Трамваи на улицах Перми

1900-е - 1930-е годы

Дорога через егошихинский мост (Разгуляй). 17 июля 1930 года. Фоторепродукция. АГП. Ф.1410. Оп.2. Д.2610. Л.1.

Необходимость связи города Перми с окраинами возникла с давних времен. Хоть и считалась Мотовилиха отдельным населенным пунктом, но жители Перми и Мотовилихи были тесно связаны, даже Егошихинский завод, лежащий в основании города Перми, был присоединен к Мотовилихинским пушечным заводам. В другом конце города росли и развивались крупный завод и поселок Е.А. Балашовой… В начале XX века в основном пользовались гужевым транспортом, который был дорогостоящим и нерегулярным. Речной прибрежный транспорт не был развит, в большей степени применялся как грузовой и прогулочный. Наступило время, когда и железная дорога перестала удовлетворять потребности горожан. Возникла необходимость в дешевом и удобном транспорте – электрическом трамвае.

Укладка трамвайных путей в 1929 году на улице Камской (ныне улица Лифанова). Репродукция. 1960-е гг. АГП. Ф.1410. Оп.2. Д.2627. Л.1.

Инициатором устройства трамвая выступил городской голова Павел Александрович Рябинин: под его руководством в 1908 году были сформированы материалы о целесообразности использования трамвая, с 1911 по 1913 годы разрабатывался проект. Было дано царское разрешение на облигационный заем в 3,5 млн руб. на английском биржевом рынке.

На первые полученные ссуды в размере 1.241.489 руб. были начаты коммунальные преобразования, «в предприятие это сделаны уже крупные вложения в форме закупки различного имущества и оборудования». На 22 июня 1915 года на устройство трамвая было израсходовано 263.783 руб. 70 коп.: проводилось расширение существующей электростанции, строительство водостоков, водопроводной сети. Но на расходы, связанные с Первой мировой войной, в 1915 году было потрачено 149.000 руб. Затем выпуск облигаций прекратился, банковские операции не совершались, деньги от английских инвесторов перестали поступать в Пермь.

После революционных событий 1917 года, Первой мировой и гражданской войн молодое государство начало процесс индустриализации. 3 ноября 1927 года председателем Пермского городского Совета стал Михаил Петрович Овчинников, который возобновил строительство трамвайных путей в городе. За основу был взят дореволюционный проект, использовано закупленное оборудование, запрошены средства из госбюджета.

Группа рабочих около трамвайных путей в районе улиц Ленина и Дальней (сейчас улица Хохрякова). Обкатка трамвая. 1930 год. Фоторепродукция. АГП. Ф.1410. Оп.2. Д.2633. Л.1.

За строительный сезон 1929 года была создана трамвайная линия от трамвайного парка в двух направлениях: до Базарной площади в Мотовилихе и до улицы Красноуфимской, построено 13 км пути. Открытие пермского трамвая состоялось 7 ноября 1929 года. По такому случаю в Пермь поступили поздравления от немецких рабочих: «Революционный боевой привет к 12-й годовщине пролетарской революции и к открытию первого на Урале трамвая посылают революционные трамвайщики Штутгарта».

В 1930-е годы сеть трамвайных линий активно расширялась. Были связаны два вокзала Пермь-I и Пермь-II, завод № 19 («Пермские моторы»), завод им. Дзержинского, шпалопропиточный завод и лесокомбинат «Красный Октябрь» (бывший поселок Е.А. Балашовой). К 1941 году протяженность трамвайных путей составляла 48 км, вагонный парк насчитывал 79 единиц.

Трамваи

на улицах Перми и Дуйсбурга в черно-белом цвете. Электронная выставка, посвященная 90-летию пермского трамвая.