«Свидетельства утраченных времен…»

(к 75-летию А.В. Доминяка)

Искусствовед Александр Владимирович Доминяк (род. 18.06.1936) родился в г. Назарово Красноярского края, в семье служащих. С детских лет он отличался огромной любознательностью и тягой к искусству, много читал, лепил, рисовал, мечтал получить хорошее образование, что для деревенского паренька из Сибири было очень и очень непросто. В 1958 году он окончил Ленинградский строительный техникум № 1 и до 1966 года работал строителем. В 1966 году заочно окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е Репина, получив специальность искусствоведа. С 1967 по 1978 год А. В. Доминяк работал заведующим отделом декоративно-прикладного искусства Пермской художественной галереи, где вел большую работу по комплектованию, научному исследованию и экспонированию коллекций. Особая заслуга Доминяка – значительное пополнение коллекций народного и древнерусского искусства пермской галереи благодаря ежегодным экспедициям в разные районы Пермской области. На счету Доминяка – крупные экспозиции и выставки декоративно-прикладного искусства, как русского, так и зарубежного.

А. В. Доминяк выступил также блестящим художественным критиком и пропагандистом современного изобразительного искусства, постоянно сотрудничая с Пермским отделением Союза художников России, открывая новые имена и таланты, среди которых были В. И. Захаров-Холмский, А. И. Репин, К. М. Собакин, С. Р. Ковалев, А. Г. и В. А. Мотовиловы…

С 1978 по 1985 год А. В. Доминяк работал заместителем директора по научной работе в Ростово-Ярославском архитектурно-художественном музее, занимался проблемами древнерусского искусства, а также историей и практикой знаменитой ростовской финифти. С 1985 по 1987 год он был приглашен на должность заведующего филиалом Московского областного краеведческого музея «Иосифо-Волоколамский монастырь», где провел колоссальную ремонтно-реставрационную работу по спасению и возрождению всемирно-значимых памятников. В 1988 году А. В. Доминяк стал директором только что основанного Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина в подмосковных селах Большие Вяземы–Захарово, где находилась усадьба любимой бабушки Пушкина М. А. Ганнибал. Этот комплекс, включающий в себя 16 архитектурных и более 30 природных памятников, был музеефицирован и открыт для посетителей за неполных пять лет. Усилиями Доминяка проведена колоссальная работа по комплектованию фондов музея 10000 литературных, исторических и художественных памятников XVI–XIX веков. А.В. Доминяк возглавил также Пушкинские и Голицынские чтения, ежегодно собирающие значительные научные силы.

В 2001 году А. В. Доминяк вернулся в Пермь, где продолжает свою научную и преподавательскую работу. Трудовой стаж Доминяка составляет уже более чем полвека. Но он часто говорит, что лучшие его годы прошли в Перми, куда его пригласил директор художественной галереи А.В. Оборин и где он нашел свою главную научную тему – пермский звериный стиль. Особенно полно эта тема раскрылась в диссертации на ученое звание кандидата искусствоведения, которая была защищена в 2000 году в Научно-исследовательском институте искусствознания Российской академии художеств в Москве и получила ряд заметных научных выходов в центральных и местных изданиях.

Не одну сотню лет наши ученые бьются над разгадкой памятников первобытного искусства в виде разных животных. Особенно загадочны человекоподобные существа с признаками зверей и птиц. Такие произведения получили условное название «звериный стиль». Они хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Чердыни и Перми.

Самобытный звериный стиль существовал и в древних культурах Прикамья. В своем развитии он прошел несколько исторических этапов. Его начало относится к Ананьинской (VIII–III вв. до н.э.) и Гляденовской (II в. до н.э.–V/VI вв. н.э.) культурам. Расцвет пермского звериного стиля приходится на Ломоватовскую культуру (IV–VIII вв.), когда в искусстве появляются новые темы, сюжеты, художественные образы.

Пермский звериный стиль – крупнейшее явление первобытного искусства Прикамья – и сейчас является мало изученной областью. В недавно вышедшей книге А. В. Доминяка «Свидетельства утраченных времен. Человек и мир в пермском зверином стиле» (Пермь, «Книжный мир», 2010) делается первая попытка осмыслить, классифицировать и структурировать художественные особенности уникальных памятников пермского звериного стиля.

В своем искусствоведческом исследовании автор опирается на археологические открытия, сделанные В. Ф. Генингом, Р. Д. Голдиной, Л. С. Грибовой, А. В. Збруевой, В. А. Обориным, Г. Н. Чагиным, И. А. Лунеговым, Ю. А. Поляковым, В. П. Денисовым и другими. Именно на основе всех предшествующих работ археологов, историков, краеведов А. В. Доминяк делает попытку со всей полнотой раскрыть и структурировать изобразительную культуру прикамских племен в Ломоватовскую эпоху. Автор книги использует современные методы искусствознания, с помощью которых становится возможным освещение вопросов самостоятельности и специфических особенностей Ломоватовской культуры в целом, систематизация ее памятников с точки зрения художественной эволюции.

А. В. Доминяк убедительно показывает, как в Ломоватовской культуре звериный стиль разделяется на два больших варианта. Один составляют объемные фигурки птиц и зверей, которые в виде пронизок, подвесок и накладок использовались в убранстве одежд. Другой вариант звериного стиля – плоские односторонние бляхи с антропоморфными изображениями, составляющие симметрическую и, в самый поздний период, иерархическую композицию. Если объемные отливки использовались в языческих семейно- бытовых обрядах как элементы культовой экспозиции, то односторонние бляхи были своего рода сакральными, универсально-культовыми композициями, родственными христианскому моленному образу.

Автор приходит к мысли, что «картина мира» пермских язычников имела универсальное значение в рамках создавшего ее общества. В объемно-пластических изображениях пермского звериного стиля выразилась синкретизм космогонических представлений – все эти «тотемные» элементы входили в некий целостный и замкнутый универсум. Каждое отдельное изображение мыслилось как часть огромного космоса, сконструированного человеческим разумом. Но с течением времени когда-то целостное пространство универсума разделяется на низменные и возвышенные миры. С верхним миром вселенной связываются представления о верховенстве, возвышенности, избранничестве, благородстве. Нижний мир, противопоставляемый верхнему, хаотичен, деструктивен, наделен отрицательным знаком. Ранее круглые, композиции звериного стиля вытягиваются в высоту и, разделяясь на верхний и нижний регистры, получают сначала овальные, затем прямоугольные очертания. Так складываются иерархические изобразительные системы, наиболее ярко выявляющиеся в знаменитых чердынских бляхах. Древние символы пермского звериного стиля отразили взгляды первобытных людей на Вселенную, на ее сложное, многоступенчатое строение.

Замечательные открытия А. В. Доминяка, безусловно, знаменуют собой новый шаг в исследовании крупнейшего художественного феномена, каким является пермский звериный стиль. Искусствовед верен этой теме всю свою жизнь, насыщенную учебой, неустанным музейным трудом и научной работой.

О.М. Власова,
кандидат искусствоведения,
член Союза художников России,
заслуженный работник культуры
Российской Федерации

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв