Жизнь с телефоном

К 115-летию Центральной телефонной станции

На протяжении 115 лет пермяки пользуются телефонной связью и уже не представляют свою жизнь без телефона. А когда появился первый телефон?

Во время раскопок одного из дворцов в Перу археологи обнаружили два тыквенных сосуда, соединенные бечевкой. Ученые пришли к выводу, что это один из прообразов телефона. Возраст тыквенного переговорного устройства – около тысячи лет. Идея жива и сейчас: кто из нас не устраивал в детстве «телефон» из спичечных коробков, соединенных ниткой?

Первый телефонный аппарат был запатентован в Канаде организатором школы глухонемых А. Г. Беллом в 1876 году. В 1878 году в США была установлена первая городская станция. В России первые городские станции начали действовать в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе и Риге63. Само слово «телефон» было связано с понятиями «новизна» и «быстрота». В 1889 году, когда в Перми еще не было телефонов,
студент Павел Матвеевич Сакуров решил издать газету под названием «Пермский телефон». В ней предполагалось публиковать правительственные сообщения, новые законы и коммерческие известия, городские и губернские новости, вести о новых изобретениях64. Но газета не была утверждена полицмейстером, по его мнению, издание еще одной газеты «является лишним»65.

Зато вскоре в Перми появился телефон, не газетный, а самый настоящий. В 1893 году 29 телефонных сетей соединили крупнейшие города, в их число вошла и Пермь. Для этого в 1892 году в доме губернатора на улице Сибирской была смонтирована первая установка правительственной связи 66. Но только с 1895 года телефон стал доступен для жителей Перми.

6 декабря 1895 года проходило открытие Центральной телефонной станции для всеобщего пользования при почтовотелеграфной конторе67. Пермяки сразу оценили достоинства телефонной связи. В 1898 году по Пермской телефонной сети значилось 200 переговорных пунктов и 202 абонента. Только за 1898 год было зарегистрировано 37 674 разговора между абонентами и 152 – между публикой и абонентами68.

Разговаривать по телефону нужно было «уметь». Вот что необходимо было запомнить: «При желании переговорить с кем-либо по телефону, необходимо, не снимая с рычага слуховой трубки, быстрым поворачиванием рукоятки с правой стороны аппарата дать один протяжной звонок, затем, не дожидаясь ответного звонка, снять с рычага трубку и приложить ее плотно к уху. На вопрос центральной станции «что угодно?» ясно и вполне отчетливо назвать нумер телефона лица, которого желательно вызвать. Получив в ответ от центральный станции «№ такой-то, готово» – необходимо вновь повесить телефонную трубку и дать звонок для вызова абонента; затем, не ожидая ответного звонка вызываемого абонента, приложить трубку к уху и ожидать его вопроса» 69.

Появился телефон – появились и правила пользования Пермской городской телефонной сетью, «устанавливаемой и эксплуатируемой правительством», утвержденные министром внутренних дел 5 июля 1895 года. Были среди правил разъяснения об установлении телефона и оплате за пользование связью. Со всех частных лиц за каждый разговор взималась плата размером 15 копеек, что приравнивалось к примерной стоимости простого обеда. Разговор не должен был превышать 3 минут 70. Были среди правил и такие: «Передача посредством телефонных аппаратов сведений, содержание коих неприлично по выражениям, не дозволяется»71.

В 1898 году Пермскую телефонную сеть обслуживали: начальник, инженер, механик, рабочий и 4 телефонистки72. С расширением сети абонентов увеличивался и штат работников: в 1901 году появился младший механик, в 1902 году – младший надсмотрщик и три почтово-телеграфных чиновника, в 1903 году – сторож, с 1906 года ежегодно добавлялись чиновники, которых к 1912 году числилось уже 14 человек73. К 1915 году число абонентов увеличилось до 65374.

В 1911 году начальник Пермского почтово-телеграфного округа обратился к пермскому губернатору с предложением «устройства на небольших расстояниях, до 150 верст, междугородних телефонных сообщений»75. По этому поводу пермский губернатор И. Ф. Кошко созвал совещание, на котором присутствовали: вице-губернатор, управляющий казенной палатой, начальник почтово-телеграфного округа, представители уездов, земств, банков и другие заинтересованные лица.

Губернатор обратил внимание на особую важность мероприятия как в целях поднятия доходности казны, так и в интересах местного населения76. Была отмечена необходимость установить в первую очередь телефонное сообщение между Пермью и 20 крупнейшими населенными пунктами: Чусовским заводом, Кунгуром, Осой, Оханском, Ильинским и другими77.

В 1912 году установили связь с пригородными территориями: Мотовилихинским заводом, управлением Балашевой в Муллах, Заозерским затоном78. В 1915 году решено было установить телефонную сеть в Кунгуре: в квартире уездного военного начальника, судебных следователей 1-го и 3-го участков, в квартирах приставов, земского начальника, врача Велижевой и в квартире ямщика при Кунгурской станции ввиду военного времени79. Установка телефонной точки требовала затрат – от 150 до 170 рублей: это считалось довольно дорогим удовольствием, так как годовое жалованье телефониста составляло от 180 до 240 рублей. Ввиду чрезмерной дороговизны от установки телефона в своей квартире отказался председатель Кунгурской земской управы А. В. Перевощиков80. Однако, такое техническое достижение, как телефон, завоевало свою популярность. Доходность Кунгурской телефонной сети за первый год превысила ожидаемую сумму в 3,5 раза81. Предположения пермского губернатора о важности мероприятия оправдались. Телефонная связь подтвердила необходимость своего существования более чем столетней историей.

63 БСЭ. Т. 25. М., 1976. С. 402.
64 ГАПК. Ф. 65. Оп. 2. Д. 357. Л.1–2.
65 Там же, Л.3-5.
66 Спешилова Е. А. Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. Пермь, 1993. С. 46.
67 В. С. Верхоланцев. Летопись г. Перми. Пермь, 1913. С. 23/ГАПК. Ф. печ. изд. № 304.
68 ГАПК. Ф. 220. Оп. 1. Д. 1. Л. 7.
69 Правила, подлежащие к соблюдению при разговорах по Пермской телефонной сети. Пермь, 1915. С. 8/ГАПК. Ф. печ. изд. № 24342.
70 Е. Спешилова. Указ. соч. С. 46–47.
71 Условия пользования Пермскою телефонною сетью. Пермь, 1896. С. 5/ГАПК. Ф. печ. изд. № 24335.
72 ГАПК. Ф. 220. Оп. 1. Д. 1. Л. 6 об.
73 ГАПК. Ф. 220. Оп. 1. Д. 24. Л. 134 об.
74 Список абонентов Пермской телефонной сети на 1915 г. С. 13 / ГАПК. Ф. печ. изд. № 24342.
75 ГАПК. Ф. 65. Оп. 1. Д. 189. Л. 1.
76 Там же, Л.19.
77 Там же, Л.20 об.–21.
78 ГАПК. Ф. 220. Оп. 1. Д. 24. Л. 128 об.
79 ГАПК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 1550. Л. 473 об.
80 ГАПК. Ф. 43. Оп. 1. Д. 1550. Л. 471–472.
81 Там же, Л.472.

^Наверх

Портал ГосУслуг

Нам требуются

    Кадровый резерв