О праздновании Нового года и Рождества в Перми.

О. А. Мельчакова
Вечерняя Пермь. - 2001 год. - 25 декабря.

Все та же Пермь

Из прошлого хочется выбросить что-то,
И хочется что-то вернуть из него;
Мгновенья прошли, умирали без счета,
Нельзя воскресить и забыть ничего...
А. К. Шарц

Не было на Руси ни одного празднования, которое сопровождалось таким богатством обычаев, брядов, примет, как Рождество. Новый год следовал по старому календарю после Рождества и являлся серединой Святочных праздников. Предрождественские и новогодние обычаи сохранились до наших дней.

Прибирать, перемывать, разбивать старые горшки и обзаводиться новыми, наряжаться в новую или отстиранную одежду, а также зажигать свечи, устраивать яркое освещение - все было связано с символом «очищения», «обновления».

Празднику предшествовал пост. В день накануне Рождества, сочельник, не принято было вкушать яства до появления на небе первой звезды, в память о звезде, которая возве стила о рождении Спасителя мира.
Сочельник начинался с обычая, напоминающего о том, что Иисус был положен в ясли, куда кладут корм овцам. Старший в доме засыпал избу сеном и соломой, что являлось символом благополучия семьи.
Со временем этот обычай перешел в разбрасывание серпантина и конфетти. Сочельник получил свое название от блюда, которое ели в этот ужин - сочиво или кутья (отварные зерна с фруктами).

Родители рассказывали детям о том, как умные люди (волхвы) пришли поклониться Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки, поэтому сейчас все делают друг другу подарки.

В обычае было с самого утра Рождества славить Христа на улицах и площадях. Славельщики ходили по домам и разыгрывали сцены рождения Иисуса.

Под звон сотен церковных колоколов начинались праздники в Перми до 1917 года. В рождественскую и новогоднюю ночи никто не спал. Проводились торжественные службы в церквах. Новый год и Рождество праздновали в Перми, как и по всей России, ярко и красиво. Предлагаем вниманию читателей материалы из дореволюционных летописей, календарей-фельетонов.

Зимние забавы

Зимние скульптуры 1950-1970-х - любимое место отдыха пермяков. МУ «Архив города Перми». Коллекция фотодокументовКак и 100, и 200 лет назад мы бываем недовольны зимой, но с нетерпением ждем ее, как ждали в 1911 году:

Ну, кажется, что, слава богу,
Поздравить можно Пермь с Зимой.
Пушистый, легкий - понемногу
Снег шел три дня и пеленой
Холодно-белою покрыл
Холмы безвременных могил,
Где часто даже нет крестов.
Усопших крезов мавзолеи,
Дома владельцев бакалеи,
Мануфактур, галантереи
И разных всех других родов
Торговли; скромные хоромы
Лесных и прочих «королей»,
Дома дельцов, что всем знакомы,
Театр, тюрьму, главы церквей,
Жилища граждан рангов разных,
Дома мещан окраин грязных...1

Московский журналист Кри-Кри (В. Я. Кричевский) в 1897 году решительно советовал проводить зиму в Перми «всем нервноизмочаленным столичным воздухом»:

«...Прирожденному пермяку она, конечно, примелькалась "У нас, мол, сколько угодно этих Уралов..." Тона, тона, господа художники, какие здесь, виды какие! Дремлющее синеватое лесное Закамье; высокие стройные деревья и по эту сторону, в самом городе; кругом - мягкость, бесшумность, не задевающая ни одного нерва. Оригинально и интересно впечатление, производимое окружающим: спокойным, "столично" не оголтелым народом, мужиком собственно, - с его заиндевелою русою бородою и умным "мухортым", знающим дорогу и без хозяйской указки...»2 Трудно понять заезжему журналисту пермскую жизнь, пермские же летописцы (первым Н. С. Попов, затем повторил В. С. Верхоланцев) скромно, без восторженности описывали редкие забавы: «...Зимой по праздникам происходили катанья пермских граждан по Сибирской улице, наиболее зажиточные катались на рысаках, запряженных в казанские сани, с медвежьим одеялом. У саней прежде устраивались "запятки", или место для стояния. По словам старожилов пермские дон-жуаны и кавалеры, увидев знакомую катающуюся барышню, вскакивали на "запятки", здоровались и разговаривали во время катания.

Наговорившись и простившись, они соскакивали и вскакивали к другим. Ездили катающиеся медленно, лошадь за лошадью, чтобы рассмотреть знакомых...»3 Н. С. Попов писал: «Катаются... на санях по улицам в лучших своих экипажах, с лучшею упряжкою и в первостатейном наряде...»4. Любили пермяки и пешие прогулки. «Маленький человек» из Перми запечатлел событие 1914 года в стихах:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Гуляньем нашим за бульваром
Пермяк наш дорожит?
Лишь солнце за рекою скрылось,
Глядишь - толпа принарядилась

И за бульвар спешит.
Аллея есть в саду такая:
Тесня друг друга и толкая,
Взад и вперед по ней
Ползет толпа как на закланье...
Ну променад, ну и гулянье!5

Святочные игры и вечеринки продолжались до самого Крещения, иногда и далее. На святках пермская молодежь маскировалась (наряжалась в костюмы и маски), ходила по домам знакомых, а иногда и вовсе незнакомых:

Визиты многие ругают,
И визитеры разъезжают
Вполне... исправно каждый год.
Там выпьет водки, здесь малаги,
Мадеру хересом зальет,
Из дома в дом весь день снует...
Малагу выпить? Превосходно!
Малагу я не пил давно!
Хоть не любитель брандахлыста,
Ну а для вас! Хоть керосин!
Но почему ж я пью один?
А вы? Наливочки! Немножко!
Пригубьте! Чокнитесь со мной!
Какие глазки, губки, ножки!
Pardon! Простите! Я уйду!
Ах, черт возьми, попал в беду!6

В старину отмечались такие развлечения: «...Танцевали без конца под гармошку кадриль, хоронили золото, играли в туалет, в фанты, иногда разыгрывали шайку разбойников...»7

Обратимся еще раз к стихам «маленького человека» и восхвалим нашу зиму 2009 года вместе с зимой 1905 года:

Зиме и снегу - мой привет!
Bonjour, madam! Хоть денег нет,
Но я ничуть не унываю:
Тащу в ломбард велосипед
И, смотришь, шубу выкупаю...
Покрыл предательский снежок
И тротуары, и дорогу.
Будь осторожен, мой дружок:
Один неопытный шажок -
И ты себе сломаешь ногу...
Зима - с бодрящим холодком,
Зима - с медвежьею охотой,
Зима - и оперный содом,
Зима - и винтик по двухсотой,
Концерты, драма, клуб, театр,
Балы, газетные дебаты,
Глинтвейн, мазурка, па-де-карт
И мухоловов рефераты;
Ну, словом, ясно резюме:
Одно достоинство большое
Влечет к волшебнице-зиме:
Сильна «общественность» зимою!
И дело спорится дружней,
И сразу оживает пресса...
Так приходи же к нам скорей,
Зима - поборница прогресса!8

Все эти мероприятия не кажутся нам глубокой стариной, потому что многие старинные традиции перешли в наши дни, мы по-прежнему любим балы и маскарады, ходим в гости и не прочь в век скоростных автомобилей прокатиться на тройке по заснеженному парку. А также любим, сидя у электрического камина, посмотреть старые фотографии, вспомнить свое детство и молодую маму.

Пермь есть город музыкальный

Умели пермяки отдыхать в старину... В начале XIX века пермский историк, уважаемый человек, директор гимназии Н. С. Попов писал: «...Простые люди любят по большей части пировать после всякого храмового праздника около недели и нередко дотоле, пока крайняя нужда не заставит таки приняться за работу... Нужно сие еще заметить, что во время своих продолжительных пирушек, хотя иногда, по улицам поют песни, в домах пляшут, часто по скрипке. Святками делают вечеринки, на коих собранные девицы и мужчины также пляшут по скрипкам, поют особливые поблюдные (к каждому блюду, угощению) песни...»9 Не зря отмечал поэт в 1903 году:

Посмотри в вечерний час
Вдоль по Каме реют лодки
В каждой лодке баритон,
И старательно из глотки
Извлекает звуки он.
Скромных песен буржуазных
Сей певец не признает
Он отрывки опер разных
Исключительно поет.
...По реке плывет зеркальной
Сотни лодок, челноков,
В них по мере минимальной
Сто поющих пермяков.
Вывод должен быть таков
Пермь есть город музыкальный10.


Исполнение оперных партий часто обсуждалось в местной прессе. Любили в Перми оперу, так любили, что на некоторые сезоны закрывали. Опероманами были даже члены городской думы. Один из пермяков в 1898 году рассуждал так: «...Опероман означает - человек чрезмерно приверженный к опере. У него мания. Мания есть болезнь и болезнь не простая, а ужасная - болезнь ума и духа. Можно ли таких людей пускать распоряжаться в думе? Нет нельзя, они - ненормальны, а ненормальный гласный вдруг возьмет да выдумает мостовую...»11 Тротуары на главных улицах Перми были устроены в 1824 году и к концу XIX века сильно обветшали, и не только мостовую могла выдумать дума:

А дума - это ль не грешно? -
Взяла вопрос водопроводный
И положила под сукно!
А опера? Кто б мог поверить,
Что ныне города отцы,
С концами не сведя концы,
Решили оперу похерить?!

И приснилось в 1902 году пермскому сатирику, что через сорок лет после оперы в театре устроили городскую оперетку, а затем - кафе-шантан12. Нам-то известно, что в 1942 году никакого кафе-шантана не было. Правда, не было уже и народной крестьянской оперы, которая процветала в Перми с 1897 года по 1918 год, организованная попечителем о народной трезвости А. Д. Городцовым. Святочные концерты хоров А. Д. Городцова были известны далеко за пределами губернии.
В рождественские праздники в театре обычно устраивали балы, лотереи-аллегри. Выиграть в такой лотерее можно было как самую разную мелочь, как то: веер, ножницы, шкатулку, а иногда и... корову13.

Характеризуя целое время года, в 1901 году Вера Гукс заметила: «...Зима - для одних первый маскарад в общественном собрании, а для других, "для тех, кто почище", - польский бал в Благородке...»14

Зимой 1859-1860 годов Д. Д. Смышляев, известный впоследствии историк и земский деятель пермского края, вместе с преподавателем Пермской мужской гимназии устроили в здании благородного собрания одиннадцать литературно-музыкальных вечеров, привлекших обширную публику. Сборы с этих вечеров шли в пользу предполагаемой к открытию женской гимназии15.

Газета «Пермские губернские ведомости» отмечала: «...Первую премию получил костюм "утренний каприз"...»16

Устраивались «елки» в учебных заведениях. Особенную популярность приобрели детские утренники, устраиваемые выдающимся общественным деятелем П. Н. Серебренниковым в школе слепых и Рождество-Богородицкой школе.

Танцевали на рубеже веков такие танцы, как акадьен, аликаз, варшавянку, том-тит, кадриль-валь, па-де-патину, миньон, шакон, па-декарт. С 1901 года любимым танцем сделали па-д-эспань. Ввели новый танец приехавшие на рождественские каникулы из Москвы, Петербурга и Казани пермские студенты, с тех пор его танцевали повсюду17. Для любителей бильярда ре комендовался танец полька-бильярдо, для пристра стных к спирт ным напиткам - танец коньякен, для гласных думы - танец дум-дум18. Господа! Танцуйте танцы, которым 100 лет!

«Угощательные заведения»

Отмечая излюбленные кушанья пермяков, историк В. С. Верхоланцев писал: «...Обычную пищу составляли щи, суп с лапшою, студень из ног, говядина, каша, кисели, по праздникам рыбные пироги и маленькие пирожки, гуси, поросята, рябчики. Наиболее любимым блюдом являлись пельмени. Они готовились почти всегда в заговенье и во время приема гостей. В эти дни обычно весь обед состоял из пельменей, сначала в суп, потом вареных, наконец, жареных. Как говорят, что "без блина - не масленица, без пирога - не именинник", точно также про пермяка можно сказать, что для них без пельменей не заговенье...»19 Перефразируем летописца и скажем: «Без пельменей - не праздник». Есть у летописца и рекомендации для тех, кто соблюдает пост: «Грибы, горох, редька и капуста с приправой конопляного масла»20.

Накануне праздников жители Перми, конечно же, посещали торговые заведения: лавки, трактиры, торговые ряды.

Для торгующих городская дума в 1892 году вынесла постановление: «...На полках и в ящиках, предназначенных для помещения хлебных и других изделий, не должно быть пыли, сору и ничего постороннего, как то, домашние вещи, разный хлам и, вообще все то, что не относится к предметам торговли. Употребление вредных красок для пряников и кондитерских изделий воспрещается. Места приготовления, хранения и продажи съестных продуктов должны быть удалены от отхожих мест и устроены так, чтобы в них не проник запах от последних...»21 Среди торговых рядов были и «угощательные» заведения:

Очищенной! Имею честь...
Сперва ветчинки разве съесть?
Еще одну? Пожалуй можно!
Еще? Что ж, это не беда!
Ну-с, по четвертой, господа!..
Иван Иваныч, осторожно,
Прольешь... по пятой бы не грех!
С великим праздником вас всех!22

И, конечно, не изменяя традициям, заранее приготовляли пермяки друг другу подарки. Что рекомендовала реклама того времени?
«...Корсеты всевозможных сортов. Всегда большой ассортимент сезонных новостей. В магазине С. М. Брунштейн...»23, «...Модный магазин дамских шляпок Ф. Румм, бывшей Бройдо. Шляпки, муфты, канапе и уборы. Последние новости сезона всегда в большом выборе...»24, «...Вновь открыт оптовый склад пива товарищества жигулевского завода "А. Вакано и Ко" в Перми, Большая Ямская улица, собственный дом, телефон № 264...»25, «...Величайший в России универсальныймагазин Мюр и Мерилиз. Москва. Петровка. Собственный дом. Имеется все нужное для дамского, детского и мужского туалета, хозяйства, украшения, меблировки квартир, предметы роскоши, игрушки, канцелярские и фотографические принадлежности, предметы для спорта, электрического освещения, водопровода, канализации и пр. и пр...»26, «...Торговый дом И. Е. Потеряева с племянником М. П. Потеряевым в Перми. Оптовая торговля хлебными, рыбными и персидскими товарами...»27

Так что без подарков пермяки не оставались.

1 Фланер. 19 ноября 1911 года // Прогулки по старой Перми. Страницы город-
ского фельетона конца XIX - начала XX вв. - Юрятин, 1998. - С. 258-259.
2 Фланер. 19 ноября 1911 года // Прогулки по старой Перми. Страницы город-
ского фельетона конца XIX - начала XX вв. - Юрятин, 1998. - С. 19.
3 Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. - Пермь,
1994. - С. 170.
4 Попов Н. С. Хозяйственное описание пермской губернии. - СПб., 1813. -
Ч. 3. С. 152.
5 Little man (С. Ильин). 30 июля 1904 года // Прогулки... Указ. соч. - С. 143.
6 Гамма. 6 апреля 1906 года // Прогулки... Указ. соч. - С. 181-183.
7 Верхоланцев В. С. Указ. соч. - С. 171.
8 Little man (С. Ильин). 1905 год // Прогулки... Указ. соч. - С. 256.
9 Попов Н. С. Хозяйственное описание Пермской губернии. - СПб., 1813. - Ч. 3.
С. 152.
10 Little man (С. Ильин). 22 мая 1903 года // Прогулки по старой Перми. Страницы
городского фельетона конца XIX века. - Юрятин, 1998. - С. 190.
11 Кри-Кри. 7 июня 1898 года // Прогулки по старой Перми. Страницы городско-
го фельетона конца XIX века. - Юрятин, 1998. - С. 269.
12 Вера Гукс. 25 августа 1902 года // Прогулки по старой Перми. Страницы го-
родского фельетона конца XIX века. - Юрятин, 1998. - С. 41.
13 ГАПО. Ф. Р-1596. Оп. 1. Д. 88. Л. 10-11.
14 Вера Гукс. 9 марта 1901 года // Прогулки по старой Перми. Страницы город-
ского фельетона конца XIX века. - Юрятин, 1998. - С. 22.
15 Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. - Пермь, 1994. -
С. 20
16 // Пермские губернские ведомости. - 1860. - 8 января.
17 Вера Гукс. 24 января 1901 года // Прогулки по старой Перми. Страницы город-
ского фельетона конца XIX века. - Юрятин, 1998. - С. 176-178.
18 Вера Гукс. Указ. соч.
19 Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. - Пермь, 1994. - С. 170.
20 Верхоланцев В. С. Указ. соч.
21 Адрес-календарь на 1911 г. - Пермь, 1911.
22 Гамма. 6 апреля 1906 // Прогулки по старой Перми. Страницы городского
фельетона конца XIX - начала XX вв. - Юрятин, 1998. - С. 190.
23 Адрес-календарь на 1904 год. - Пермь, 1903. - С. 18
24 Указ. соч. - С. 3.
25 Указ. соч. - С. 5.
26 Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1913 год. - Пермь,
1913. - С. 14.
27 Указ. соч. - С. 22.

Услуги

Тарифы

Контакты

  • Rambler's Top100