Военная тема в репертуаре Пермского народного театра молодежи

Н.В. Разумов

Тема Великой Отечественной войны была чрезвычайно важна для советской культуры в 1950-1980-е годы. К ней обращали писатели-прозаики, поэты, драматурги, композиторы, художники. Постановки на тему подвига советского народа вошли в репертуар Пермского народного театра молодежи.

Лев Иудович Футлик во время репетиции. 1970 год. АГП. Ф.1154.Оп.1.Д.102.Л.2. Пермский народный театр молодежи были создан в 1957 году, как Пермская театральная студия при Доме народного творчества. Художественным руководителем студии стал выпускник Ленинградского театрального института имени А.Н. Островского и режиссер пермского телевидения Лев Иудович Футлик. Артистами были молодые люди, не имевшие профессионального театрального образования – студенты, рабочие, служащие [10, л. 2об.]. Заявления на поступление в студию подали 250 желающих. По итогам вступительных экзаменов было отобрано 36 человек первоначального состава [6, с. 113].

Первый год артисты-любители овладевали основами актерского мастерства – сценической речью, сценическими движениями, танцами, а также слушали лекции по истории театрального искусства. По понедельникам студийцы посещали кино и театры, а затем обсуждали увиденное. Они называли это студийными днями [6, с. 114].

В 1958 году Пермская театральная студия представила первый отчетный концерт, состоявший, согласно программе, из 9 сцен [10, л. 3]. Концерт прошел на сцене Пермского драмтеатра [6, с.115]. Этим концертом был обозначен круг авторов, чьи пьесы ставили студийцы – советские драматурги и русские классики XIX века. В первую очередь – А.Н. Островский и А.П. Чехов.

В программе отчетного концерта указана сцена из пьесы А. Галича «Походный марш» («За час до рассвета»), посвященная Великой Отечественной войне. Артистка театра Ф.Л. Попова в воспоминаниях о первых годах существования коллектива не упоминает эту сценку в репертуаре первого отчетного концерта [6, с. 115]. Возможно, в тот день ее постановка не состоялась. В любом случае, артисты театральной студии достоверно поставили «Походный марш» осенью того же года.

В октябре 1958 года на Пермском телецентре состоялась передача-композиция «Молодость в пути», приуроченная к 40-летию Комсомола. Режиссером передачи был Л.И. Футлик, работавший в Пермском телецентре. В ее постановке также приняли участие ученики Льва Иудовича. Темой была история комсомольской организации за время ее существования. Сцены из спектаклей в исполнении артистов Пермской театральной студии чередовались с фрагментами и музыкой кинофильмов. В частности, были показаны отрывки из военных фильмов «Они были первыми», «Летят журавли», «Молодая гвардия», «Дом, в котором я живу» [3].

Ученики Л.И. Футлика показали три сцены, соответствующие трем важным страницам истории Комсомола – Гражданской войне, Великой Отечественной войне и освоению целины в 1950-е годы. Гражданской войне была посвящена сцена из пьесы «Двадцать лет спустя» Михаила Светлова. Эта пьеса на протяжении многих лет входила в репертуар Пермского народного театра молодежи. Для второй части передачи артисты театральной студии показали сцену из спектакля А.А. Галича «Походный марш» [3], а в завершении – сцену из спектакля «Романтики».

В 1959 году Пермская театральная студия была преобразована в Пермский народный театр юного зрителя, а в 1964 году коллектив получил помещение во Дворце культуры имени В.И. Ленина. После открытия в Перми профессионального театра юного зрителя, любительский коллектив был переименован в Пермский народный театр молодежи.

Программа спектакля «Завещание живым». 1964. АГП. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 131. Л. 1.В 1964 году репертуар театра пополнился важным спектаклем – «Завещание живым». Его премьерой 29 октября 1964 года был открыт сезон Пермского народного театра молодежи.

Спектакль «Завещание живым» был композицией из стихов поэтов, погибших в Великой Отечественной войне, и авторских связок между стихами. Автором сценария был артист Пермского народного театра молодежи Семен Гравин [15, л. 1].

Артист Пермского народного театра юного зрителя В. Романов в роли Джека Альтаузена в спектакле «Завещание живым». 1965. АГП. Ф. 1154. Оп. 2. Д. 3. Л. 1.Как писал о подготовке спектаклю журналист Юлиан Надеждин, студийцы ставили «спектакль-клятву», «спектакль-исповедь» [2]. В «Завещании живым» звучали стихи 28 поэтов. В их числе – Всеволод Багрицкий, Муса Джалиль, Павел Коган, Иосиф Уткин и пермяк Владислав Занадворов [15, л. 1].

О спектакле написал журнал «Театральная жизнь» [1, с. 1-3; 4, с. 138-139]. Постановщиком спектакля был Л.И. Футлик, художником – Е. Завалов, музыкальными режиссерами – С. Шихов и Б. Берестецкий [1, с. 2]. Спектакль «Завещание живым» открывался оркестровой музыкой. На сцене стоял постамент из серого гранита, возле которого несли караул четыре девушки. После этого на сцене появлялся Солдат, вручавший девушкам книгу стихов погибших поэтов. После этого слово переходило к актерам, игравшим роль поэтов-фронтовиков [1, с. 1, 3].

Артисты читали предвоенные стихи поэтов-фронтовиков и воплощали их образы в предвоенные годы. Затем переходили к военному времени. Как можно понять по фотографиям спектакля, поэты Арон Копштейн и Владислав Занадворов изображены артистами в момент их последних боев на фронте, Муса Джалиль – в лагере [1, с. 1, 3.]. Как писал артист Пермского народного театра молодежи Г. Офенгейм в спектакле использовали прием переклички – поэт начинал читать свои стихи, продолжали их читать девушки-современницы [4, с. 138]. Спектакль «Завещание живым» завершался стихотворением Павла Когана «Ракета» [4, с. 138].

Письмо во Дворец культуры имени В.И. Ленина (г. Пермь) из Харьковского гарнизонного дома офицеров Советской армии с информацией о получении двух экземпляров драматической композиции «Завещание живым». 1966. АГП. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 160. Л. 1.Постановка имела успех в Перми и стала известна за ее пределами. В пользу этого говорит тот факт, что сценарий композиции был направлен в Харьковский гарнизонный дом офицеров Советской армии. Работники дома офицеров планировали использовать сценарий при подготовке концертной программы к 50-летию советской власти [19, л. 1].

В 1968 году в репертуаре театра была оратория об Освенциме. Упоминание об этом спектакле есть в «Дневнике гастролей», написанном артистами театра молодежи. 11 июля 1968 года артисты Пермского народного театра молодежи показали эту ораторию в Чермозе [12, л. 4].

Артисты, как они пишут в дневнике гастролей, сократили количество музыки и вместо магнитофонной записи выступали под аккомпанемент рояля. Автор дневника отмечает, что предыдущими постановками оратории артисты не были довольны, но на чермозской сцене он прошел успешнее [12, л. 4-5].

Основатель Пермского народного театра молодежи Л.И. Футлик в 1971 г. принял участие в подготовке еще одного сценического действия. Оно называлось музыкально-хореографическая оратория, посвященная рабочему классу, «Слово о нашем заводе». Лев Иудович обозначен в программе как режиссер и автор либретто (вместе с Т. Кокшаровой) [16, л. 1, 2об].

Оратория была посвящена истории Пермского моторостроительного завода. Она состояла из трех частей – «Песнь о первом моторе», «Заводские солдаты» и «Высокое небо» [16, л. 1об].

Программа концерта «Слово о нашем заводе. Музыкально-хореографическая оратория, посвященная рабочему классу». 1971. АГП. Ф. 1154 Оп. 1. Д. 135. Л. 2.В концерте были задействованы многие известные деятели культуры Перми, народные коллективы, работавшие при Дворце культуры имени Свердлова. В частности, это были ансамбль «Ритм», Прикамский народный хор, детский танцевальный коллектив под руководством Н. Казанцевой [16, л. 2].

В постановочную группу входил известный военный дирижер Владимир Лицман, а в основе оратории лежали стихи Владимира Радкевича. В основу второй части, посвященной военному времени, были положены стихи поэта «Письмо девушки», «Солдатские письма», «Банка варенья» и «Клятва отцам» [16, 1об].

В конце 1970-х гг. репертуар народного театра пополнился спектаклем «Кружилиха», сценарий которого был подготовлен на основе одноименного романа В.Ф. Пановой. В 1943 году В.Ф. Панова оказалась в эвакуации в городе Молотове [5, с. 14]. Здесь она начала писать роман о жизни рабочего поселка Мотовилиха. Роман был завершен после войны, а в 1947 году издан под названием «Кружилиха» [5, с. 14]. 

Кружилиха» в программе концерта «Идем дорогой Октября». 1977. АГП. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 45. Л. 2Произведение посвящено работе завода и жизни заводского поселка в советском провинциальном городе в 1945 году. За изображенным на страницах романа заводским поселком Кружилихой угадывается рабочий поселок Мотовилиха (в настоящее время – Мотовилихинский район города Перми).

Часть авторского текста, не входящего в диалоги, согласно сценарию должны были произносить задействованные в постановки артисты, обозначенные как «Автор» и «Хор». Другая часть не входящего в диалоги текста была вложена в уста самих героев. В основном, так обыгрывались характеристики и факты из прошлого героев.

В качестве примера можно привести эпизод со встречей Марийки с вернувшимся с войны Лукашиным:

«Автор: До войны она два раза выходила замуж.

Марийка: Оба мужа оказались неудачными.

Лукашин: Потому-то ее дразнили соломенной вдовой.

Автор: И это тоже смущало Лукашина» [13, л. 8].

Артист Пермского народного театра молодежи в спектакле «Кружилиха». 1977. АГП. Ф. 1154. Оп. 2. Д. 67. Л. 1. Восстановим хронологию постановок спектакля. В 1977 г. отрывки из «Кружилихи» ставились дважды – во время концерта на торжественном заседании Мотовилихинского района, посвященном 60-летию Великого Октября [11, л. 2], и на концерте художественной самодеятельности Пермской области, посвященном 60-летию Великого Октября, «Слушай наш рапорт, товарищ Октябрь» [11, л. 3]. Этот концерт был частью I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся [8]. 25 ноября 1978 г. «Кружилиха» была поставлена в рамках праздника самодеятельного искусства в честь 60-летия Ленинского комсомола [17].

В годы Перестройки репертуар театра пополнился спектаклем «Завтра была война» по пьесе Бориса Васильева. В рамках лаборатории режиссеров народных театров зоны Урала «Воспитание историей» 3 декабря 1984 г. прошла репетиция этого спектакля [18, л. 3].

Задумка нового спектакля, «Письма с фронта», родилась у Л.И. Футлика в 1983 году. Тогда коллектив пополнился новичками – старшеклассниками и выпускниками школ. Режиссер обратил внимание, что молодые люди мало знают «о военных годах своего города, района, завода» [9, с. 17]. 

Поэтому Л.И. Футлик решил создать спектакль, работа над которым позволила бы молодым ощутить связь с историей Перми в военные годы. Основой для спектакля стала выпущенная в Перми в 1975 году книга «Письма с фронта» [9, с. 18].

При выстраивании драматургии спектакль режиссер решил расположить все используемые в сценарии письма в хронологическом порядке. Первое письмо было датировано 12 июля 1941 года [9, с. 19].

Спектакль был впервые показан во время гастролей в Ильинском районе. Актеры выступили на сцене пяти колхозных дворцов культуры. Для новых постановок артисты искали новые способы взаимодействия с аудиторией. Например, как пишет Л.И. Футлик, в музее одного из заводов (не упомянуто какого именно) артисты народного театра включили в действие материалы по его истории [9, с. 20].

Премьера спектакля «Письма с фронта» состоялась перед Днем Победы 1984 года. Пространство спектакля, как писал автор рецензии в «Вечерней Перми», делилось на две части – тыл и фронт. На сцене актеры театра читали фронтовые письма. Открывался спектакль стихотворением Расула Гамзатова «Мне кажется порою, что солдаты…». На сцене вновь звучали стихи поэтов-фронтовиков. С артистами народного театра в постановке «Писем с фронта» участвовал ансамбль «Аленушка», исполнившие несколько военных песен [7]. У спектакля было много постановок. На фотографиях видно, что артисты выступают перед аудиторией, где сидят взрослые и дети [14, л. 1].

Хотя тема Великой Отечественной войны не была основной в творчестве Л.И. Футлика и его учеников, спектакли на военную тему стали событием в местной театральной жизни. Спектакли «Завещание живым» и «Письма с фронта» не только с успехом были показаны на местной сцене, но и удостоились внимания профессиональных изданий о театре.

Тематика спектаклей показывает, что режиссер Л.И. Футлик и его ученики при создании постановок о Великой Отечественной войне активно работали с местным материалом. В спектакль «Завещание живым» вошли рассказ о судьбе и стихи пермяка Владислава Занадворова, спектакль «Письма с фронта» был подготовлен на основе писем и судеб уроженцев Пермской области, чьих судеб коснулась война.

 

Литература

1. Зубков В. Когда оживают строки // Театральная жизнь, № 13, июль 1965

2. Надеждин Ю.Ф. Горячие дороги // Молодая гвардия, 1964.

3. Николаев Н. Молодость в пути // Звезда – 1958 – 26 октября.

4. Офенгейм Г. Завещание живым // Театр, № 6, 1965.

5. Павловский А.И. Панова Вера Федоровна // Русская литература XX века. Поэты, прозаики, драматурги. Биобиблиографический словарь. – М., 2005. – Том III.

6. Попова Ф.Л. Театр начинается со студии // Народные театры страны. М., 1968.

7. Серебрянская Г. Здравствуйте, наши дорогие // Вечерняя Пермь – 1984 – 8 мая.

8. Фестиваль рапортует Октябрю // Вечерняя Пермь – 1977 – 24 октября.

9. Футлик Л.И. Письма с фронта // Культурно-просветительская работа, № 5, 1985.

10. Программа отчетного концерта Пермской театральной студии // АГП. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 35.

11. Программа концерта // АГП. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 46

12. Из дневника гастролей Пермского народного театра молодежи // АГП. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 51.

13. Сценарий спектакля «Кружилиха» // АГП. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 59.

14. Артисты Пермского народного театра молодежи и зрители во время показа спектакля «Письма с фронта» (фотография) // АГП. Ф. 1154. Оп. 2. Д. 82.

15. Программа спектакля «Завещание живым» // АГП. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 131.

16. Программа оратории // АГП. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 135.

17. Программа праздника самодеятельного театрального искусства // АГП. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 140.

18. Программа лаборатории режиссеров народных театров зоны Урала «Воспитание историей» // АГП. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 148.

19. Письмо во Дворец культуры имени В.И. Ленина (г. Пермь) из Харьковского гарнизонного дома офицеров Советской армии // АГП. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 160. Л.

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв