Передача Пермского радио прозвучала 29 ноября 1991 года
в день 100-летия со дня рождения Матвея Иосифовича Кузнецова.

В передаче с воспоминаниями о  Матвее Иосифовиче поделилась Елена Александровна Спешилова. Отец Елены Александровны дружил с Матвеем Иосифовичем с юных лет и до последних дней жизни.

Этот удивительный, жизнелюбивый, и много умеющий человек, не дожил 7 лет до своего столетия.

Родился Матвей Осипович /Иосифович/ Кузнецов 29 ноября 1891 года в заводском посёлке Ашап Ордынского района, бывшего Осинского уезда.

Отец его Осип Петрович всю жизнь работал по найму на строительстве мельниц в Осинском уезде. Мотя с 10-летнего возраста был помощником отца. В 11 лет Мотя окончил три класса сельской школы и освоил работы: столяра, молотобойца, пилоправа. Изобретает и по своим чертежам строит "водоплаватель" /подобие катамарана/. Эта черта характера, что-то изобретать и совершенствовать, сохранилась до конца его жизни.

В 1902 году Матвей поступает работать "засыпкой" /засыпать зерно/на мельницу к помещице Козловой. Мельником на этой мельнице был его отец. Поздней осенью, когда уже льдинки плавали по реке, Матвей помогал отцу ремонтировать мельницу. Несколько часов пришлось мальчику работать, стоя в ледяной воде. Сапоги примёрзли к ногам, а он не бросил работу и не пожаловался отцу, что он замёрз, до конца работы. После этого Матвею пришлось долго лежать в больнице. Сделали ему четыре операции после чет он ещё долго ходил на костылях. Последствия этой простуды сказывались ему всю жизнь. Но эти невзгоды не испортили его удивительно жизнерадостного характера. Как только Мотя стал ходить без костылей, отец его устроил к кулаку Скоробогатову в село Михайловку Осинского уезда для строительства мельницы. Под руководством отца мельница построена, и Матвей остаётся работать мельником.

В 17-летнем возрасте, зимой, Матвей Осипович пешком отправилсяв г. Пермь. Прошел 120 км. На "Липовой горе" в столярной мастерской при Пермском исправительном приюте, работал мастером старший брат Моти – Алексей.

Два года Мотя проработал подмастерьем у брата, но обострившийся ревматизм заставил расстаться с этой работой.

В 1901 году Матвей Осипович поступил в ученики к знаменитому фотографу Якунину Александру Александровичу. Именитый фотограф не очень-то спешил обучать молодого человека своему искусству. За то, что Мотя столовался у Якунина на положении ученика, приходилось выполнять всю черновую работу по фотографии, быть дворником, кучером, рассыльным, истопником, надо было топить 9 печей. У Якунина был целый штат фотографов, ретушеров и других фото-специалистов. В свободную минуту Мотя на цыпочках подходил к работающим. Кто-то пикал на него и прогонял, а  кто-то что-нибудь и объяснял.

Цепкий глаз Матвея быстро улавливал все нюансы фотографической работы. А вскоре, общительный, весёлый с хорошим юмором молодой человек стал незаменимым помощником у фотографов.

К 1911 году Матвей Осипович был уже вполне квалифицированным фотографом. С его снимков печатают открытки "Виды города Перми". Например: "Набережная Камы с домом Мешкова", "Центральная площадь города",- перекрёсток улиц Сибирской и Покровской /К.Маркса и Ленина/. Многим знакома фотография, на которой запечатлён Пермский поэт иодин из первых авиаторов России Василий Васильевич Каменский. И никто не знает, что автором этой фотографии был М.О Кузнецов. Вот как вспоминает об этом сам Матвей Осипович: " Якунин сказал - вот какое дело, Матвей, собирайся, заряжай аппарат, завтра аэроплан снимать поедем.Оба отродясь не видали аэропланов, но слыхать слыхали. Наутро запряг я в телегу конягу Рыжко и поехали на ипподром, сейчас на этом месте стоит дворец им. Свердлова. Аэроплан на месте, на самой макушке лётчик сидит вокруг народ важный да любопытный. Я снял всё, как полагается.

Полёт Василия Васильевича закончился печально - сильный порыв ветра сбил самолёт, и он одним крылом врезался в землю.

Матвея Осиповича этот полёт поразил, ничего, что он неудачей закончился. И он начинает изобретать: летающие стулья, летающие корчаги и лапти. Сохранились у дочери Кузнецова чертежи этих изобретений. С другом Сашей, в свободное время, на чердаке Якунинского дома собирали очередной мотор. Нелёгкая принесла хозяина -"вы что бездельники, время на игрушки тратите?" - свернул в скатерть все детали и выбро­сил на помойку. Душа Матвея Осиповича взбунтовалась,и он покинул Центральную фотографию Якунина. Поступил копировальщиком к фотографу Н.А. Бурденкову. Проработал у него два года и перешел в фотогра­фию В.Н. Казанцева, где он прошел настоящую школу фотодела. Он был и ретушёром и копировальщиком и фотографом. Проработал у него до 1916 года и всегда с благодарностью вспоминал В.Н. Казанцева.

Беда пришла нежданная: от переутомления глаз получилось воспаление роговой оболочки. Поэтому пришлось оставить и эту работу.

Поступил он ночным артельщиков в главный склад Пермской железной дороги, где проработал до 1920 года. Одновременно с этой работой в 1918 г. Кузнецов вступает в члены Союза художников, любителей живописи, ваяния и зодчества. Членами этого союза были известные художники: И.И, Туранский, И.П.Чирков, А.А. Седов, Вахонин, Дубяго, Леонид Старков, А. Верещагин.

Кузнецов принимал участие в организации первой в советское время художественной школы Ивана Ивановича Туранского, которая была разгромлена Колчаковцами в 1919 году.

В 1918 году пишет свою первую картину "В Пермь пришел Колчак" /20x20 см./, в 1919 г. картину "Как железнодорожники провожали Колчака" /32x2Зсм./, эскиз "Ледяная железная дорога через Каму" /31x21/. В архивах дочери Изы Матвеевны хранятся 24 картины.

В 1919 году Петр Иванович Субботин-Пермяк организует в Перми "Высшие художественно-промышленные мастерские". В эти художествен­ные мастерские "УЧПЮФСОЖ" откомандировал Кузнецова для получения художественного образования. И вот появился в мастерской стройный, красивый молодой человек в белой толстовке. На лбу - узенький ремешок, поддерживающий чёрные рассыпающиеся кудри. Он быстро влил­ся в дружный коллектив учащихся и преподавателей. В художественных мастерских собрались влюблённые в искусство и жизнь люди. Талантливые педагоги: Петр Субботин-Пермяк, Владимир Оболенский, М.Б. Вериго, А.В. Каплун и не менее талантливые, жаждущие приобрести знания в искусстве: Виктор Орешников, братья Коротковы, сёстры Кашины, Екатерина Викторовна Камшилова, Иван Попков, Леонид Старков и др. Можно только удивляться, что в холодное, холодное время, когда нечем было топить печки, когда на паёк выдавали четвертушку хлеба да хвост селёдки - люди учились искусству ставили спектакли, писали стихи и даже романы устраивали на улицах города выставки из своих работ. А работы молодых художников в основном были яркие, в стиле Петрова-Водкина, которые привлекали прохожих. И преподаватели, и студенты быстро оценили организаторские способности новичка. Его избирают временно-исполняющим обязанности заведующего художес­твенными мастерскими. Субботин-Пермяк часто болел, а сменивший его Владимир Оболенский часто бывал в разъездах. Матвея Осиповича прозвали ласково - ВРИДОЧКА. Это прозвище осталось за ним до конца его жизни.

С 1922 года, когда художественные мастерские переименовали в художественный техникум, Матвея Осиповича утвердили в должности заведующего. В этой должности он был до 1924г. до окончания существования техникума.

Помимо этой должности, у него было еще 10-13 других. Можно только удивляться, как он справлялся с ними. А выполнял свои обязанности аккуратно и добросовестно. Вот далеко не полный список его обязанностей: инструктор графики и фототехники техникума, председатель Пермского окружного комитата работников искусств, сокращенно РАБИС, председатель педсовета художественного техникума, член педсовета Мотовилихинского музыкального техникума, член педсовета Пермской музыкальной школы, председатель фото-кино секции, Депутат Пермского Городского Совета и др.

А надо ещё и учиться было. В таком темпе он прожил всю свою жизнь. И всегда с доброй улыбкой, весёлой шуткой.

Все кто учился вместе с Матвеем Осиповичем и те, кто его учил, всегда помнили о нём. В его именины и летом, каждый год собирались на квартире у своего Моти-ВРИДОЧКИ. Собирались до тех пор, пока у ник ходили ноги и смотрели глаза. Приезжали из других городов. Это Владимир Оболенский, Иван Попков, Владимир Старицын, Кузьмичёв, Леонид Старков, Д. Зайдман, Е.Камшилова, Д.Волкова, А. Спешилов,  А. Спешилова-Державинская, В. Орешников, Н.Кирьянова, Ю. Камчатова, и др.

16 января 1925 года в газете "Звезда" небольшая информационная заметка: "Фотокабинет оборудовал художественный техникум при нашем литографическом отделе. Кабинет имеет учебное значение и как художественная фотография". Организатором этого кабинета и учителем фотодела был Матвей Осипович. Одновременно он был зав. библиотекой, зав. музеем и зав. складом учебных пособий.

В 1928 году Пермь посетил В. Маяковский. Он посетил художествен­ный техникум. Надо сказать, студенты техникума обожали Маяковского, ставили спектакли по его пьесам. В фотолаборатории Кузнецов сфотографировал Маяковского и вскоре в газете "Звезда" был помещён его портрет на всю страницу.

Большим художником Матвей Осипович Кузнецов не стал, но как писала в своих воспоминаниях Е.В. Камшилова: "Кузнецов - активный и горячий организатор художественного просвещения города Перми. Находился я всегда на гребне жизни искусства Перми 20-30 годов".

Делом всей оставшейся жизни Кузнецова была фотография. В 1927-1928 г.г. Кузнецов один из организаторов Фотографического общества при научно-промышленном музее. В 1929 г. он организатор и первый председатель "Пермской кооперативно-промышленной артели-фотоколлектив". 19 человек начинали работать в этом фотоколлективе. Начали с того, что в доме по ул. Советской-33, бывшей фотографии Бабинцева, собрали всю аппаратуру. Бабинцев оставил свой дом со своей фотоаппаратурой в пользу фотоколлектива, а сам уехал из города. Продолжателем этой артели является Объединение Пермоблфото - Фотокомбинат на котором работают сотни людей.

В 1934 г. решением горкома партии Кузнецова направляют на только что начавшийся строиться завод номер 19, ныне объединение Моторостроительный завод им. Свердлова. Но он-то уже с 1931 года стал делать снимки этого завода: все этапы строительства и развития завода, начиная с расчистки площадок под будущие корпуса, первых строителей, первые палатки, первые бараки, первые дома.

И так до выхода на пенсию в 1958 году. А было ему 67 лет, общий стаж составлял 56 лет из них непрерывный труд на данном заводе 24 года. Он создавал музей завода, историю завода в фотографиях и альбомах.

Только специально для будущего музея завода он сделал огромный фотоальбом из 1100 снимков. Был членом оргкомитета по созданию музея истории завода,- Фотолетописцем истории завода.

Многие печатные издания обошла фотография "Мальчик, стоящий на ящике у станка", это тоже фотография Матвея Иосифовича. Это про таких рабочих написано стихотворение Вл. Радкевича "Банка варенья". Банку варенья вручал директор завода Солдатов маленьким по годам рабочим, которые своим трудом приближали День Победы. И этот момент зафиксирован фотографом Кузнецовым.

И после выхода на пенсию, Матвей Иосифович продолжал собирать и оформлять материалы по истории завода.

За свою долгую и добросовестную работу не раз его награждали медалями и, именными часами - в 1936 г. карданные часы с гравировкой "Лучшему стахановцу завода № 19 им. Сталина", в ноябре 1977г. в честь "60-летия Советской Власти" часы Молния - 3602" с гравировкой: М.И. Кузнецову от Обкома К.П.С.С. и Облисполкома. В 1945 году награждён орденом "Знак Почёта". Три раза был занесён в книгу Почёта завода. С 1978 года - он персональный пенсионер СОЮЗНОГО значения.

Дочь М.И. Кузнецова - Иза Матвеевна Кузнецова, предоставила архивные документы и свои личные воспоминания.

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв