молодости Иван Борисов учился в изостудии Сокольнического района Москвы, в 1942 году поступил в Свердловское художественное училище, но вскоре его забрали на фронт и лишь в 1946 году художник смог вернуться к учебе.

Бывшие фронтовики – а из них состояла почти половина курса – учились «на полном серьезе», выкладываясь до конца. Самозабвенно изучали классику, рисовали, писали этюды. Из будущих пермских художников в группу входили фронтовики А. И. Репин и А. Н. Тумбасов. Курсом младше шли Е. Н. Широков и П. Ф. Шардаков. Особенно тесно Иван Степанович сдружился с однокурсником Репиным. «Что нас объединяло, трудно сказать, – вспоминал позднее Александр Иванович. – Как говорят, друзей не выбирают. Борисов приехал в Свердловск с родителями как эвакуированный. Был всегда молчаливым, сосредоточенным и, на удивление, с хорошей профессиональной подготовкой. Как-то само собой получилось, что вокруг Борисова сложилась группа «одержимых» студентов… Главная отличительная черта Борисова, как в период учебы, так и во всей последующей жизни, – огромная духовная энергия и целеустремленность. Он не мог войти в «официальное» искусство и выполнять так называемый социальный заказ. Он считал, что художник должен доверять только себе, работать для себя, а не по принципу «чего изволите»… Поэтому, наверное, Борисов ушел из монументального искусства в акварель, которая до него не имела в Перми особенно большого значения».

В 1951 году И. С. Борисов с отличием окончил Свердловское художественное училище, немного поучился в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1951–1952), затем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной на факультете монументально-декоративной живописи. В ЛВХПУ тогда преподавали В. А. Оболенский, А. Савинов, К. Л. Иогансен, П. И. Пуко, Д. Ф. Филиппов… В Эрмитаже изучали классику, впервые увидели французских импрессионистов и постимпрессионистов – Пикассо, Матисса, Сезанна, Ренуара и других знаменитостей. В запасниках Русского музея студенты открывали для себя работы В. А. Серова, М. А. Врубеля, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, других мастеров «Мира искусства», тогда мало известных широкому зрителю. Но для художников это было настоящее откровение, открывалась дверь в будущее…

Дипломной работой И. С. Борисова было декоративное темперное панно «Мозаичное производство» (1957). По отзывам руководителей, Кирилла Леонардовича Иогансена и Глеба Александровича Савинова, это было сильное, смелое по манере, монументальное по духу произведение.

Приехав в Пермь (1957), Борисов некоторое время работал в качестве монументалиста над большими настенными росписями: в 1958–1959 годах – «Молодежь на отдыхе» в курзале курорта «Усть-Качка» (с П. Ф. Шардаковым, Е. Н. Широковым); в 1961-м – «Русское и классическое искусство» в зрительном зале Дворца культуры Лысьвенского металлургического завода (с П. Ф. Шардаковым). В эти годы молодой художник сблизился с Павлом Федоровичем Шардаковым, необыкновенно талантливым живописцем и жизнерадостным человеком; жаль, что вскоре Шардаков навсегда уехал в Волгоград, где с успехом продолжал свою многогранную деятельность.

Появление И. С. Борисова в Перми было замечено и отмечено многими коллегами и друзьями. Вот как писал об этом старший товарищ по цеху Иван Игнатьевич Россик: «В конце пятидесятых годов коллектив художников нашего фонда значительно вырос за счет молодых творческих мастеров – Широкова, Шардакова, Зырянова, Борисова, Шевяковой, супругов Можарских, Мотовиловых». Мощную группу молодых художников объединяли горячая любовь к искусству, творческое вдохновение и азарт, побуждающий к действию.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов И. С. Борисов создал много интересных живописных работ, которые как бы обозначили дальнейшие направления творческого развития. Тогда же определился главный жанр его творчества – пейзаж, который притягивал художника своими широкими возможностями мироотражения. Мотивы для своих пейзажных работ И. С. Борисов находил повсеместно, но чаще всего в ближайшем окружении, на безбрежных просторах Прикамья. Могучая природа, горы и полноводные реки не могли оставить его равнодушным. Художник много работает, ездит на этюды, с упоением пишет натуру. Натурные впечатления перерабатываются в мастерской, выливаясь в масштабные и «полнокровные» композиции.

В произведениях, показанных на Первой и Второй зональных выставках «Урал социалистический» (1964, 1967), Иван Борисов представил ряд пейзажей с широким, панорамно выстроенным пространством. Образование монументалиста позволяло ему легко собирать многочисленные детали реальной среды в единое монолитное целое. Обращение к большой картинной форме, которое сопровождалось обобщением живописного языка, было главной задачей всех российских «шестидесятников».

Но Иван Степанович пошел новым путем. Он первым начал писать большие «картинные» акварели с мощной композицией и плотным, насыщенным колоритом. Уже в начале 1960-х годов начинают складываться основные принципы пермской станковой акварели, приобретающей у И. С. Борисова поистине монументальный размах. Масштабные пейзажи-картины у него сочетаются в циклы (или серии), создающие развернутый, многогранный образ явления. Нередко один и тот же мотив получает у художника новую авторскую трактовку, поэтому появляется несколько авторских вариантов, и трудно сказать, какой из них лучший…

Из всех акварельных техник художник предпочитал работать по предварительно размоченному листу. Акварель «по-мокрому» делается сразу, в один сеанс, поэтому создает тончайшие цветовые нюансы, тонально согласованные между собой. Большое значение приобретает точно выбранная, яркая по цвету деталь. Рисунок по размытому фону создает в иных произведениях образы очень острые, колоритные, страстные, не уступающие по своей энергетике монументальным работам.

В начале 1960-х годов у И. С. Борисова мощно прозвучали индустриальные пейзажи Березников: «Содовый завод», «Калийный комбинат», «Пейзаж с эстакадой». Всего было показано 18 работ – почти персональная выставка! В 1965-м, И. С. Борисов. Церковь в Усолье. 1968 46 его ожидал новый успех – участие в Первой Всесоюзной выставке акварели. В 1966-м состоялась первая групповая поездка акварелистов на Енисей, откуда Иван Степанович привез большую серию первоклассных работ.

На протяжении 1970–1980-х годов живописная манера художника несколько раз обновлялась, не теряя своих сущностных черт. Сохраняя монументальность решений, И. С. Борисов переходил к мягкой, «плавкой» манере письма с округлыми предметными формами, с цельным тонально построенным колоритом. В конце 1980-х – начале 1990-х годов он предпочитает единую колористическую гамму с преобладанием серых, синих, охристых и зеленых оттенков. Иногда пишет в светлом, как бы размытом колорите, но не теряет монолитности и спаянности всех изобразительных элементов.

Иван Степанович Борисов как человек предельной ответственности и высокого нравственного чувства был совершенно беспощадным к себе: он отсеивал, отбрасывал десятки, сотни натурных этюдов, чтобы выбрать один и доработать или переписать его в мастерской. В жизни он был таким же – скромным, закрытым, даже застенчивым, хотя и обладал большим творческим темпераментом и твердостью принципов. Первым, иногда нелицеприятным, критиком новых работ Ивана Степановича была любимая жена Рина – Рейната Николаевна Шевякова, с которой он встретился в молодости, будучи студентом ленинградского Мухинского училища. Она родилась в 1929 году в подмосковном селе Вербилки, известном художественном центре по производству фарфора. Рейната, по воспоминаниям окружающих, обладала волевым и решительным характером, но была и очень эмоциональным человеком, что проявлялось в ее керамических изделиях. Став одним из лучших керамистов страны, она в каком-то отношении продолжила традиции знаменитого промысла, но выработала в этом искусстве свой индивидуальный язык. Работы Р. Н. Шевяковой всегда воспринимались как новое слово в искусстве.

Керамика Р. Н. Шевяковой и акварели И. С. Борисова составляли некий органический синтез, поскольку их объединяла принадлежность к одному «суровому стилю», одна художественная школа, близкое восприятие действительности и отношение к людям.

Рейната Николаевна, пережив мужа более чем на двадцатилетие, переехала в Москву, где давно жила их единственная дочь Наталья. Перед отъездом она передала Пермской галерее ряд значительных произведений из обширного наследия Ивана Степановича.

Но главное наследие И. С. Борисова – мощная акварельная школа, которая уже в 1960-е годы прославилась далеко за пределами Пермского края. Под этим явлением подразумеваются большие «картинные» листы со сложными композициями, с богатым, насыщенным колоритом. У основания «школы» стояли такие замечательные мастера, как безвременно ушедшие Н. Ф. Можарский и А. Мотовилов. Но главой пермской группы акварелистов по праву считается заслуженный художник России Иван Степанович Борисов. Среди его сподвижников были Н. Ф. Можарский, В. Ф. Кузин, К. М. Собакин, Ю. И. Заботин, А. Мотовилов. У каждого сформировался свой почерк, каждый применял оригинальные приемы в создании акварельных листов, но все почитали И. С. Борисова как мощного и незаурядного мастера, который был своего рода маяком для многих акварелистов следующих поколений…

И. С. Борисов ушел из жизни, не дожив до 50-летия Победы нескольких месяцев. Он оставил потомкам пример кристально-чистого и бескомпромиссного отношения к жизни, к искусству. В память художника основана ежегодная Областная (ныне – Краевая) премия имени И. С. Борисова в сфере изобразительного искусства, которая вручается молодым художникам Пермского края с 2001 года.

О. М. Власова

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв