«СЧАСТЬЕ В РАБОТЕ – БЕЗ НЕЕ Я НЕ МОГУ!»

К 100-летию О. Д. Коровина

Олег Дмитриевич Коровин, который отдал творчеству более половины столетия, создал в своем искусстве светлый мир красоты и дивного вдохновения. Невозможно представить себе пермское искусство без произведений О. Д. Коровина. Он написал сотни прекрасных акварелей, рисунков, проиллюстрировал десятки интереснейших книг. Каждый пермский художник второй половины ХХ века чем- то обязан этой яркой творческой личности.

Любимая техника мастера – акварель. Акварели О. Д. Коровина всегда поражают удивительным дыханием жизни. Красота форм заострена живым наблюдением, одухотворена полетом фантазии.

Темы акварелей на редкость разнообразны. Мы видим родную природу Прикамья, чудесные уголки Суксуна, где художник работал каждое лето. Мы погружаемся в прошлое, встречая гениев европейской истории. Наконец, мы наслаждаемся нежной, перламутровой гаммой натюрмортов с цветами… Будь то роскошные садовые или простенькие полевые, эти цветы одинаково светлы, поэтичны, возвышенны. Подчас натюрморты соединяются с интерьером или пейзажем, обретая новую пространственность, новую остроту бытия.

У О. Д. Коровина есть удивительные портреты. Мягким очарованием проникнуты женские и детские образы. Красивы и динамичны портреты актеров. Но особую глубину и психологичность мы находим в автопортретах художника: простых по решению, но внутренне наполненных, напряженных, значительных. Важное место занимают исторические портреты – от Рублева и Нострадамуса до Блока и Пушкина, причем образ А. С. Пушкина остается главной любовью художника…

На тему истории художник создал ряд серьезных тематических серий, проникнутых романтикой и патриотизмом. Прежде всего, это серия больших «картинных» О. Д. Коровин. Фото из коллекции автора акварелей «Сибирский тракт» (1960–1970-е годы), изображающих А. Н. Радищева, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, В. Г. Короленко, Ф. М. Решетникова и многих сосланных в Сибирь декабристов. Вся серия, решенная в напряженном, выразительном колорите, пронизана ощущением кровной причастности автора к историческим судьбам России. Далеких по времени персонажей Коровин воспринимал как своих современников, внимательно и душевно, с какой-то почти родственной интонацией. Лучшими он считал те работы, в которых передавалось движение души, проявление глубокого чувства. Так, в серии «Сибирский тракт» самый лиричный и трепетный лист – изображение Сергея и Марии Волконских…

Интересны также портреты-композиции, изображающие ученых Ломоносова и Татищева, художников Рублева и Воронихина, а также многих писателей и поэтов, которые не жалели жизни для утверждения принципов человечности и высокого творческого горения. О. Д. Коровин всегда писал удивительные лирические пейзажи. В каждой работе, написанной на городских окраинах, в поле, в лесу, – свой эмоциональный настрой, особая цветовая гамма, уникальная, точно найденная фактура. Ни один лист не повторяет другой – настолько индивидуально отношение художника к миру. Художник ищет красоту в обыденном и неприхотливом. При этом открывается особенная прелесть и красота, ускользающая от обычного взора. При всем внимании к реальному миру, художник тяготеет к свободному переживанию и преображению натурного вида, где бы он ни находился – в Перми, Суксуне, Болгарии или Гурзуфе. Сложное освещение передает то или иное природное состояние, которое художник улавливает очень тонко и органично.

Пейзажи О. Д. Коровина обычно решены в светлой колористической гамме, с преобладанием серых, желтоватых, зеленоватых оттенков. Колорит звучит мягко, спокойно и удивительно гармонично. Это касается даже самых ярких, насыщенных, словно пропитанных солнцем, пейзажей Крыма или Болгарии. Художнику близка и среднерусская природа – зеленые сады, кустарники и луга, небольшие живописные речки. Он любит уютные уголки, дворики и тропинки, уходящие в глубину. Какая-то удивительная нежность и красота ощущается в каждом камерном пейзаже, в каждом этюде или наброске.

Пейзажи эти часто заселены маленькими фигурками прохожих, идущих по своим делам, или детей, играющих на снегу. Непритязательный, будто случайный мотив сближает художника с импрессионизмом, при этом изображение всегда сохраняет реальные формы, а пространство кажется глубоким и многомерным. «Впечатление» мастера не рассыпается на калейдоскопические мазки, напротив, обретает характерную обобщенность и целостность.

Выразительность мотива, мягкость письма, нежные переливы цвета и света создают в пейзажах художника ощущение духовной гармонии, светлого восприятия мира.

Хороши и непритязательны, подчас добродушно-юмористичны жанровые сценки, где проявляется редкая наблюдательность мастера, неповторимая артистичность его виртуозного рисования. Художник подмечает те простые бытовые моменты, из которых складывается волшебная ткань бытия. В каждой работе чувствуется органика «старой школы», не равнодушной к бытовому жанру, довольно редкому в искусстве последних десятилетий.

Все жанровые композиции О. Д. Коровина написаны по впечатлениям от натуры, причем каждый реальный мотив передается индивидуально и непосредственно, будь то сценка из домашней жизни, эпизод на улице или диалог в мастерской. Лучше всего получались те композиции, которые были связаны с интимными, семейными переживаниями художника, с воспоминаниями о молодости, о людях, которых уже нет на земле, но они продолжают жить в сердце.

Внимание автора к окружающей жизни, к людям и быту, к родовым и семейным ценностям вполне очевидно. Однако традиционный для жанра рассказ превращается у художника в беглое впечатление, в определенный момент, увиденный как бы случайно, неким «боковым зрением». Содержанием работы становится не столько сюжет, сколько состояние героев, выраженное через их мимику, жесты, костюмы, предметы окружения, сам пейзаж, в который помещены человеческие фигуры. Нередко жанровая композиция «поднимается» до некого образа времени, всегда неповторимого и потому притягательного. Почти все «жанры» О. Д. Коровина свежи по восприятию, оптимистичны по настроению, красивы по свету и цвету. Живое выражение чувств создает ощущение непосредственности, подлинности изображенного и вместе с тем – его высокой образной поэтичности.

Еще при жизни Олег Дмитриевич прославился и как блестящий, неповторимый иллюстратор. На его счету более ста оформленных книг. Художник работал в крупнейших издательствах Москвы, Перми, Екатеринбурга, других городов. В рисунке, акварели, печатной графике исполнены многочисленные серии иллюстраций к классическим произведениям русской и зарубежной литературы. Художник редкостной эрудиции, О. Д. Коровин прекрасно знал и чувствовал произведение каждого автора, находя изобразительный эквивалент его индивидуальному стилю. Поэтому так широк выбор источников. Художник с одинаковым успехом иллюстрировал А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Горького, М. Шолохова, П. Бажова, Э. Багрицкого, А. Гайдара, А. Беляева, С. Баруздина, В. Кожевникова,  Е. Пермяка, В. Гюго, А. Конан-Дойла, Р. Джованьоли, Г. Уэллса и многих других замечательных авторов, точно передавая смысл и дух литературного текста. Художник знал, любил и глубоко понимал искусство «книгосоздания», воспринимая книгу как некий органический синтез слова с изображением. К некоторым произведениям Пушкина, Бажова и Пермяка он обращался неоднократно, но никогда не повторял сделанный ранее вариант.

Манера иллюстрирования у него изменялась не только в связи со спецификой текста, но и с приобретением опыта. Крупные, подробные, пространственные иллюстрации 1950–1960-х годов сменяются легкими, гибкими рисунками позднего времени, когда пространство листа становится для художника самостоятельной ценностью.

На протяжении многих лет О. Д. Коровин работал в популярнейших советских журналах «Огонек», «Пионер», «Мурзилка» и других, предпочитая делать иллюстрации для детей, создавать занимательные по сюжету, игровые по духу, добродушно-юмористические «картинки». Но главный путь к детям шел через книгу, которую он любил с искренним восхищением; через книжные иллюстрации, сделанные с мастерством и любовью. Иллюстрации он выполнял в рисунке или акварели, с присущими его стилю живостью и поэзией. В этом смысле О. Д. Коровин – истинный представитель современного книжного искусства. По выражению Н. В. Кузьмина, который восхищался рисунками А. С. Пушкина, «только XX век научился ценить в рисунке эту непосредственность первой мысли, брошенной на бумагу, прелесть намека…». Такая «прелесть намека» составляет одну из самых притягательных сторон книжной графики Олега Коровина.

Созданные мастером миниатюрные «Сказы Павла Бажова» (1979) и «Наука побеждать» (1980), «Полтава» (1984) и «Капитанская дочка» (1986), «Евгений Онегин» (1989) – образцовые примеры книжной миниатюры, которой особенно гордилось Пермское книжное издательство. Начиная с 1960 года оно выпустило свыше 120 книжек-малюток, которые считались визитной карточкой издательства. Причем миниатюрная книга всегда требовала от художника тонкого чувства пропорций и безупречной техники исполнения. Этим обладал художник О. Д. Коровин. Не случайно его много раз награждали дипломами на выставках и конкурсах книжного искусства, прежде всего за сувенирные книги. Однако не только «малютки», но и все другие оформленные им книги отличаются продуманной конструкцией, благородством и простотой почерка, оригинальностью и богатством иллюстративного ряда.

В этом проявилась огромная эрудиция Мастера, глубоко понимавшего и автора, и его произведение, что позволяло художнику быть блестящим импровизатором, который находил подчас совершенно неожиданные иллюстративные ходы и приемы. Олег Коровин был подлинным соавтором писателя – и об этом ему говорили и писали Павел Бажов, Евгений Пермяк, Павел Северный, Мария Прилежаева, Алексей Кожевников, Владимир Воробьев, Лев Кузьмин, Федор Востриков и многие-многие другие, ценившие его «душевное и тонкое понимание» текста…

Искусство О. Д. Коровина органично и жизнерадостно. Кажется, что оно вечно будет согревать и совершенствовать душу, как и сам образ этого удивительного Человека и Мастера, творчески одаренного, окрыленного и безоглядно влюбленного в жизнь.

О. М. Власова

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв