Творчество Виктора Кузина

 

Известный пермский художник В.Ф. Кузин родился 16 апреля 1926 года в с. Селимово Владимирской области. В ноябре 1943 года, со школьной скамьи, был призван на 3-й Белорусский, затем 1-й Прибалтийский фронт. Он участвовал в боях под Ригой и Кенигсбергом, был тяжело ранен, восстанавливался в военном госпитале. В 1952 году, после окончания Ивановского художественного училища, В.Ф. Кузин приехал в Пермь, которая стала его второй родиной, где он нашел свою судьбу – молодого биолога Л.В. Некрасову. Сначала он долгое время работал художником-педагогом в изостудии дворца им. Я.М. Свердлова и, параллельно, учителем рисования 92-й школы, ныне гимназии № 4 имени братьев Каменских. У Кузина – множество талантливых учеников, сказавших свое слово в искусстве. Это Р. Багаутдинов, Ю. Заботин, И. Лаврова, Л. Юрчатова, Г. Хоменко, В. Кадочников, В. Бушуев (Санкт-Петербург), Н. Фомина (Москва), С. Тарасова (Екатеринбург) и многие другие.

Педагогическую работу В.Ф. Кузин всегда успешно сочетал с творческой, неутомимо оттачивая свое мастерство. Он много путешествовал, с упоением работал на пленэре, неустанно запечатляя разнообразные мотивы реальности. Его ранним пейзажам свойственна большая цельность, энергия, активность цветового решения. Во всех поездках он рисовал, используя разные техники. Всем этим «моментально» сделанным зарисовкам присуща точность формы, уравновешенность композиций, прекрасное владение штриховкой и светотенью. Особенной нежностью проникнуты работы в пастели – необыкновенно хороши пастельные портреты жены и маленьких сыновей, милых, сосредоточенных, погруженных в себя….

Начиная с 60-х годов, художник работает в технике акварели, светящейся нежными жемчужными переливами. Художник создает акварель, как картину – с глубоким пространством, гармоничной композицией, энергично прорисованной формой. Не случайно он считает акварель сложнейшим видом живописи. Мастерство композиции и феерия света – главные черты этих произведений. В технике акварели Кузин написал большие серии пейзажей, увиденных в разных уголках советской страны: Подмосковье, Севере, в Крыму, на Алтае.

В поездках творческих групп случались удивительные встречи с людьми. Это совсем простые люди, но какие яркие типы, какие ясные, скульптурные, незабвенные лица трактористов и комбайнеров, шоферов и ткачих! Кузин внимательно вглядывается в лица этих тружеников, ловит скупую улыбку, чей-то острый взгляд и светлое выражение… Блестящий рисовальщик, он подмечает каждую деталь, каждую черту индивидуального облика – поэтому его герои впечатляют и вдали, на расстоянии, и в крупном, приближенном к зрителю «кадре».

Пермская акварель давно известна широкому зрителю – уже в конце 1960-х годов она прославилась далеко за пределами Пермского края. Под этим явлением подразумеваются большие «картинные» листы со сложными композициями, с богатым насыщенным колоритом. У новой пермской акварели стояли такие замечательные мастера, как безвременно ушедшие Н.Ф. Можарский и А.Г. Мотовилов. Но главой пермской группы акварелистов по праву считается заслуженный художник России И.С. Борисов. Среди его сподвижников были В.Ф. Кузин, К.М. Собакин, Ю.И. Заботин и многие художники следующих поколений. В.Ф. Кузин внес большую лепту в расцвет этой школы, создав сотни замечательных пейзажей, посвященных русской природе.

На протяжении нескольких десятилетий Кузин постигает природу разных уголков огромной страны, передавая характерность местности, ее неповторимую красоту и поэзию. Но чаще всего он пишет уральский пейзаж, посвящая ему самые душевные, самые темпераментные листы…

Много нового он сумел выразить в индустриальном пейзаже, прежде всего, уральском – ведь именно Урал всегда считался «краеугольным камнем» державы. Индустриальные пейзажи Кузина не менее эмоциональны и не менее красивы, чем самые лиричные его откровения. Они разнообразны по мотивам и композициям, по выразительным приемам и технике исполнения. И всегда – необыкновенно органичны и целостны.

В последнее время художник все чаще возвращается к своей ранней технике – он много и активно работает маслом. Так создаются картины на тему войны, пронзительно и сильно прошедшей через душу художника. Запоминаются работы «Реквием», «Безымянная высота». Потрясает картина «Война» (1987), где в темноту ночи, словно в небытие, уходят четверо молодых солдат… «На войне погибают лучшие люди», – говорит В.Ф. Кузин и считает своим долгом запечатлеть их подвиг в живописных работах.

«Кончилась война, домой возвращались те, кому было суждено вернуться. А сколько их, не вернувшихся к своим родным, любимым! Об этом знают только матери, вдовы и сироты. Уходят последние очевидцы этой страшной и жестокой войны, эхо которой еще долго не утихнет в памяти народа, и кто знает, какие отголоски этой чудовищной трагедии нас ждут в будущем» – эти горькие слова ветеран войны В.Ф. Кузин произносит с тревогой и болью, глубоко переживая катаклизмы нашего «рубежного» времени…

Художнику, прошедшему войну, имеющему огромный преподавательский опыт, присуще глубокое знание и понимание человека. В.Ф. Кузин создает поистине удивительные портреты, в которых он воплощает наиболее характерные черты человеческой личности. При этом все его модели красивы именно своей безыскусностью, точной жизненной правдой. Глубокий психологизм отличает автопортреты художника: они просты по решению, но внутренне напряженны, значительны.

Склонность к социально значимым темам у Кузина проявляется не только в портрете, в исторических картинах, посвященных Великой Отечественной войне. В последние десятилетия он создает несколько символико-аллегорических композиций. Среди них нельзя не отметить собирательный образ современного бюрократа, многоликого, как Янус, но одинаково равнодушного к судьбам людей. Останавливает и заставляет задуматься картина «Распятая Россия», где на месте Христа мы видим простую русскую женщину, олицетворяющую страдающую Россию…

Особое место в творчестве Кузина занимают живописные натюрморты. Среди них выделяется натюрморт «9 Мая» (2003), где три огненных тюльпана горят на плотном темно-синем фоне, как огни Победы – такой ослепительной, радостной и трагичной одновременно…

За последние годы художник создал множество прекрасных натюрмортов, особенно натюрмортов с цветами. Садовые и полевые цветы написаны проникновенно и радостно. Подчас цветы дополнены другими предметами – к примеру, яблоками, не менее красивыми, чем самый роскошный цветок. Иногда натюрморты объединяются с пейзажем и интерьером, раскрывая нам глубокую поэзию жизни. Пейзажи и натюрморты – та «отдушина», которая помогает художнику отвлечься от тягостных дум, тревог и сомнений. Но это и выражение глубоких чувств восторга и восхищения совершенством природы, ее вечно юной и всегда праздничной красотой.

Заслуги В.Ф. Кузина высоко оценены государством и обществом. Он был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германием в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», множеством юбилейных медалей и почетной – «Ветерана труда». С некоторым «опозданием» стал заслуженным художником России (2008). О творчестве В.Ф. Кузина писали видные пермские искусствоведы и журналисты. Среди его постоянных авторов – искусствоведы А. Будрина, Р. Седова, О. Власова, Н. Новопашина, Н. Казаринова, журналисты Ю. Надеждин, Е. Зайцева, В. Бубнов, Ю. Баталина. Все отмечают оригинальность индивидуального почерка, энергию и творческий темперамент, высокий профессионализм и глубину размышления этого незаурядного мастера.

В.Ф. Кузин всегда был «открытым» художником, он активно работал в Союзе художников, наставлял молодежь, общался со «стариками». И, конечно, показывал свои работы на выставках разного уровня – от городских до международных, состоявшихся в Вене, Софии, Улан-Баторе и Ганновере. Художнику очень запомнилась экспозиция в Центральном выставочном зале г. Перми, прошедшая в 1986 году, когда была показана огромная ретроспекция с обилием работ, выполненных в разных материалах и техниках. А через 10 лет – выставка в художественной галерее, мощная, красивая, неожиданно яркая и многоцветная, словно камень, играющий драгоценными гранями. Эти событийные выставки до сих пор памятны и пермскому зрителю…

Помимо пермских, было еще множество вернисажей в других городах и весях. Замечательные групповые выставки акварелей состоялись в Москве, Вологде, Владикавказе, Гурзуфе, Барнауле, других городах нашей огромной страны. С выставок произведения попадали в музеи. Среди них – Пермская государственная художественная галерея, Чайковская картинная галерея, Томский музей изобразительных искусств, Картинная галерея г. Астаны (Казахстан). Отдельные работы ушли за рубеж, в Америку, Италию, Испанию…

В мае 2010 года художник-фронтовик Виктор Кузин удостоен звания «Почетный гражданин города Перми».

Виктор Федорович Кузин отдал искусству более половины столетия. На его счету – несколько сотен произведений, написанных с таким искренним восхищением, с такой любовью и поэтичностью! 

О.М. Власова,
кандидат искусствоведения,
член Союза художников России,
заслуженный работник культуры
Российской Федерации

 

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв