Трамваи на улицах Перми
1900-е - 1930-е годы
Необходимость связи города Перми с окраинами возникла с давних времен. Хоть и считалась Мотовилиха отдельным населенным пунктом, но жители Перми и Мотовилихи были тесно связаны, даже Егошихинский завод, лежащий в основании города Перми, был присоединен к Мотовилихинским пушечным заводам. В другом конце города росли и развивались крупный завод и поселок Е.А. Балашовой… В начале XX века в основном пользовались гужевым транспортом, который был дорогостоящим и нерегулярным. Речной прибрежный транспорт не был развит, в большей степени применялся как грузовой и прогулочный. Наступило время, когда и железная дорога перестала удовлетворять потребности горожан. Возникла необходимость в дешевом и удобном транспорте – электрическом трамвае.
Инициатором устройства трамвая выступил городской голова Павел Александрович Рябинин: под его руководством в 1908 году были сформированы материалы о целесообразности использования трамвая, с 1911 по 1913 годы разрабатывался проект. Было дано царское разрешение на облигационный заем в 3,5 млн руб. на английском биржевом рынке.
На первые полученные ссуды в размере 1.241.489 руб. были начаты коммунальные преобразования, «в предприятие это сделаны уже крупные вложения в форме закупки различного имущества и оборудования». На 22 июня 1915 года на устройство трамвая было израсходовано 263.783 руб. 70 коп.: проводилось расширение существующей электростанции, строительство водостоков, водопроводной сети. Но на расходы, связанные с Первой мировой войной, в 1915 году было потрачено 149.000 руб. Затем выпуск облигаций прекратился, банковские операции не совершались, деньги от английских инвесторов перестали поступать в Пермь.
После революционных событий 1917 года, Первой мировой и гражданской войн молодое государство начало процесс индустриализации. 3 ноября 1927 года председателем Пермского городского Совета стал Михаил Петрович Овчинников, который возобновил строительство трамвайных путей в городе. За основу был взят дореволюционный проект, использовано закупленное оборудование, запрошены средства из госбюджета.
За строительный сезон 1929 года была создана трамвайная линия от трамвайного парка в двух направлениях: до Базарной площади в Мотовилихе и до улицы Красноуфимской, построено 13 км пути. Открытие пермского трамвая состоялось 7 ноября 1929 года. По такому случаю в Пермь поступили поздравления от немецких рабочих: «Революционный боевой привет к 12-й годовщине пролетарской революции и к открытию первого на Урале трамвая посылают революционные трамвайщики Штутгарта».
В 1930-е годы сеть трамвайных линий активно расширялась. Были связаны два вокзала Пермь-I и Пермь-II, завод № 19 («Пермские моторы»), завод им. Дзержинского, шпалопропиточный завод и лесокомбинат «Красный Октябрь» (бывший поселок Е.А. Балашовой). К 1941 году протяженность трамвайных путей составляла 48 км, вагонный парк насчитывал 79 единиц.
Трамваи
на улицах Перми и Дуйсбурга в черно-белом цвете. Электронная выставка, посвященная 90-летию пермского трамвая.