Первая в истории Урала программа всеобщего обучения

 

О.А. Мельчакова

Алексей Пахомович РаменскийС развитием капитализма в России остро зазвучал вопрос о подготовке грамотных рабочих, в том числе в техническом и профессиональном отношении. На I съезде русского технического общества в 1889 г. в Санкт-Петербурге А.Г. Небольсин, председатель постоянной комиссии по техническому образованию, в своем докладе подчеркнул: «Недостаток общего начального образования в России печальный сам по себе, служит главнейшим препятствием к распространению в рабочем классе специального и технического образования»[1]. И если решение вопроса на государственном уровне затягивалось, то этим вопросом занялась местная общественность. Отдельные уездные земства в губерниях Московской, Курской, Тверской, Пермской и др. проявили значительную деятельность в этом направлении, как теоретическую, так и практическую.

Когда-то имя Алексея Пахомовича Раменского было широко известно в советской Перми, ведь он был учеником, другом и последователем Ильи Николаевича Ульянова, отца Ленина. В гимназические годы Володя Ульянов был учеником А.П. Раменского, встречался старый учитель с Владимиром Ильичом, когда тот уже был у руководства страной. Знаменит А.П. Раменский не только связью с именем Ленина. Род Раменских представляет не одно поколение народных учителей. Алексея Пахомовича за его заслуги в деле народного образования из провинциальной Перми приглашали работать в министерство[2].  

А.П. Раменский, сын школьного учителя, получил духовное образование. Родом из села Мологино Тверской губернии, окончил Тверскую духовную семинарию, а затем Петербургскую духовную академию. В списках выпускников 1873 года Санкт-Петербургской духовной академии имя А.П. Раменского значится кандидатом под № 15 с правом на магистерское звание без устного экзамена по предоставлении письменной работы[3].

С 1873 года в Симбирске (Ульяновске) началась его педагогическая деятельность преподавал греческий язык в духовной семинарии и русский язык и словесность в военной гимназии. В 1879-1882 годы по совместительству преподавал в Симбирской классической гимназии, когда в ней учились Александр и Владимир Ульяновы. Почти восемь лет, с апреля 1882 по январь 1890 года, А.П. Раменский занимал должность инспектора народных училищ Оренбугско-Орского р-на Оренбургской дирекции. 1886 – после смерти И.Н. Ульянова А.П. Раменский, как лучший инспектор, занял должность директора народных училищ Симбирска, но не был утвержден из-за несоответствия в должности и Табеля о рангах[4].

Директором народных училищ он был в Перми и занимал эту должность более четверти века, с 1890 по 1917 год. А.П. Раменский имел чин действительного статского советника, что соответствовало четвертому классу Табеля о рангах, давало право на потомственное дворянство, соответствовало чину генерал-майора в армии, присваивалось директорам департаментов, губернаторам, градоначальникам[5]. За годы, проведенные Раменским в Перми, в сфере народного образования прошли огромные преобразования.

По приезду в Пермь Раменский занялся ознакомлением состояния школ  на местах. Объездил всю губернию. Анализ постановки народного образования в Пермской губернии начала 1890-х годов представлен несколькими большими работами А.П. Раменского – «Памятная книжка дирекции народных училищ за 1890-1891 учебный год» и «Общий обзор народного образования в Пермской губернии в 1893 году» и др.

А.П. Раменский выделил: «Земства Пермской губернии в своих заботах о народном образовании опередили многие земства России и совершенно заслуженно пользуются репутациею выдающихся земств как по постановке учебно-воспитательного дела, составу преподавателей, так и по материальному обеспечению»[6].

Большее внимание А.П. Раменский уделял сельским народным училищам, а не гимназиям и не городским училищам, т.к. среди состоятельных людей и городского населения положение в деле народного образования было лучшим.

На огромной территории Пермской губернии (в которую входили современные Пермская и Свердловская области и часть Курганской) находилось тогда всего 1357 школ, в которых обучалось около восьми тысяч детей. Это очень мало, если учесть, что все население губернии к 1 января 1893 года составляло 2.832.324 человека, а площадь около 300.000 квадратных верст.

«Одно училище,  - писал Раменский, - приходится на 216,3 квадратных версты и на 2088 душ населения; один учащийся на 34 человека общего населения; в частности же 1 учащийся мальчик на 23 души мужского пола и одна учащаяся девочка на 64 души женского населения. Принимая за норму при существующем у нас трехлетнем курсе начального обучения одно училище на 100 душ населения…, мы увидим, что…существует училищ в два раза меньше, чем нужно их для образования населения, а учащихся менее половины из школьного возраста»[7]. Директором народных училищ отмечается, что многие сельские школы размещаются в наемных, не приспособленных для учебы помещениях, и помещения многих находится в неудовлетворительном состоянии[8].

В советское время было сильно преувеличено отрицательное отношение А.П. Раменского к церковно-приходской школе, да и сам педагог считался чуть-ли не революционером, что не соответствовало ни его высокому гражданскому чину, ни высшему духовному образованию Он отмечал: «Много содействовали распространению народного образования церковно-приходские школы и особенно школы грамотности. В настоящее время учащихся в них 16676, в том числе 12687 мальчик и 3989 девочка»[9]. Однако, А.П. Раменский сожалел, что в первые годы его руководства народными училищами бывали случаи передачи их в ведение Епархиального совета, он выступал за открытие министерских и земских школ и был противником наиболее слабых, как в материальном, так и в педагогическом обеспечении церковно-приходских школ. В Отчете… значится: « Ни в одном из уездов на очередном земском собрании минувшего года (1893) уже не поднимали вопрос о передаче земских школ в ведение духовенства…»[10]. Раменский был человеком верующим, он был членом Епархиального совета. Раменский писал: «Согласно Высочайше утвержденному Положению  о начальных народных училищах последние продолжали стремиться утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные и полезные знания»[11]. Раменский анализирует методы преподавания Закона Божьего. Например,  методу последовательному он противопоставляет метод концентрический. Современным людям не совсем понятны дореволюционные термины, но если под понятием «последовательный метод» заключена истина дидактики «от простого к сложному», то мы с этим согласимся. Оказывается, в конце XIX в. среди законоучителей были сторонники того, что обучать Закону Божьему нужно после усвоения детьми грамоты. Ни одному из предметов школьной программы Раменский не уделяет столько внимания, как преподаванию Закона Божия, более шести страниц и все в положительном смысле. Он писал: «…отлагать преподавание Закона Божия до того времени, когда научатся дети грамоте и разовьются, значит оставлять христианского ученика на недели и месяцы без религиозного воспитания и забывать, что и Закон Божий есть предмет развивающий»[12].   

Раменский отмечает, что в деле образования «выразилось стремление приноровить его к практическим потребностям крестьянской жизни». «Губернское земство снабдило 28 народных училищ сельскохозяйственными народными библиотеками, ассигновав на сей предмет 1000 руб., 2300 руб. на организацию образцовых хозяйств при двух училищах, поставило ходатайствовать об организации в некоторых местностях при одноклассных училищах четвертых отделений со специальной сельскохозяйственной целью». «…народные училища могут быть проводником сельскохозяйственных знаний в крестьянскую среду, потому что только на школьном опытном хозяйстве учитель может наглядно убеждать своих учеников, и даже взрослых крестьян, в пользе сельскохозяйственных нововведений, применимых в данной местности»[13].

А.П. Раменский отмечает большое значение школы, положительные качества передаваемые учителями детям: «Преподаватели ведут дело с усердием, толково, по выработанным ими методам, которые в своей основе верны. Передают детям сведения в довольно доступной для них форме, постоянно прибегают к эвристическому методу; вообще видно в них знание детской души. Благодаря этому учащиеся интересуются школою и в сравнительно очень короткий срок обучения приобретают достаточное количество сведений, необходимых для их жизни. Нравственные качества учащих и учащихся вполне соответствуют тем требованиям, какие должна предъявлять к ним народная школа. В большинстве училищ, осмотренных мною в отчетном году, я заметил близкие, сердечные и простые отношения учащих к учащимся, равно видна связь первых с обществом»[14].

Как мы видим из высказываний А.П. Раменского, он не только анализирует состояние школ, но и отмечает пути развития народного образования, использует лучший опыт мировой и русской педагогики, связь с жизнью, начинает борьбу за введение на Урале всеобщего обучения детей школьного возраста. Директор народных училищ писал на страницах сборника Пермского губернского земства за 1894 год: «При настоящих условиях, когда сознание необходимости образования сильно пробуждается в крестьянском населении, благовременно поставить вопрос о всеобщем начальном образовании. Оно составляет не только общее право, но и долг (обязанность) каждого человека, потому должно быть всеобщим. Особенно необходимо привлечь в школы девочек в видах более широкого и прочного усвоения народом грамотности, ибо образовать девочек – значит образовать школу в каждом семействе»[15].

Кроме сельскохозяйственных отделений, при многих народных училищах существовали специальные ремесленные классы, особенно в заводской среде. В них ученики наряду с общим образованием получали необходимые трудовые навыки в той или иной профессии. Таких классов в пермской губернии в конце XIX века было 25. В ремесленных классах изучали самые распространенные профессии: столяра, токаря, кузнеца, сапожника, переплетчика. Среди лучших училищ Раменский выделяет Соликамское,  Дубровское, Чусовское. Выпускников Чусовского училища охотно брали на работу на станцию железной дороги и в железнодорожные мастерские[16]. Но были и другие профессии, соответствующие местным потребностям. Например, в Кунгуре были открыты классы резчиков по камню и бухгалтеров, а в Шалашинской школе Оханского уезда в 1903 г. был открыт ремесленный класс плетения из ивы. Жители села получили славу непревзойденных мастеров плетения. Изящные корзины, кресла и др. изделия шалашинских мастеров трудно было отличить от работы знаменитых мастеров Вены[17].

Раменский намечает приблизительную программу введения всеобщего начального обучения: «Сначала должно быть определено количество населенных местностей в уезде с распределением их по категориям относительно числа душ в каждом селении и расстоянии одного от другого…Одноклассные с трехгодичным курсом училища должны быть устроены прежде всего в селениях, где 900 – 1000 жителей и более, но нет никаких школ»[18].

Потом необходимо будет открыть школы для небольших селений и групп. В отдаленных и малых селениях следует устроить параллельные отделения или филиалы земских училищ, назначив учителями лучших учеников. А пока таких школ нет, следовало, по мнению Раменского, строить при училищах общежития для детей дальних селений: «Общежитие, кроме улучшения обучения, поможет учителю и в деле воспитания учеников, т.к. они будут находиться под влиянием учителя или учительницы больше время; учитель получит большую возможность правильнее отнестись к ученику в своих требованиях; в настоящее же время нередко учителя обвиняют ошибочно учеников, не зная их домашних условий»[19].

Не сразу пермская общественность с пониманием отнеслась к предложению введения всеобщего образования, считая, что дело это государственное и невозможно осуществить всеобщее образование в одной губернии или уезде, но Алексей Пахомович Раменский не отчаивался, не опускал рук.

И все-таки труды сторонников всеобщего народного обучения были не напрасны.  Идея всеобщего обучения сплотила лучших учителей в губернии.

В собрании губернского земства 15 декабря 1896 года разгорелись ожесточенные дебаты о выделении из бюджета губернии школьно-строительного фонда. Сторонники народной школы сумели оказать сильное влияние на гласных, и собрание, не считаясь с мнением сметной комиссии (факт исключительный для того времени), решило выделить 24 тыс руб. в год на строительство школ. Но эта сумма была каплей в море, если учесть, что на постройку одного здания для начальной школы требовалось 3, 5 тысячи рублей. Значит в год можно было построить всего 6-7 новых школ. При таких темпах школьного строительства на осуществление намеченного Раменским плана потребовалось бы… более 200 лет, и то при условии, что количество населения Пермской губернии осталось бы прежним[20].

Под давлением деятельности земств в 1902 году при Министерстве народного просвещения известный министерский деятель В.И. Фармаковский, а от Министерства финансов А.Н. Куломзин[21] опубликовали свои проекты введения всеобщего образования. Их имена были наиболее известны в стране, но и имя А.П. Раменского было известно далеко за пределами Пермской губернии и в столицах.

Новые школы в Пермской губернии открывались. В 1901 г. в Пермской губернии была открыта 41 новая школа. В 1902 г. ежегодные ассигнования на строительство школ в Пермской губернии были увеличены до 50 тыс. руб. В 1904 году, например пособием этим воспользовались 17 школ. В 1913 году было открыто 228 школ. А всего в это время в Пермской губернии насчитывалось 2456 школ, в которых обучалось более 268 тысяч детей[22].

Впервые разработанная Раменским в 1893 году обширная инструкция для начальных училищ Пермской губернии была признана лучшей и в 1912 году на педагогическом съезде в Уфе рекомендована для всех губерний Оренбургского учебного округа[23].

Последующие политические события в стране, безусловно, тормозили развитие народного образования, но остановить уже не могли.

Революция 1905 года показала, что учителя и дети начальной школы были захвачены тем стихийным движением, которое заставляло волноваться массы и которое так или иначе находило себе отклик во внутренней жизни школы.

Мировая война нарушила правильное течение школьной жизни. Школьные здания отдавались под расквартирование войск, затем под лазареты и госпитали для раненых воинов, а сами училища переселялись на частные квартиры, что затрудняло школьный процесс, но занятия в школах не прекращались. В учебном 1914-1915 году Пермские городские училища размещались в съемных частных зданиях. Алексеевское реальное училище с 6 сентября по 7 января было размещено в съемном здании на углу Покровской и Чердынской улиц, с 13 января по 27 апреля на углу Вознесенской и Оханской улиц, закончили учебный год на углу Большой Ямской и Оханской улиц. Ольгинское училище до Нового года также занимались по разным зданиям, затем была снята квартира в доме Вышеслвцева, где занятия проходили в две смены. Пятое и Шестое Насоновские училища разместились в доме Мешкова на Заимке, туда же переехало Гоголевское училище. Суслинское  и Александровское училище разместили в д. Рыжкова, а Седьмое и восьмое женские училища -  в д. Бакеева[24].

По инициативе Городского головы П.А. Рябинина 14 декабря 1914 года состоялось совещание учителей «для выявления нужд тех детей, отцы которых призваны на войну». Из городского бюджета было выделено 167 руб. 35 коп., которые были израсходованы на приобретение одежды и обуви нуждающимся детям[25].

В 1913 году Пермь вступает в 3,5-миллионный заем от Русско-Английского банка. В 1914 году был получен первый миллион на устройство трамвая, расширение электростанции, водопровода и канализации. Из данных денег было взято в долг149 тысяч рублей на расходы, вызванные войной и 24.208 руб. 88 коп. на школьное строительство[26]. Напомним, что такая же сумма на строительство школ была выделена в 1893 году. Статистика говорит о том, что школ не хватает даже в губернском городе Перми: В 1912 году в городские училища принято 90 учащихся, отказано 25; в 1913 принято 90, отказано 46; в 1914 году принято 80, отказано 78 детям[27].

После февральской революции 1917 года 72-летнему А.П. Раменскому было высказана претензия, что его должность должна быть выборной, а он был назначен на должность директора народных училищ попечителем Оренбургского учебного округа 27 лет назад. Старый учитель, не дожидаясь выборов, вышел в отставку и покинул Пермь.



[1] Константинов В.А. Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М.,1953 С. 198, 209.

[2] Никитин А.Г. Директор народных училищ А.П. Раменский. – Пермь, 1965. – С. 54

[3] http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html

[4] Никитин А.Г. Директор народных училищ А.П. Раменский. – Пермь, 1965. – С. 17-18

[5] https://dic.academic.ru/

[6] Отчет директора народных училищ Пермской губернии А.П Раменского о состоянии народных училищ в 1893 году// Сборник Пермского земства за 1894. № 5-6. – Пермь, 1895. – Отдел II. С. 1

[7] Отчет директора народных училищ… Указ. соч. С. 3-4.

[8] Отчет директора народных училищ… Указ. соч. С. 6-7.

[9] Отчет директора народных училищ… Указ. соч. С. 2

[10] Раменский А.П. Общий обзор народного образования в Пермской губернии в 1893 г.// Образование в Пермской губернии XIX – начала XX века. Из истории учебных заведений системы начального образования. Сборник документов. – Пермь, 2017. – С. 56, 58, 59.

[11] Отчет директора народных училищ… Указ. соч. С. 21

[12] Отчет директора народных училищ… Указ. соч. С. 23-24

[13] Отчет директора народных училищ… Указ. соч. С. 59, 63

[14] Там же С. 59-60.

[15] Кашихин Л.С. Последователь И.Н. Улянова. К 120-летию А.П. Раменского// Календарь-справочник Пермской области на 1965 год. - Пермь, 1964. – С.12-13

[16] Раменский А.П. О ремесленных классах при народных училищах Пермской Губернии// Сборник Пермского земства за 1895. № 1-2. – Пермь, 1895. – Отдел II. С. 8-9.

[17] Никитин А.Г. Директор народных училищ А.П. Раменский. – Пермь, 1965. – С. 45.

[18] Никитин А.Г. Директор народных училищ А.П. Раменский. – Пермь, 1965. – С. 10

[19] Отчет директора народных училищ… Указ. соч. С. 36-37

[20] Никитин А.Г. Директор народных училищ А.П. Раменский. – Пермь, 1965. – С. 21.

[21] Ососков В.А. Начальное образование в дореволюционной России. 1861-1917. – М., 1982. – С. 105-107.

[22] Никитин А.Г. Директор народных училищ А.П. Раменский. – Пермь, 1965. – С. 42,43-44

[23] Никитин А.Г. Директор народных училищ А.П. Раменский. – Пермь, 1965. – С. 35

[24] Городские начальные училища в 1914-1915 году. - Пермь, 1916 – С. 12-13

[25] Городские начальные училища… Указ. соч. С. 11

[26] ГАПК Ф. 35. Оп. 1. Д. 242. Л. 174

[27] Городские начальные училища… Указ. соч. С. 36.

Портал ГосУслуг

Кадровый резерв