Яркий художник начала ХХ века

Петр Иванович Субботин-Пермяк (1886-1923)

Петр Иванович Субботин-Пермяк – один из самых ярких художников начала ХХ века [1]. Его творчество, как ослепительный метеор, вспыхнуло в 1910-х и угасло в начале 20-х годов. В неполные 37 лет художник умер от туберкулеза, но успел сделать очень и очень многое. Он оставил в наследство замечательные картины, рисунки, теоретические труды и музеи. Он создал искусство, которое и сейчас волнует воображение, будит эмоции, вдохновляет и радует.

Художник родился в г. Кудымкаре Пермской губернии в 1886 году, девятым ребенком в семье мельника, служившего у Строгановых. Учился в Пермском реальном училище, по его окончании в 1907 году уехал в Москву, в императорское Строгановское художественно-промышленное училище, которое окончил со званием художника 1 разряда. Параллельно посещал частную студию Юона и Дудина. Влияние этих мастеров, а также Коровина, Архипова и Малявина было весьма ощутимым. Освоив экспрессионистскую технику, он создал целый ряд выразительных портретов, пейзажей и жанровых сцен по мотивам коми-пермяцкого быта. Стремление работать в сильных, ярких, так называемых основных цветах сделало его живопись на редкость своеобразной. Не случайно за композицию «Песнь Перуну» (1914) он получил золотую медаль и направление на стажировку в Германию, которая не осуществилась из-за начавшейся вскоре Первой мировой войны.

С 1914 по 1918 год Субботин-Пермяк преподавал в Строгановском училище, но после революции был направлен в Пермскую губернию для организации художественных мастерских, которые, преобразовавшись в Пермский художественный техникум, просуществовали до Великой Отечественной войны. До сих пор живет и здравствует основанный Субботиным Кудымкарский окружной коми-пермяцкий музей, для которого он собирал экспонаты по деревням и селам родного коми-пермяцкого края.

Несмотря на труднейшие условия жизни и рано начавшуюся болезнь, Субботин-Пермяк не оставлял и творческую работу. За свою короткую жизнь он создал более 40 живописных и около 100 графических произведений. Это многочисленные жанровые сцены, прежде всего, многоцветные зачарованные «чаепития», а также портреты, пейзажи и натюрморты. Авторской манере Субботина свойственна большая экспрессия, выраженная в напряженности колорита, энергии мазка, упругости линии.

На рубеже 1910–20-х годов художник явно склонялся к кубофутуристическим построениям. В это время он создает несколько теоретических сочинений: «Приемы и системы нового искусства», «Материальная культура живописи», «Кухня живописного мастерства», – где формулирует свое новое представление о выразительных возможностях живописи, которая, по его мнению, должна соответствовать новому, «кинетическому», восприятию мира. «В природе, – пишет Субботин-Пермяк, – нет ни одной прямой линии, нет ни одного предмета, который находится в состоянии покоя, линии все двигаются, наклоняются, падают; все вращающиеся предметы кружатся около своих осей, рычагов и шестеренок»[2]. Проблема передачи движения стала во главу угла творческих  поисков Субботина на рубеже 1910–20-х годов. Это видно по всем живописным и графическим произведениям мастера. Таковы городские пейзажи, написанные в Перми.

Своеобразным поэтическим эквивалентом пейзажу «Город» может считаться стихотворение В. Хлебникова «Город будущего». Между картиной «Город» и знаменитым стихотворением В. Хлебникова – множество тонких взаимосвязей и параллелей. Оба произведения, созданные в 1920 году, исполнены пафосом революционного утопизма. «Город» Субботина-Пермяка современен, но увиден как бы из будущего. Он показан при быстром движении сверху, поэтому мостовых нет – только стены домов, наслаиваясь друг на друга, образуют подвижную городскую среду, напоенную золотом солнца и синевой прохладных теней. Близко Субботину и поэтическое творчество Василия Каменского, который был двоюродным братом его жены, тоже художника, Евстолии Ивановны Волковой.

Авангардистские устремления, вполне очевидные, но не полностью реализовавшиеся у рано умершего Субботина-Пермяка, вполне соответствовали его яркой, искрометной, целеустремленной творческой личности. Не случайно и в Перми, куда он был направлен Наркомпросом, Субботин-Пермяк стал организатором новых творческих направлений и группировок. 20 августа 1920 года Субботин сообщает жене: «Теперь у нас есть выставка «инопутистов» – молодых художников, искателей новых путей искусства. На выставке до 100 работ, в том числе и моих 36, целая комната… Из других участвуют Панков, Иконников, Пиатровская, Накаряков и все учащиеся-индивидуалисты, коих группу веду я, и название тоже дал я. Выставка очень хорошая, конечно, здесь такой еще не было».

За свои авангардистские устремления и поиски Субботин-Пермяк был наказан долгим, почти полувековым забвением, ярлыком «формалиста» и значительной утратой наследия, остатки которого уцелели практически чудом. Но через полвека «прерванная нить времен» восстановилась. В 1970-е годы поиски, прерванные Субботиным-Пермяком, продолжил талантливый пермский живописец А. И. Репин, а вслед за ним появилась целая плеяда оригинальных «авангардистов» новейшего времени.

По сути, стилистические изыскания в данном случае не столь уж важны. Творчество Субботина-Пермяка больше, чем стиль, потому что каждое произведение этого удивительного художника пронизано искрометной живительной силой, ощущением глубокой радости и праздника жизни. «Надо жить радостно, красочно, ярко» – говорил художник в начале ХХ века. Эти слова обращены и к нам, его далеким потомкам.

В честь Субботина-Пермяка пермский скульптор Р.Б. Веденеев создал памятник на могиле художника, установленный на старом кладбище Перми. Здесь, в формах высокого рельефа, Веденеев воплотил романтический образ художника-земляка, представленного во время работы – он изображен с кистями на фоне палитры. Памятник выполнен в чугуне, классическом материале уральской скульптуры, и воспринимается строгим, торжественным и, вместе с тем, выразительным. «Пермский некрополь» обогатился новым значительным монументом, а пермяки отдали дань памяти замечательному художнику П.И. Субботину-Пермяку.

Власова О. М.



[1] Подробнее см.: Власова О.М. Художник П.И. Субботин-Пермяк (Замечательные люди Прикамья). Пермь Кн. Изд-во, 1990.
[2] Субботин-Пермяк П.И. Приемы и системы нового искусства: Рукопись. Пермь, 1921. С.23.

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв