Трамваи на улицах Дуйсбурга

1880-е - 1930-е годы

Фридрихплац, район Рурорт, Дуйсбург. [1900]. Городской архив Дуйсбурга. Рурорт, транспорт. №8.

В последней трети ХIХ в. город Дуйсбург, расположенный в месте слияния рек Рейн и Рур, переживал бурный экономический подъём, который сопровождался индустриализацией и трудовой миграцией. В разных частях города возникали многочисленные сталелитейные и металлообрабатывающие предприятия, заводы по производству станков и угольные шахты. Важнейшими перевалочными пунктами товаров и сырья были порты, расположенные в Дуйсбурге и его северном районе, Рурорте, которые постоянно расширялись и совершенствовались.

Несмотря на то, что рабочие посёлки начали возводить недалеко от крупных предприятий, многим работникам приходилось преодолевать большие расстояния до места работы. С развитием экономических связей между районами города росла потребность людей в большей мобильности.

Так называемая “Дорога для лошадей”. (Дорога, по которой проезжают повозки, запряженные лошадьми) До 1898 года. Городской архив Дуйсбурга. Транспорт Д (категория Д). № 7.

Администрация Дуйсбурга провела переговоры с берлинскими банкирами Августом и Луи Любке о создании железной дороги на конной тяге между Дуйсбургом и его северной частью – Рурортом. После того как было достигнуто соглашение и создана транспортная инфраструктура, 22 декабря 1881 года обер-бургомистром Дуйсбурга господином Лером было объявлено о торжественном открытии маршрута и запуске пробного рейса. Лошади, сменяемые каждые три часа, тянули четырнадцатиместные вагоны. Проводники старались соблюдать расписание, согласно которому поезда должны были приходить на станцию каждые пятнадцать минут. Этого, однако, редко удавалось добиться, т.к. вагоны часто сходили с рельсов, а пути заливало водой из-за их плохой защиты дамбой.

Практически одновременно с организацией сообщения с Рурортом возникло еще одно направление рельсовой дороги: от центра Дуйсбурга до Кайзерберга и Моннинга, а с 1887 году до Мюльхайм-Броиха. С 1882 года здесь стали ходить поезда на паровой тяге. В 1897 г. состоялся переход на электрическую тягу, а годом позже Объединенная берлинская компания пригородного и трамвайного сообщения «Allgemeine Lokal- und Straßenbahngesellschaft Berlin» электрифицировала линию до Рурорта. В конце ХIХ века после установления сообщения между центром города и его промышленным районом Хохфельд протяженность трамвайных путей в Дуйсбурге составила 21 км.

Улица Кёнигштрассе, остановка Кутор. примерно 1935 год. Городской архив Дуйсбурга. Дуйсбург, Кёнигштрассе, № 35.

Благодаря электрификации трамвайных линий время, затрачиваемое на дорогу, сократилось, а количество пассажиров значительно увеличилось. Новые линии были проложены в восточную часть города – Майдерих и в южный район Дуйсбурга – Нойдорф. Самым значительным событием стало установление транспортного сообщения с Дюссельдорфом. С 1900 года расстояние до него, составляющее 24 км, можно было преодолеть по электрифицированной трамвайной дороге за 78 минут; трамваи ходили с интервалом в 20 минут. С началом использования скоростных вагонов скорость движения увеличилась с 25 км в час до 40, а позднее и до 60 км в час. Уже в первый год по этой трассе в Дюссельдорф было перевезено 565 тыс. пассажиров, а в 1915 году их число возросло до рекордных 5,3 млн. человек. В 1920-х годах подвижной состав был модернизирован путем введения вагонов улучшенного дизайна и сервиса, в том числе, вагонов-ресторанов. В 1913 году для обслуживания трамваев было построено центральное депо в Грюневальде на улице Дюссельдорфер штрассе. Развитие железнодорожного сообщения и модернизация транспортных средств обеспечили надежную связь между Дуйсбургом и Дюссельдорфом – городами, один из которых является важным промышленным, а другой – административным центром Рейнско-Рурского региона.

В 1930 году общая протяженность трамвайных сетей в Дуйсбурге составляла 31 км. 1 января 1925 года была основана компания Дуйсбургер Штрасенбан ГмбХ, и город являлся её крупнейшим акционером, обладая 51% акций. Трамваи стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Фотография 20-х годов показывает интенсивное трамвайное движение, особенно по центральной улице Кёнигштрассе, соединяющей главный вокзал и старую часть города. По основным торговым улицам старого города – прежде всего это Беекштрассе и Мюнцштрассе – также проходили трамвайные линии. Уже в 30-е годы на Кёнигшрассе появились остановочные павильоны, сделанные из камня и красиво оформленные. Подобные залы ожидания (оборудованные санитарно-бытовыми помещениями) возникли также и на других остановках трамвая в направлении района Рурорт, например, на Фридрихсплатц. Перед центральным вокзалом Дуйсбурга был возведен подземный остановочный пункт для поездов федеральных железных дорог, похожий на появившиеся позднее станции метро.

Трамваи

на улицах Перми и Дуйсбурга в черно-белом цвете. Электронная выставка, посвященная 90-летию пермского трамвая.